1. Введение

 

Ключевым  элементом любого производственного процесса является обеспечение возможности эффективного развития и активизации творческого потенциала работников, создания благоприятных условий для поддержания их оптимальной работоспособности с учетом индивидуальных физиологических и психических реакций на окружающую среду.

Решение этой сложной задачи имеет особое мнение для функционирования субъектов хозяйствования на современном этапе развития экономики. Новые условия труда связаны с повышенной нагрузкой на организм человека с точки зрения эмоциональной нестабильности в результате воздействия стрессов и рисков, что обусловливает необходимость адаптации работника к этим условиям.

Физиологические и психические реакции человека, связанные с дестабилизирующими факторами, необходимостью освоения новых профессиональных знаний, переобучения работников требуют от руководителей всех уровней их системного изучения и прогнозирования, а также использования социально-психологических механизмов в процессе управления.  

Цель дисциплины: формирование системы теоретических и прикладных знаний в области закономерностей функционирования человеческого организма и активизации психических функций в процессе трудовой деятельности; выработка практических навыков по психологии управленческой деятельности.

Задачи курса:

·                         выработка правильного понимания физиологических и психических особенностей работника с целью практического их использования в трудовой деятельности;

·                         овладение знаниями в области психологии управления;

·                         вооружение студентов практическими рекомендациями, направленными на эффективное решение проблем организации труда;

·                         ознакомление студентов с основными методиками исследования физиологических и психических состояний работников;

·                         выработка навыков и умений использования полученных знаний на практике.

Предмет труда – физиологические и психические функции работника, а также социально-психологические механизмы управленческой деятельности.

Курс «Физиология и психология труда» предусмотрен учебным планом и является обязательным для изучения студентами специальности «Управление персоналом и экономика труда», которые обучаются по образовательно-квалификационной программе «бакалавр».

Дисциплина связана с такими курсами, как «Охрана труда», «Менеджмент», «Социология труда», «Конфликтология».

Структура и содержание модуля ориентируют на поиск действенных методов самообучения с целью обеспечения глубокого усвоения студентами необходимого материала для более эффективного использования полученных знаний в практике управления.

После изучения данного модуля студент должен приобрести знания:

·                         особенностей функционирования физиологических систем организма под влиянием трудовой нагрузки;

·                         психологических основ трудовой деятельности;

·                         психофизиологических проблем, связанных с рационализацией режимов труда и отдыха, проектированием рабочих мест; 

·                         социально-психологических особенностей управленческой деятельности.

В результате обучения студент должен приобрести следующие умения:

·                         проведения исследований в области физиологии и психологии труда;

·                         организации трудовой деятельности с учетом человеческого фактора;

·                         взаимодействия с подчиненными на основе знаний их психологических особенностей.