8. МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Для
активизации познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины
используются проблемные лекции, семинары-дискуссии, работа в малых группах,
мозговые атаки, кейсы, ролевые игры.
Кейс-технологии активного обучения (метод анализа
ситуаций)
Ситуационные
упражнения по анализу стиля лидерства (руководства).
Цели:
·
научить студентов определять стили лидерства
(руководства);
·
научить применять систематический подход к
анализу ситуации;
·
усовершенствовать понимание того, как следует
принимать решения с учетом конкретной ситуации.
Что
нужно знать для выполнения задания. Существуют следующие модели
лидерства (табл.1).
Необходимо помнить:
·
один стиль лидерства (руководства) неприменим
ко всем ситуациям;
·
использование определенного стиля лидерства
(руководства) в одной ситуации не должно накладывать ограничения на схемы
поведения, которые используются в других ситуациях.
Помимо
ситуативных моделей лидерства, выделяют также такие типы лидерства:
·
харизматическое лидерство – способность
влиять на ведомых, основанная на даре и притягательной
силе. Ведомым нравится взаимодействовать с таким лидером, ибо они чувствуют
вдохновение;
Таблица 1
Ситуационные
модели лидерства
|
Параметр |
Ситуационная
модель Фидлера |
Модель
«траектория-цель» Хауза |
Ситуационная
модель лидерства Херси-Бланчарда |
Подход
на основе вертикальной
связи |
|
Качества лидера |
Лидер ориентирован на отношения
или поучения |
Лидер ориентирован на повышение
результативности подчиненных (ведомых) путем применения правильных стимулов |
Лидер адаптирует свой стиль с
учетом задания и отношений с подчиненными
(ведомыми) |
Последовательного поведения
лидера по отношению по всем подчиненным (ведомым) не существует. Лидер должен
адаптироваться к ситуации |
|
Эффективность лидера |
Определяется взаимодействием
внешних и личностных факторов |
Определяется тем, что лидер
подсказывает подчиненным (ведомым) наиболее подходящую линию поведения |
Определяется способностью
лидера менять стиль руководства в зависимости от ситуации |
Определяется способностью
лидера менять свой стиль в зависимости от потребностей подчиненных (ведомых) |
|
Допущения относительно подчиненных
(ведомых) |
- |
У подчиненных (ведомых) разные
потребности, которые лидер должен удовлетворять |
Применяемый стиль управления
зависит от степени зрелости подчиненных (ведомых) |
Подчиненных (ведомых) членов
группы (с общей системой ценностей и взаимодействующих с лидером) и нечленов
группы (у которых меньше общего с лидером) |
·
согласительное лидерство – лидер
устанавливает, что предпочитают и что хотят ведомые, помогает им добиться
результативности, обеспечивающей им удовлетворяющее их поощрение;
·
трансформационное лидерство – способность
вдохновлять ведомых для достижения результатов, превышающих первоначально
планируемые и обеспечивающих внутреннее удовлетворение;
Задание.
Преподаватель формирует игровые группы по 5-7 человек для анализа ситуации.
В группе нужно попытаться достичь согласия, на основе которого выбирается стиль
принятия решения, наиболее подходящий для данной ситуации, и соответствующие
методы воздействия на подчиненных.
Ситуация.
Вы – руководитель научно-исследовательской лаборатории. Группа ученых
лаборатории занимается в данный момент проблемой, представляющей большой
научный интерес. Однако неизвестно, будут ли эти исследования иметь
коммерческую ценность.
Недавно
в институте, в состав которой входит лаборатория, была сочтена перспективной новая
идея (разработка), которая обладает большим потенциалом для коммерческого
использования. Однако она полностью лишена научного интереса.
Группа,
которая занята сейчас научной проблемой, идеально подходит для осуществления
коммерческого проекта. При этом эти ученые должны будут приостановить на
неопределенное время свои научные исследования, которыми они с воодушевлением
занимаются.
Разделение
группы невозможно, т.к. каждый проект (научный и коммерческий) требует
использования навыков всех членов группы. Группа очень сплоченная, отличается
высоким моральным духом и продуктивностью.
Вы, как
руководитель, настроены на переключение на коммерческий проект. Однако вас
беспокоит, что члены группы не захотят переключаться на новую сферу
деятельности, а принуждение может неблагоприятно сказаться на рабочих
взаимоотношениях и на будущей результативности труда.
Завершение
ситуативного управления. После достижения группового консенсуса
следует публичная презентация принятого каждой группой решения и обсуждение
выбранных вариантов.
Ситуации-кейсы
Учебные цели:
·
научить
студентов анализировать информацию в условиях оперативного принятия решения;
·
научить
принимать решения в условиях неполной информации;
·
научить
анализировать направленность менеджера, его стиль в момент принятия решения.
Кейсы по проблемам психологии управления.
Задание.
Проанализируйте предлагаемые ситуации и возможные действия, дайте прогноз
возможных последствий. Объясните, к какому стилю руководства можно отнести то
или иное поведение менеджера.
Ситуация
1
Ваш
непосредственный начальник, минуя вас, дает срочное задание вашему
подчиненному, который уже занят выполнением другого ответственного задания. Вы
и ваш начальник считаете свои задания неотложными.
Ваши
действия:
·
не оспаривая задания начальника, будете строго
придерживаться должностной субординации, предложите подчиненному отложить
выполнение текущей работы;
·
все зависит от того, насколько авторитетен для
вас начальник;
·
выразите подчиненному свое несогласие с
заданием начальника, предупредите его, что впредь в подобных случаях будете
отменять задания, порученные без согласования с вами;
·
в
интересах дела предложите подчиненному выполнять начатую работу;
·
другое.
Ситуация
2
Вы
получили одновременно два срочных задания: вашего непосредственного начальника
и вышестоящего начальника. Времени для согласования сроков выполнения задания у
вас нет, необходимо срочно начать работу.
Ваши
действия:
·
в
первую очередь начнете выполнять задание того, кого больше уважаете;
·
сначала будете выполнять задание, наиболее
важное, с вашей точки зрения.
·
сначала выполните задание вышестоящего
начальника;
·
будете выполнять задание своего
непосредственного начальника.
Метод проигрывания ролей (инсценировки)
Метод
проигрывания ролей (инсценировки), или метод «розыгрывания» ситуации в ролях,
является технологией, используемой для активизации занятий.
Цель проигрывания
ролей (role playing) в
том, чтобы в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую
управленческую или социально-психологическую ситуацию и затем дать студентам
возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Разновидностями
метода инсценировки является ролевая игра, проигрываемая по сценарию, и
«разыгрывание ситуации в ролях», когда участники самостоятельно определяют
сценарий и схему своего поведения.
Игровая
ситуация 1
Работник приходит к директору по вызову. Директор
сообщает ему, что увольняет его за прогулы. Работник объясняет прогулы тем, что
является членом партии ЛДПР, и заявляет, что его увольняют за политические убеждения.
Он говорит, что «все об этом узнают». Цель руководителя – уволить ненужного
работника, но без лишних проблем. Цель работника – добиться отмены увольнения.
Игровая
ситуация 2
Работник
приходит к руководителю просить о повышении в должности. Работник считает, что
именно он лучше всего подходит на открывшуюся вакансию. Однако руководитель уже
пообещал эту должность другому сотруднику, хотя еще не подписал приказ.