Тема 6

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

6.1. НДС в зарубежных странах

В середине 60-х годов НДС практически не существовал (не считая не полностью развитых форм в Финляндии и Франции). К концу 1987 года он стал обычным в налоговой практике 21 из 24 стран-членов ОЭСР, кроме Австралии, Швейцарии, США (все эти страны - с федеративным устройством).

Основные причины массового внедрения НДС:

6.2. Основное понятие налога на добавленную стоимость

В рыночной экономике НДС - это один из наиболее устойчивых и эффективных налогов. Система его сбора сравнительно проста и защищена от инфляции, а уклонение от уплаты затруднено в силу непрерывности процесса платежей и взимания его на всех стадиях движения продукции и услуг. Этот налог обеспечивает быстрое поступление денежных средств в бюджет, равномерно распределяется по всем секторам экономики и поэтому не вызывает диспропорций и искажений в сравнительных ценах, которые характерны при использовании многих других налогов.

НДС - это форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения.

Обороты, товары, работы и услуги, которые облагаются НДС:

Обороты, товары, работы и услуги, которые не облагаются НДС:

1. Внутризаводской оборот в производственных целях между структурными подразделениями предприятия.

2. Продажа, обмен, безвозмездная передача приобретенных с НДС товаров, за исключением их реализации по ценам, превышающим цену приобретения.

3. Средства, полученные от реализации военного имущества и оказания услуг Министерству обороны РФ, при обязательном их направлении на улучшение условий военнослужащих.

4. Обороты угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий по реализации угля.

5. Товары, работы и услуги, экспортируемые непосредственно предприятиями-производителями. Транспортные услуги при экспорте товаров и транзите иностранных грузов через РФ.

6. Товары и услуги, предназначенные для официального пользования иностранных дипломатических представительств, а также для личного пользования персонала этих представительств и членов их семей, проживающих вместе с ними.

7. Услуги городского и пригородного пассажирского транспорта, кроме такси.

8. Квартирная плата, включая за общежития.

9. Стоимость имущества государственных предприятий и жилых помещений выкупаемых по приватизации.

10. Операции по страхованию, выдаче ссуд и совершаемым денежным вкладам.

11. Операции с обращением валюты, денег, ценных бумаг, кроме посреднических услуг.

12. Продажа почтовых марок, открыток, конвертов, лотерейных билетов.

13. Плата за недра.

14. Патентно-лицензионные операции, получение авторских прав.

15. Продукция собственного производства отдельных предприятий общественного питания.

16. Услуги в сфере образования.

17.Товары (работы и услуги) вырабатываемые и реализуемые образовательными учреждениями, при условии направления полученного дохода на нужды образовательного процесса.

18. Научно-исследовательские работы, выполняемые за счет бюджета.

19. Услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений, спортивных и театральных, развлекательных мероприятий, включая видеопоказ.

20. Обороты казино, игровых автоматов, выигрыши по ставкам на ипподромах.

21. Ритуальные услуги похоронных бюро.

22. Обороты по реализации конфискованных ценностей и кладов,

23. Платные медицинские услуги для населения, лекарственные изделия. путевки в оздоровительные учреждения.

24. Товары производимые общественными организациями инвалидов.

25. Товары собственного производства предприятий, в которых инвалиды составляют не менее 50% общего числа работников.

26. Продукция сельскохозяйственных предприятий, реализуемая в счет натуральной оплаты труда.

27. Изделия народных промыслов художественного достоинства.

28. Товары, ввозимые на территорию РФ в качестве гуманитарной помощи.

29. Сдача в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданами и юридическим лицам, аккредитованным в РФ, в случае если их национальным законодательством установлена аналогичная льгота в отношении граждан и юридических лиц РФ.

30. Сбор за выдачу лицензий на осуществление отдельных видов деятельности и регистрационных сбор за выдачу документов на право собственности граждан на землю.

31. Обороты по реализации драгоценных камней в сырье для обработки и последующей реализации на экспорт.

32. Товары, работы и услуги сельскохозяйственных предприятий, реализуемые пенсионерам - бывшим работникам этих предприятий.

33. От уплаты НДС освобождаются следующие виды товаров, ввозимые на территорию РФ:

33.1. Продовольственные товары (кроме подакцизных) и сырье для их производства

33.2. Товары для детей по соответствующему перечню.

33.3. Технические средства, включая автотранспорт, для инвалидов.

