3.  СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТЕМАМ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ МОДУЛЯМ

 

Тема 1. Предмет, задачи и содержание курса

Объект, предмет и задачи курса, взаимосвязь с другими дисциплинами.

Труд как основной вид деятельности человека. Социально-экономическая, психологическая и физиологическая характеристики труда. Функции и содержание труда. Трудовые нагрузки и виды трудовой деятельности. Физический, умственный и нервно-напряженный труд.

Методологические основы, методологические принципы и методы изучения физиологических и психических особенностей работника.

Исторический обзор развития физиологии и психологии труда.

 

Тема 2. Центральная нервная регуляция трудовой деятельности

Нервная система как основная физиологическая система организма.

Понятие о строении, функции и свойствах нервной системы. Нервная  клетка как основная структурная единица нервной системы.

Центральна нервная система (ЦНС). Процесс возбуждения и торможения, их взаимосвязь и значение. Учение Н.С.Введенского о парабиозе. Проявление парабиоза в процессе труда.

Анализаторы и их классификация. Роль анализаторов в различных видах труда.

Рефлекторная функция ЦНС. Условные и безусловные рефлексы. Рефлекторная дуга. Учение И.П.Павлова о сигнальной системе. Соотношение  I и II сигнальных систем в разных видах трудовой деятельности.

Интеграционная функция ЦНС. Теория функциональных систем П.К.Анохина. Потребность, программа и результат действий. Акцептор результата действия и обратная афферентация.

Координационная функция ЦНС. Принципы координации. Учение А.А.Ухтомского о доминанте. Роль доминанты в труде.

 

Тема 3. Физиологические реакции человека на трудовые нагрузки и условия труда

Строение двигательного аппарата человека, его функции и элементы. Двигательные единицы, их виды и функции. Кинематическая пара как элемент исполнительного органа двигательного аппарата. Понятие о степени свободы движения. Координация движений. Мускульная сила и выносливость, методы их измерения.

Сущность физиологического закона средних нагрузок и средней скорости мышечного сокращения и его использование в нормировании труда.

Динамическая и статическая работа. Труд как объединение  динамических движений и статистической нагрузки.

Гиподинамия и ее последствия.

Рабочие позы, их разновидности и физиологические характеристики. Физиологические требования к реализации рабочей позы.

Рационализация рабочего места работников.

Трудовой процесс, его сущность и элементы: операция, прием, действие, движение. Физиологические принципы рационализации трудовых движений. Методы изучения трудовых движений. Единство физиологических и психологических процессов в трудовой  деятельности.

Психофизиологические требования к организации трудовых процессов.

 

Тема 4. Основные психические явления в трудовой деятельности. Психические процессы в труде

Психика как субъективное отражение субъективной действительности.  Единство психических и физиологических процессов. Функции психики (когнитивная, коммуникативная и регулирующая).

Сознание как высший уровень психического отражения.

Основные психические явления: психические процессы, свойства и состояния. Их роль в труде.

Общая характеристика психических процессов. Ощущение и восприятие, их роль в труде.

Память и ее типы. Процессы памяти: запоминание, узнавание, воспроизведение. Профессиональная память.

Сущность и виды мышления. Репродуктивное и творческое мышление. Особенности формирования профессионально-значимых качеств мышления.

Процессы представления и воли. Воображение и его роль в творческой деятельности.

Методы изучения психических процессов.

 

Тема 5. Психические свойства личности, их формирование и проявление в трудовой деятельности

Учение  И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности. Темперамент и тип высшей нервной деятельности человека. Типология темперамента и его роль в трудовой деятельности.

Характер человека и его составные части: воля, чувства, ум и индивидуальные особенности. Особенности проявления характера в разных видах труда.

Понятие о способностях, их структура и сущность. Природные предпосылки способностей (задатки). Виды способностей и уровень их развития. Формирование профессиональных способностей.

Мотивы, потребности, установки, идеалы, убеждения, направленность как основные свойства личности.

Методы изучения психических свойств человека. 

 

Тема 6. Психические  состояния человека и их учет в труде

Основные психические состояния личности, их классификация по продолжительности, уровню напряжения и психическим функциям. Эмоции, чувства, переживания, влечение, воля, напряженность, страх, растерянность.

Эмоциональные состояния и стресс в трудовой деятельности.

Способы выражения психических состояний.

Влияние эмоций на работоспособность и эффективность труда.

 

Тема 7. Работоспособность человека и закономерности ее динамики

Работоспособность человека как физиологическая снова эффективности труда. Сущность, факторы и основные движущие силы работоспособности.

Основные периоды (фазы) динамики работоспособности: дорабочий период; врабатывание; уровень устойчивой работоспособности; снижение работоспособности; утомление; «конечный порыв»; их психофизиологическая характеристика.

Факторы, влияющие на динамику и уровень работоспособности. Взаимосвязь между работоспособностью и производительностью труда в течение рабочей смены, недели, месяца, года.

Функциональные системы человека: основная, побочная и восстановительная. Функциональное состояние работника: нормальное, пограничное, патологическое.

Мероприятия, направленные на повышение работоспособности и производительности труда.

 

Тема 8. Психологические и физиологические основы утомляемости и монотонности работы

Утомление как этап в динамике работоспособности. Теории утомления. Проявление утомления на поведенческом, физиологическом и психологическом уровнях. Причины и механизмы утомления при мышечной и умственной деятельности.

