Тема 12

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

12.1. Содержание налоговых реформ в ОЭРС

К началу 70-х годов в большинстве стран-членов ОЭСР завершился переход к налогообложению потребления через налог на добавленную стоимость. После этого в налоговых системах этих стран в течение почти 15 лет не происходило существенных изменений.

Новый всплеск общественного интереса к этим вопросам проявился в середине 80-х годов, когда в этих странах "свершилась революция" в налоговом законодательстве.

В 1984-86 годах произошли серьезные изменения в личном и корпоративном подоходном налогах в Дании, Новой Зеландии, Швеции, Великобритании и США. Снижение ставок подоходных налогов в Великобритании и США подтолкнуло другие страны к аналогичным шагам, так как в противном случае им пришлось бы расплачиваться за свой выбор оттоком капитала. В 1987-1990 годах практически все страны-члены ОЭСР провели реформу подоходных налогов.

Таким образом, все страны-члены ОЭСР сделали однозначный выбор использования налоговой системы от налогового вмешательства к нейтральности налоговой системы.

Основное направление перемен:

Какие особенности отмечались в переменах на практике:

12. 2. Анализ некоторых видов налогов

1) Личный подоходный налог - один из самых важных в западных странах.

Верхний размер ставок этого налога в разных странах варьируется от 30% до 57%, хотя с 1986 года произошло практически повсеместное снижение их уровня. Изменение значений ставок происходило в разных направлениях: от снижения на 11-12 пунктов (Австрия, Нидерланды) до повышения на 16-17 (Швеция, Испания).

2) Налоги на личное имущество и капитал

(рост этих налогов встречается крайне редко, в последние годы оно имело место во Франции, Ирландии и Испании).

Налоги на владение и/или использование жилищ и земли сильно дифференцируются по своему значению в различных странах:

а) около 10% всех налоговых поступлений в США и Великобритании,

б) менее 1% в Норвегии и Швеции.

3) Налогообложение сделок с ценными бумагами

Существует и иная точка зрения - такой налог заменяет НДС и служит обеспечению нейтральности налогообложения по отношению к финансовым и нефинансовым операциям.

4) Экологические налоги.

Несмотря на теоретический консенсус относительно принципа "загрязняющий должен платить", экологические налоги редко встречаются в странах ОЭСР (за исключением традиционных акцизов на алкоголь, табак, бензин и автомобили).

Некоторые страны дифференцируют налоги на различные виды моторного топлива, на различные классы автомобилей.

Пример: В Германии владелец автомобиля 100 кубических дециметров и выше с катализатором платит меньше налог, чем владелец аналогичного автомобиля без катализатора. Владельцы менее мощных автомобилей с катализатором вообще освобождены от налога.

В некоторых странах обсуждаются проблемы введения угольных налогов, налогов на загрязнение воды и почвы.

5) Прямой налог на расходы

рассматривается всерьез налоговой администрацией в США и Ирландии. Им предполагается дополнить или заменить личный подоходный налог.

12.3. Региональные особенности в налоговой системе на примере Испании

В соответствии с административно-территориальным делением налоговая система Испании трехступенчатая. Страна делится на 17 автономных территорий, которые включают в себя 56 провинций. Поэтому корпорации и население платят федеральные, региональные и местные налоги.

Федеральные налоги контролируются Государственным агентством налоговой службы, имеющим своих представителей в автономных территориях и провинциях. Статус автономных территорий неодинаков, их можно подразделить на три группы.

Первую представляют Наварра и Страна Басков обладают большей территорией, чем остальные, в том числе и в области налогообложения. Они пользуются правом самостоятельно вводить различные виды региональных и местных налогов. Они сами собирают федеральные налоги и после этого отчисляют процент от них в федеральный бюджет.

Во вторую групп входит Каталония, которая имеет полномочия регулировать налоговые ставки.

Третья группа объединяет большинство регионов, которые не имею прав проведения самостоятельной налоговой политики.

В 1994 г. была проведена налоговая реформа с целью укрепления финансовой базы регионов. Некоторые федеральные налоги были переданы в ведение территорий. После этого осталось всего пять видов федеральных налогов:

1) Подоходный налог с физических лиц, который составляет 38% доходов федерального бюджета.

Налогооблагаемая база подоходного налога в Испании шире, чем в большинстве европейских стран, так как она включает помимо основных источников пенсии и пособия по безработице. Из налогооблагаемого дохода вычитается по 20 тыс. песет в год на каждого ребенка и иждивенца в семье старше 65 лет. Из годового дохода исключаются отчисления на социальное страхование и профсоюзные взносы, но не более 5% от дохода и не свыше 250 тыс. песет. Частично можно вычесть документированные расходы на лекарство.

Подоходный налог уплачивается индивидуально или семейной парой. Необлагаемый минимум в первом случае составляет 400 тыс. песет, а во втором 800 тыс. песет. Далее с ростом доходов действует прогрессивная шкала из 16 ставок. Минимальная ставка 20%. Максимальная ставка - 56%, которая применяется при доходах свыше 9 550 тыс. песет у одного человека или 11 000тыс. у семейной пары.

15% подоходного налога из федерального бюджета передается в бюджеты регионов.

2) Налог на прибыль корпораций - (прямой налог) дает 8% поступлений в федеральный бюджет.

Ставка 35%, но для кооперативов ставка понижается до 26%. Налоговые льготы предоставляются:

3) Налог на добавленную стоимость (НДС) - (косвенный налог) дает 25% налоговых поступлений в федеральный бюджет. Был введен в 1986 году, в связи с вступлением Испании в ЕЭС. Первоначально ставка была 12%, но в последние годы наблюдается тенденция ее повышения. В 1994 г. она составила 16%.

