6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа студентов над курсом включает проработку
прослушанного лекционного материала, подготовку к выступлениям на семинарских
занятиях, изучение рекомендуемой литературы с конспектированием необходимых
разделов книг и журналов (в том числе, иностранных), написание рефератов,
выполнение индивидуальных заданий.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Труд как основной вид
деятельности человека.
2. Проблемы физиологии и
психологии труда в Украине.
3. Психология труда и инженерная
психология.
4. История советской психологии
труда.
5. Промышленная психология.
6. Роль нервной системы в
трудовой деятельности человека.
7. Вклад И.М.Сеченова в развитие
физиологии и психологии труда.
8. Открытия И.П.Павлова в области
физиологии высшей нервной деятельности.
9. Ассиметрия мозга.
10. Влияние технического
прогресса на содержание трудовых процессов.
11. Психологический анализ
трудовых операций и методика проектирования рациональных трудовых процессов.
12. Физиологические и
психологические требования к организации рабочего места.
13. Рабочие позы человека.
14. Биомеханическая
характеристика трудовых движений человека.
15. Влияние условий труда на
эффективность трудовой деятельности работников.
16. Особенности адаптации
человека к условиям трудовой деятельности.
17. Физиология двигательного
аппарата человека и рационализация трудовых процессов.
18. Стресс, его влияние на
здоровье и трудовые показатели работника.
19. Эмоции и индивидуальность.
20. Психические состояния
человека и их влияние на эффективность трудовой деятельности.
21. Проблемы повышения
работоспособности человека в современных условиях.
22. Санитарно-гигиенические
условия труда и утомление работников.
23. Пути и методы снижения
утомляемости рабочих крупных промышленных предприятий.
24. Пути повышения
содержательности труда и снижения монотонности работы.
25. Монотонность труда и пути ее
преодоления.
26. Научно-технический прогресс и
нервно-эмоциональные нагрузки человека.
27. Психофизиологические
особенности организации операторского труда.
28. Экономические требования к
организации труда оператора.
29. Влияние тяжелого и
напряженного труда на здоровье и работоспособность человека.
30. Проблемы тяжести труда на
промышленных предприятиях.
31. Оптимизация режимов труда и
отдыха работников промышленных предприятий.
32. «Эффект Сеченова» и его
использование в условиях производства.
33. Проблемы управления
персоналом в условиях рынка.
34. Проблемы руководства трудовым
коллективом на современном этапе.
35. Стиль руководства и
взаимоотношения в коллективе.
36. Проблемы рационального
использования рабочего времени руководителем.
37. Зарубежный опыт успешного
руководства.
38. Коммуникативные способности
руководителя, их роль в создании благоприятного морального климата в
коллективе.
39. Личные качества
женщины-руководителя.
40. Этика поведения руководителя.
41. Имидж руководителя.
42. Психологические методы оценки
претендента на руководящую роль.
Индивидуальные задания
Индивидуальные
задания оформляются в соответствии с требованиями (набираются на компьютере) и
защищаются в индивидуальном порядке.
Задание
1. Проанализируйте алгоритм конкретной трудовой деятельности,
выделив в ней отдельные двигательные рефлексы и динамические стереотипы.
Задание
2. На основе конкретных данных об изменении физиологических
функций работника рассчитать ударный (систолический) и минутный объемы крови,
легочную вентиляцию, дыхательный коэффициент, коэффициент повышения частоты
пульса. Дать необходимые разъяснения.
Задание
3. На основе
результатов тестирования (с использованием стандартных методик) определить
показатели объема, распределения и переключения внимания студентов вашей
группы.
Задание
4. На основе использования стандартных методик (тестов) определить
качество памяти студентов вашей группы.
Задание
5. Используя стандартные тесты, определить типы мышления
студентов вашей группы.
Задание
6. На основе результатов тестирования по методикам Стреляу и
Айзенка дать описание психических свойств студентов
вашей группы.
Задание
7. Используя стандартные методики (тесты), изучить особенности
внимания студентов вашей группы.
Задание
8. Дайте оценку типа нервной системы десяти студентов вашей
группы на основе «тепинг-теста». По результатам тестирования постройте график и
сделайте необходимые выводы.
Методика
«тепинг-теста».
Тест
основан на изучении изменения во времени максимального темпа движения кисти и
характеризует выносливость нервной системы. Тест выполняется в течение 30 с., а
показатели работы фиксируются каждые 5 с.
Для
выполнения работы рисуют 6 квадратов. В каждом квадрате в течение 5 с. в максимальном темпе наносят
карандашом (ручкой) точки, переходя от одного квадрата к другому по команде
экспериментатора. Работать нужно с максимальным волевым усилием. Подсчитывается
количество точек в каждом квадрате и строится кривая работоспособности. На оси
абсцисс откладывается время – пятисекундные интервалы, а на оси ординат –
количество точек, наносимых каждые пять секунд. Темп
движений (количество точек) в первые 5 с. считается
исходным показателем. Оцениваются результаты тестирования:
а) если
темп движений максимальный в первые 10 – 15 с., а
потом уменьшается до уровня, более низкого, чем исходный, то такой тип динамики
свидетельствует о сильной нервной системе;
б) если
максимальный темп сохраняется примерно на одном уровне на протяжении всего
времени работы, то это свидетельствует о средней силе нервной системы;
в) если начиная со второго пятисекундного отрезка максимальный
темп постоянно снижается, то это свидетельствует о слабости нервной системы;
г) если
в течение первых 10 – 15 с. темп сохраняется на одном уровне, а потом
снижается, то это свидетельствует о средне-слабой нервной системе;
д) если
начальное снижение темпа сменяется его нарастанием до исходного уровня, то это
свидетельствует о средне-слабой нервной системе.
Задание
9. Используя методические указания и инструкцию к заданию
(см.: Крушельницька
Я.В. Фізіологія і психологія праці: Навч.-метод. посібник
для самост. вивч.дисц. – К.: КНЕУ, 2002. – С.127-132), разработать
комплексную карту личности.
Задание
10. Разработать профессиограмму менеджера по персоналу в соответствии
с инструкцией, приведенной в кн.: Крушельницька Я.В. Фізіологія
і психологія праці: Навч.-метод. посібник для самост. вивч.дисц. – К.: КНЕУ,
2002. – С.132-137.