Объективные показатели утомления и субъективное чувство усталости.  Переутомление, его последствия и способы предупреждения. 

Влияние утомления на эффективность трудовой деятельности. Мероприятия по снижению утомления работников.

Понятие и сущность монотонности. Виды монотонного труда. Мероприятия по снижению монотонности работы.   

 

Тема 9. Текучесть труда и проблемы производственного травматизма

Сущность и показатели тяжести труда. Тяжесть и напряженность труда, их взаимосвязь. Факторы, влияющие на степень тяжести труда. Варианты классификации работ по степени их тяжести.

Критерии, показатели и методики оценки тяжести труда. Интегральная оценка тяжести труда.

Понятие производственного травматизма. Виды травм. Классификация причин производственного травматизма. Факторы, влияющие на уровень травматизма. Методы изучения травматизма (статистический, групповой, топографический, монографический, экономический).

Законодательная база защиты труда и здоровья работников в Украине.

 

Тема 10. Профессиональная ориентация и производственное обучение кадров

Проблемы профессиональной подготовки кадров в рыночных условиях. Организационные формы профподготовки работников в Украине.

Сущность профориентации. Периоды процесса выбора профессии. Компоненты профориентации: профинформация, профконсультация, профотбор.

Трудовая экспертиза: сущность, виды (прогностическая, ретроспективная). Методика профессиографии. Профессиограмма, психологический профиль профессии, психологический профиль личности. Профессиональная и социально-психологическая адаптация.

Производственное обучение кадров: сущность, виды, задачи. Профессионально-квалификационное продвижение рабочих.

Трудовые умения и навыки: сущность, этапы и пути формирования.

Формы и методы профессионального обучения: самообучение, предметный, операционный, комплексный методы, метод программного (модульного) обучения. Кривая обучения.

Правильный выбор профессии как основа самореализации личности.

 

Тема 11. Социально-психологические основы управление трудовым коллективом

Проблемы управления в условиях рыночных отношений. Переход от технократического к антропосоциальному управлению. Роль человеческого фактора в повышении эффективности производства.

Коллектив как социально-психологическая характеристика групповой деятельности. Трудовой коллектив: определение, свойства, функции, классификация. Социальная ориентация и социальная структура трудового коллектива.

 Место руководителя в трудовом коллективе. Лидерство и формальное руководство. Осуществление стратегического лидерства.

 

Тема 12. Социально-психологические особенности личности руководителя

Качества руководителя: деловые, политические, моральные. Типы руководителей в зависимости от их личностных особенностей.

«Трудные» руководители, их классификация. Особенности работы с «трудными» руководителями.

Личные качества женщины-руководителя. Факторы, препятствующие успешной деятельности женщины-руководителя. Типы карьеры женщин-руководителей и предпринимателей.

Оценка способностей и деятельности руководителей. 

 

Тема 13. Стили руководства трудовым коллективом

Классические стили руководства: авторитарный, демократический, либеральный. Разновидности авторитарного стиля: патриархальный, харизматический, автократический, бюрократический.

Ситуативный подход к руководству. Стили руководства, ориентированные на уровень развития коллектива или сотрудничества. Теория стилей руководства Лайкерта. Модель Танненбаума-Шмидта. Модель «путь – путь» Хауза и Митчелла.

«Решетка менеджмента» Р.Блейка и Дж. Мутон.

Дополнительные стили руководства: «фасадизм», патернализм, оппортунизм. 

 

Тема 14. Методы руководства трудовым коллективом

Группы методов руководства: экономические, административные (организационно-распорядительные), социально-психологические.

Особенности социально-психологических методов руководства. Учет типов характеров подчиненных при выборе методов воздействия.

Делегирование полномочий как метод руководства. Требования  и недостатки временной передачи полномочий подчиненным.

Сущность и этапы методы «мозговой атаки».

Зарубежный опыт использования социально-психологических методов руководства (на примере японских предприятий).

 

Тема 15. Техника личной работы руководителя

Планирование рабочего дня руководителя. Техника телефонных разговоров. Методы работы с телефоном. Метод «отгораживания», метод «разговора без откладывания», метод «телефонного блока».

Подготовка к беседе по служебному телефону.

Роль секретаря в организации труда руководителя. Особенности деловой переписки.    

 

Тема 16. Особенности делового общения руководителя

Сущность и основные этапы общения.

Умение строить беседу при приеме на работу и увольнении сотрудников. Проведение собеседований с подчиненными и посетителями.

Проведение совещаний. Особенности выступления перед публикой. Ораторское искусство. Техника выступления. Имидж оратора. Искусство убеждения.

Практика ведения переговоров. Этика делового общения.

 

Тема 17. Подбор и обучение руководящих кадров

Проблемы  подбора, подготовки и переподготовки управленческих кадров в условиях перехода к рынку.

Формирование резерва на выдвижение. Опорные качества будущего руководителя. Оперативная и долговременная подготовка резерва. Реальная и потенциальная профессиональная пригодность. Профессиограмма и психограмма руководителя. Квалификационная характеристика потенциального руководителя.

Социологические, психологические и практические методы изучения кандидатов в резерв управляющих.

Зарубежный опыт и основные концепции подготовки и повышения квалификации управленческих кадров.

Методика комплексной оценки способностей руководителей промышленных предприятий в управленческой деятельности.