33.4. Медицинская техника.

33.5. Товары, предназначенные в качестве вклада в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями в течение года с момента их регистрации.

33.6. Технологическое оборудование для выпуска препаратов для борьбы с инфекционными заболеваниями.

33.7. Товары и технологическое оборудование, направляемые иностранными государствами в качестве безвозмездной помощи, а также для проведения совместных научных работ.

33.8. Книги и периодические издания, учебные пособия для образовательных учреждений.

Размеры ставок НДС:

а) 10% - по продовольственным товарам (кроме подакцизных),

б) 20% - по остальным товарам, включая подакцизные продовольственные товары.

Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары и суммами налога по оплаченным материальным ресурсам, топливу, работам, услугам, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

НДС не уплачивают физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

При ввозе товаров на территорию Российской Федерации НДС исчисляется исходя из:

6.4. НДС или НРП

Основным конкурентом для НДС является налог на розничные продажи (НРП).

НРП - дает возможность откладывать уплату налога до стадии конечного потребления. Все зарегистрированные фирмы-производители обязаны включать налог в цену при продаже частным лицам, а торговля между фирмами свободна от налогообложения.

НДС организован так, что все продавцы обязаны включать налог в цену своих товаров, но фирмы получают кредит на сумму этого налога, уплаченного на предыдущей стадии.

При равной ставке и одинаковом круге обложения эти два налога обеспечивают равные поступления в бюджет. Все исследователи согласны, что, абстрагируясь от метода взимания, эти два налога экономически эквивалентны друг другу. Но, с точки зрения западных специалистов, есть три практических преимущества НДС:

1) легче осуществляется налогообложение услуг, то есть увеличиваются налоговые поступления и обеспечивается нейтральность налогов по отношению к товарам и услугам;

2) легче осуществить налогообложение товаров для производственных нужд;

3) обеспечивается более серьезная защита от уклонения от налогов.

Практическим неудобством НДС является множественность ставок, что делает более дорогим и сложным его практическое использование как для налоговых инспекций, так и для производителей.

НДС не может служить инструментом обеспечения прогрессивности налогообложения потребления, а именно этим и объясняется наличие пониженных и повышенных ставок налогов.

Специфические особенности введения НДС:

Во-первых, условия введения НДС в европейских странах коренным образом отличались от российских. Франция, пионер в области НДС, и ряд других стран использовали его для замены налога с оборота или на производство. Эта замена была улучшением качества налоговой системы, не предусматривая увеличения поступлений в бюджет. В России НДС заменил налог с оборота и налог на продажи, одновременно ставилась цель примерно в 1,5 раза увеличить доходы казны.

Во-вторых, НДС стал центральным звеном интеграционных процессов в ЕЭС.

В-третьих, до сих пор среди специалистов нет единодушия в оценке инфляционных свойств этого налога. Хотя опыт большинства развитых стран показал, что переход к НДС не оказывает видимого воздействия на развитие инфляционных процессов, опыт Италии в середине 70-х годов показал обратное. По мнению экспертов ОЭСР этот факт был вызван широкой практикой уклонения от налогов в этой стране.

В-четвертых, введение НДС требует аккуратного и четкого решения вопроса об обложении импортируемых товаров и о правилах зачета налога на экспортируемые товары.

В-пятых, введение этого налога должно осуществляться постепенно.

Европейские страны готовились к введению НДС в течение в среднем 2-3 лет, в США дискуссия об этом налоге шла более пяти лет.

Налоги на продажи (с оборота, на добавленную стоимость, другие, включаемые в цену товара) - бюджетные источники особого свойства. Они вводятся с целью взаимоувязки доходов бюджета с общим объемом товарного оборота в стране. Этим достигается относительно высокая устойчивость доходов бюджета по сравнению с использованием прибыли в качестве объекта налогообложения, поскольку на ее величину воздействуют как текущие затраты, так и капитальные, определяемые инвестиционной политикой предприятий. Кроме того, прибыль может изменяться в зависимости от ориентации предприятия (на завоевание внешнего рынка, максимизацию объема продаж и др.).

Вопросы для самопроверки

1. Причины введения НДС в зарубежных странах?

2. Основное понятие налога на добавленную стоимость (НДС).

3. Исходя из чего исчисляется НДС при импорте товаров?

4. Какие преимущества НДС по сравнению с налогом на розничные продажи (НРП)?

5. Какие размеры ставок НДС и как исчисляется НДС?