5. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1. Предмет, задачи и содержание курса

1. Физиология и психология труда как наука.

2. Труд как социально-экономическая и психофизиологическая категория.

3. Методологические принципы физиологии и психологии труда.

4. Методы исследования человека в процессе трудовой деятельности.

5. Краткая история развития физиологии и психологии труда.

 

Тема 2. Центральная нервная регуляция трудовой деятельности

1. Понятие о строении и свойствах центральной нервной системы.

2. Учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о рефлекторной природе нервной деятельности. Учение о двух сигнальных системах И.П.Павлова.

3. Процессы возбуждения и торможения.

4. Интегративная функция ЦНС. Функциональная система как единица измерения интегративной функции.

5. Координационная функция ЦНС. Принципы координации. Учение А.А.Ухтомского о доминанте.

6. Динамический рабочий стереотип.

 

Тема 3. Физиологические реакции человека на трудовые нагрузки и условия труда

1 Психофизиологические закономерности взаимодействия человека с окружающей средой. Гомеостаз как показатель адаптированности организма.

2. Обмен веществ и энергетические затраты при выполнении различных видов работ.

3. Приспособление сердечно-сосудистой системы к трудовым нагрузкам.

4. Деятельность органов дыхания человека при выполнении работы.

5. Особенности терморегуляции работника.

 

Тема 4. Основные психические явления в трудовой деятельности. Психические процессы в труде

1. Психика как отражение объективной реальности. Сознание и его свойства. 

2. Характеристика групп психических явлений.

3. Ощущения как наиболее простые психические процессы.

4. Восприятие и его роль в трудовой деятельности.

5. Память и ее виды. Особенности запоминания и воспроизведения информации.

6. Мышление и внимание в процессе труда.

 

Тема 5. Психические свойства личности, их формирование и проявление в трудовой деятельности

1. Темперамент как ведущее свойство личности.

2. Характер: сущность, физиологическая основа, варианты классификации.

3. Способности и их роль в труде.

 

Тема 6. Психические  состояния человека и их учет в труде

1. Психические состояния: сущность, физиологическая основа, методы изучения.

2. Эмоции человека как компонент общения. Настроение и его влияние на трудовую деятельность.

3. Психические состояния, связанные с работой в условиях опасности. Формы страха.

4. Состояния напряженности и стресса, их влияние на трудовую деятельность.

5. Волевая регуляция поведения работника.

 

Тема 7. Работоспособность человека и закономерности ее динамики

1. Понятие трудоспособности, дееспособности и работоспособности. Движущие силы работоспособности.

2. Динамика работоспособности в течение рабочего дня, недели, месяца.

3. Функциональные состояния и функциональные системы организма.

4. Показатели и методы оценки работоспособности.

5. Оптимизация режимов труда и отдыха как фактор повышения работоспособности.

 

Тема 8. Психологические и физиологические основы утомляемости и монотонности работы

1. Сущность и виды утомления.

2. Теории утомления.

3. Факторы, признаки и показатели утомления.

4. Методы борьбы с утомлением.

5. Монотонность труда: сущность, признаки, критерии и меры предупреждения.

6. Психофизиологические особенности операторской работы в контексте монотонности труда.

 

Тема 9. Текучесть труда и проблемы производственного травматизма

1. Понятие тяжести и напряженности труда.

2. Факторы, определяющие степень тяжести труда.

3. Варианты классификаций тяжести труда.

4. Критерии оценки функционального состояния работников. Методики оценки тяжести труда.

5. Производственный травматизм. Законодательная база защиты труда и здоровья работников в Украине.

 

Тема 10. Профессиональная ориентация и производственное обучение кадров

1. Проблемы профессиональной подготовки кадров в Украине.

2. Профориентация: сущность и компоненты.

3. Производственное обучение кадров:

а) задачи профессионально-технического обучения;

б) формы профессионального продвижения рабочих;

в) физиологическая сущность и этапы формирования трудовых навыков и умений. Кривая обучения.

 

Тема 11. Социально-психологические основы управление трудовым коллективом

1. Технократические и антропосоциальные подходы к управлению.

2. Коллектив как социально-психологическая характеристика трудовой деятельности.

3. Формальное руководство и лидерство. Типы лидерского поведения.

 

Тема 12. Социально-психологические особенности личности руководителя

1. Характеристика деловых, политических и моральных качеств руководителя.

2. Типология руководителей в зависимости от их личных особенностей.

3. Классификация «трудных» руководителей.

4. Личные качества женщины-руководителя.

5. Психологические типы неудачливых руководителей и предпринимателей.

6. Методы оценки личных качеств, способностей и деятельности руководителя.

 

Тема 13. Стили руководства трудовым коллективом

1. Классические стили руководства: авторитарный, демократический, либеральный.

2. Решетка менеджмента Р.Блейка и Джутон.

3. Варианты моделей управления:

а) ситуативный подход Хауза и Митчелла;

б) согласование стиля управления и степени профессиональной зрелости подчиненных в модели Херси и Бланчарда;

в) модель Танненбаума-Шмидта;

г) теория стилей руководства Лайкерта.

4. Дополнительные стили руководства: оппортунизм, патернализм, фасадизм.

 

Тема 14. Методы руководства трудовым коллективом

1. Характеристика групп методов руководства.

2. Социально-психологические методы руководства.

3. Делегирование полномочий.

4. Метод «мозговой атаки».

5. Опыт передовых отечественных и зарубежных предприятий в области применения социально-психологических методов управления.

 

Тема 15. Техника личной работы руководителя

1. Планирование рабочего дня руководителя.

2. Особенности деловых телефонных разговоров.

3. Роль секретаря в организации труда руководителя.

 

Тема 16. Особенности делового общения руководителя

1. Сущность и этапы общения.

2. Собеседования с подчиненными и служебные совещания. 

3. Беседы при приеме на работу и увольнении.

4. Риторика (ораторское искусство). Методы убеждения.

5. Практика ведения переговоров.

6. Этика делового общения.

 

Тема 17. Подбор и обучение руководящих кадров

1. Проблемы подготовки и переподготовки руководящих кадров в Украине.

2. Подбор управленческих кадров. Методы оценки работников для формирования резерва на выдвижение.

3. Типология служебной карьеры и развития профессиональных знаний руководителя.

4. Зарубежный опыт и опыт передовых отечественных предприятий в области подготовки руководящих кадров.