1. Введение
Ключевым элементом любого
производственного процесса является обеспечение возможности эффективного
развития и активизации творческого потенциала работников, создания
благоприятных условий для поддержания их оптимальной работоспособности с учетом
индивидуальных физиологических и психических реакций на окружающую среду.
Решение этой сложной задачи имеет особое мнение для функционирования
субъектов хозяйствования на современном этапе развития экономики. Новые условия
труда связаны с повышенной нагрузкой на организм человека с точки зрения
эмоциональной нестабильности в результате воздействия стрессов и рисков, что обусловливает
необходимость адаптации работника к этим условиям.
Физиологические и психические реакции человека, связанные с дестабилизирующими
факторами, необходимостью освоения новых профессиональных знаний, переобучения работников
требуют от руководителей всех уровней их системного изучения и прогнозирования,
а также использования социально-психологических механизмов в процессе
управления.
Цель дисциплины: формирование
системы теоретических и прикладных знаний в области закономерностей функционирования
человеческого организма и активизации психических функций в процессе трудовой
деятельности; выработка практических навыков по психологии управленческой деятельности.
Задачи курса:
·
выработка правильного понимания
физиологических и психических особенностей работника с целью практического их
использования в трудовой деятельности;
·
овладение знаниями в области психологии
управления;
·
вооружение студентов практическими
рекомендациями, направленными на эффективное решение проблем организации труда;
·
ознакомление студентов с основными методиками
исследования физиологических и психических состояний работников;
·
выработка навыков и умений использования
полученных знаний на практике.
Предмет труда – физиологические
и психические функции работника, а также социально-психологические механизмы
управленческой деятельности.
Курс «Физиология и психология труда» предусмотрен учебным планом и является
обязательным для изучения студентами специальности «Управление персоналом и
экономика труда», которые обучаются по образовательно-квалификационной
программе «бакалавр».
Дисциплина связана с такими курсами, как «Охрана труда», «Менеджмент»,
«Социология труда», «Конфликтология».
Структура и содержание модуля ориентируют на поиск действенных методов
самообучения с целью обеспечения глубокого усвоения студентами необходимого
материала для более эффективного использования полученных знаний в практике
управления.
После изучения данного модуля студент должен приобрести знания:
·
особенностей функционирования физиологических
систем организма под влиянием трудовой нагрузки;
·
психологических основ трудовой деятельности;
·
психофизиологических проблем, связанных с
рационализацией режимов труда и отдыха, проектированием рабочих мест;
·
социально-психологических особенностей
управленческой деятельности.
В результате обучения студент должен приобрести следующие умения:
·
проведения исследований в области физиологии и
психологии труда;
·
организации трудовой деятельности с учетом
человеческого фактора;
·
взаимодействия с подчиненными на основе знаний
их психологических особенностей.