5. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Предмет, задачи и содержание курса
1. Физиология и психология труда как наука.
2. Труд как социально-экономическая и психофизиологическая категория.
3. Методологические принципы физиологии и психологии труда.
4. Методы исследования человека в процессе трудовой деятельности.
5. Краткая история развития физиологии и психологии труда.
Тема 2. Центральная нервная регуляция трудовой деятельности
1. Понятие о строении и свойствах центральной нервной системы.
2. Учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о рефлекторной природе нервной
деятельности. Учение о двух сигнальных системах И.П.Павлова.
3. Процессы возбуждения и торможения.
4. Интегративная функция ЦНС. Функциональная
система как единица измерения интегративной функции.
5. Координационная функция ЦНС. Принципы координации. Учение А.А.Ухтомского
о доминанте.
6. Динамический рабочий стереотип.
Тема 3. Физиологические
реакции человека на трудовые нагрузки и условия труда
1 Психофизиологические закономерности взаимодействия человека с окружающей
средой. Гомеостаз как показатель адаптированности
организма.
2. Обмен веществ и энергетические затраты при выполнении различных видов
работ.
3. Приспособление сердечно-сосудистой системы к трудовым нагрузкам.
4. Деятельность органов дыхания человека при выполнении работы.
5. Особенности терморегуляции работника.
Тема 4. Основные психические явления в трудовой деятельности. Психические
процессы в труде
1. Психика как отражение объективной реальности. Сознание и его
свойства.
2. Характеристика групп психических явлений.
3. Ощущения как наиболее простые психические процессы.
4. Восприятие и его роль в трудовой деятельности.
5. Память и ее виды. Особенности запоминания и воспроизведения информации.
6. Мышление и внимание в процессе труда.
Тема 5. Психические свойства личности, их формирование и проявление в
трудовой деятельности
1. Темперамент как ведущее свойство личности.
2. Характер: сущность, физиологическая основа, варианты классификации.
3. Способности и их роль в труде.
Тема 6. Психические состояния
человека и их учет в труде
1. Психические состояния: сущность, физиологическая основа, методы
изучения.
2. Эмоции человека как компонент общения. Настроение и его влияние на
трудовую деятельность.
3. Психические состояния, связанные с работой в условиях опасности. Формы
страха.
4. Состояния напряженности и стресса, их влияние на трудовую деятельность.
5. Волевая регуляция поведения работника.
Тема 7. Работоспособность человека и закономерности ее динамики
1.
Понятие трудоспособности, дееспособности и работоспособности. Движущие силы
работоспособности.
2.
Динамика работоспособности в течение рабочего дня, недели, месяца.
3.
Функциональные состояния и функциональные системы организма.
4.
Показатели и методы оценки работоспособности.
5.
Оптимизация режимов труда и отдыха как фактор повышения работоспособности.
Тема 8. Психологические и физиологические основы утомляемости и
монотонности работы
1.
Сущность и виды утомления.
2.
Теории утомления.
3.
Факторы, признаки и показатели утомления.
4.
Методы борьбы с утомлением.
5.
Монотонность труда: сущность, признаки, критерии и меры предупреждения.
6.
Психофизиологические особенности операторской работы в контексте монотонности
труда.
Тема 9. Текучесть труда и проблемы производственного травматизма
1.
Понятие тяжести и напряженности труда.
2.
Факторы, определяющие степень тяжести труда.
3. Варианты
классификаций тяжести труда.
4.
Критерии оценки функционального состояния работников. Методики оценки тяжести
труда.
5.
Производственный травматизм. Законодательная база защиты труда и здоровья
работников в Украине.
Тема 10. Профессиональная ориентация и производственное обучение кадров
1.
Проблемы профессиональной подготовки кадров в Украине.
2.
Профориентация: сущность и компоненты.
3.
Производственное обучение кадров:
а)
задачи профессионально-технического обучения;
б)
формы профессионального продвижения рабочих;
в) физиологическая сущность и этапы формирования
трудовых навыков и умений. Кривая обучения.
Тема 11. Социально-психологические основы управление трудовым коллективом
1. Технократические и антропосоциальные подходы к
управлению.
2. Коллектив как социально-психологическая характеристика трудовой
деятельности.
3. Формальное руководство и лидерство. Типы лидерского поведения.
Тема 12. Социально-психологические особенности личности руководителя
1. Характеристика деловых, политических и моральных качеств руководителя.
2. Типология руководителей в зависимости от их личных особенностей.
3. Классификация «трудных» руководителей.
4. Личные качества женщины-руководителя.
5. Психологические типы неудачливых руководителей и предпринимателей.
6. Методы оценки личных качеств, способностей и деятельности руководителя.
Тема 13. Стили руководства трудовым коллективом
1. Классические стили руководства: авторитарный, демократический,
либеральный.
2. Решетка менеджмента Р.Блейка и Дж.Мутон.
3. Варианты моделей управления:
а) ситуативный подход Хауза и Митчелла;
б) согласование стиля управления и степени
профессиональной зрелости подчиненных в модели Херси и Бланчарда;
в) модель Танненбаума-Шмидта;
г) теория стилей руководства Лайкерта.
4. Дополнительные стили руководства: оппортунизм, патернализм, фасадизм.
Тема 14. Методы руководства трудовым коллективом
1. Характеристика групп методов руководства.
2. Социально-психологические методы руководства.
3. Делегирование полномочий.
4. Метод «мозговой атаки».
5. Опыт передовых отечественных и зарубежных предприятий в области
применения социально-психологических методов управления.
Тема 15. Техника личной работы
руководителя
1.
Планирование рабочего дня руководителя.
2. Особенности деловых телефонных разговоров.
3. Роль секретаря в организации труда руководителя.
Тема 16. Особенности делового общения руководителя
1. Сущность и этапы общения.
2. Собеседования с подчиненными и служебные совещания.
3. Беседы при приеме на работу и увольнении.
4. Риторика (ораторское искусство). Методы убеждения.
5. Практика ведения переговоров.
6. Этика делового общения.
Тема 17. Подбор и обучение руководящих кадров
1. Проблемы подготовки и переподготовки руководящих
кадров в Украине.
2. Подбор управленческих кадров. Методы оценки
работников для формирования резерва на выдвижение.
3. Типология служебной карьеры и развития
профессиональных знаний руководителя.
4. Зарубежный опыт и опыт передовых отечественных
предприятий в области подготовки руководящих кадров.