Для продовольственных товаров, культурных и спортивных мероприятий, гостиничных и транспортных услуг применяется ставка НДС 7%.

Для продуктов первой необходимости - хлеб, молоко, мясо, молоко, фрукты, овощи, зерно, лекарства, книги, газеты, муниципальное жилье НДС -4%.

Не облагаются НДС операции на экспорт, медицинские услуги в больницах, образование.

4) Акцизы, доля которых в бюджете составляет 13%. Набор подакцизных товаров, такой же как в других европейских странах: алкогольные напитки, табачные изделия, топливо, автомобили.

5) Федеральный налог на игорный бизнес - 2,2%.

В) Региональные налоги:

Региональные органы могут по согласованию с федеральным правительством вводить свои налоги. Но в основе формирования региональных бюджетов лежат не столько собственные источники. сколько субсидии.

В качестве примера рассмотрим налоги Каталонии, которые действовали в 1995 году. Их можно подразделить на две группы:

1) Налоги устанавливаемые правительством Каталонии:

2) Бывшие федеральные налоги, которые были переданы в 1994 году территориям для укрепления их финансового положения:

Налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения взимается по ставке от7,65% до 34%.

В Испании существует зависимость расчета налогооблагаемой базы от степени родства наследника. При определении налогооблагаемой базы наибольшими льготами пользуется прямой наследник в зависимости от его возраста. Если он старше 21 года. то из стоимости имущества вычитается необлагаемая сумма 2 470тыс. Если прямой наследник моложе 21 года. то дополнительно вычитается 617 тыс. песет за каждый год, не достающий до 21 года. Но общая сумма вычетов не должна превышать 7 408 тыс. песет. Наследникам второй и третьей степени сумма вычетов уменьшается вдвое.

Передача недвижимого имущества облагается по ставке 6%, движимого - 4%.

С). Местные налоги,

В провинциях Каталонии устанавливаются такие местные налоги:

В Испании решена проблема регистрации и учета налогоплательщиков. Каждое юридическое и физическое лицо имеет свой идентификационный номер. Для учета физических лиц налоговая служба использует идентификационные номера Министерства внутренних дел.

12.4.Особенности налоговой системы США

В федеральных доходах преобладают прямые налоги.

Структура:

41% - подоходный налог с физических лиц,

34% - отчисления на социальное страхование,

10% - налог на доходы корпораций,

3% - акцизы,

4% - прочие налоги,

8% - заемные средства.

За последние 15 лет резко возросли объемы финансов местных органов управления. Их насчитывается 83 тыс. Доходы местных органов власти формируются в основном за счет косвенного и поимущественного налогообложения.

Подоходный налог в США:

Методика исчисления подоходного налога:

1. суммируются все полученные доходы,

2. вычитаются деловые издержки, связанные с получением дохода,

3. получается чистый доход плательщика,

4. вычитаются индивидуальные налоговые льготы, всеобщий необлагаемый минимум, и т.д.

5. получается налогооблагаемый доход.

Отчисления на социальное страхование осуществляется поровну работодателем и трудящимся. (В Европе и России - в основном оплачивает работодатель). Ставка меняется ежегодно при формировании бюджета. Облагается не весь фонд заработной платы, а только первые 50 тыс. долл. в год на каждого занятого. Тенденция к повышению ставок.

Налог на доходы корпораций по ставке 34%. Вносится он ступенчато. 15% за первые 50 тыс. долл., 25% за 25 тыс. долл., и 34% на оставшуюся сумму. Налоги на корпорации имеют большое количество льгот.

Федеральные акцизы установлена на алкоголь, табак, дороги и воздушные перевозки.

Источником доходов городов является налог на имущество. В Нью-Йорке он составляет 40% собственных доходов бюджета. Его платят владельцы 900 тыс. зданий.

Структура местных налогов:

экологические налоги.

12.5. Основные современные тенденции в мире в области налогообложения

- Перенос центра внимания в основном направлении исследования с рассмотрения равновесия и распределения на рассмотрение эффективности и выделения.

- Обеспокоенность о достижении равновесия между государственным и частным сектором, с учетом признания большой роли государственного сектора в экономике,

- Растущий интерес к экономическим эффектам возникающим от налогов и государственных расходов, под влиянием размеров государственного сектора.

-Признание необходимости увеличения сотрудничества со специалистами, интерес которых связан с финансовой деятельностью.

- Ближайшие перемены в налоговой политике стран Запада вероятны с точки зрения трех основных подходов:

Различие в подходах может вызвать в ряде стран предложения об изменении состава налоговой системы или структуры ставок.

Наиболее вероятных изменений в основных видах налогов в ближайшие годы западные специалисты выделяют следующие:

Нельзя исключить и возможное уменьшение разброса в размерах ставок подоходных налогов и НДС, особенно, после принятия в декабре 1991 года решения об ее унификации в странах Европейского Сообщества.

Серьезное воздействие на будущее развитие налоговой системы - перераспределение налоговой власти между различными уровнями правительств. Соотношение между самостоятельностью местных властей в установлении налогов и контролем со стороны центрального правительства за их расходами и между странами, и внутри стран в различные периоды времени.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы основные направления перемен в области налогов ОЭСР?

2. Каково отношение в ОЭСР к налогообложению сделок с ценными бумагами?

3. В чем особенности налогооблагаемой базы подоходного налога в Испании?

4. Как в Испании решена проблема учета и регистрации налогоплательщиков?

5. В чем особенности содержания и расчета подоходного налога в США?