Предыдущая
страница Оглавление Следующая страница
Экономический потенциал СССР к концу 80-х гг. достигал
60% от потенциала США. Созданные в советский период промышленные предприятия
были ориентированы на громадный внутренний рынок Союза, на потребности
социалистических стран Европы, а суммарно в них проживало примерно 400 млн.
чел. Сейчас рынок резко сократился, но de facto Россия может сохранять
экономический протекторат почти на всей территории бывшего СССР. Предприятия,
получившие еще в 1990-1992 гг. экономическую самостоятельность, используя
громадные природные ресурсы России, подготовленные квалифицированные кадры,
могли перейти к рыночному хозяйству с минимальными социальными потерями.
Выбранный правительством переход к рыночным отношениям
посредством "шоковой терапии" практически привел экономику в конце
90-х гг. к деиндустриализации и развалу сельского хозяйства, которое и
раньше не отличалось высокой эффективностью.
При определении размеров рынка, влияния на него государства
в нашей действительности необходимо учитывать особенности развития России.
Безусловно, на экономическое поведение, экономическую культуру оказывает
влияние относительно недавний выход населения из сельских общин после земельных
реформ Александра II и П.А. Столыпина.
Большое значение для России имеет реальность
социалистического развития страны на протяжении советского периода. Коммунисты
с конца 20-х гг. ликвидировали безработицу, ввели бесплатное начальное, а
потом и среднее и высшее образование для всех, бесплатные услуги
здравоохранения, предоставили широкий доступ к культуре, поездкам по стране и
т.п. По существу мы в большинстве своем стремимся сейчас получить плюсы
капиталистического общества (высокие и сверхвысокие доходы, свободу, отсутствие
контроля за поведением и т.п.) и иметь полностью социально-экономические
достижения советского социализма, отбросив его негативные черты. Характер
действий органов власти дает основание утверждать, что многие кризисные явления
порождены занижением роли государства в период перехода к смешанной экономике.
При абсолютном господстве госсобственности, по всей видимости, надо было идти
по пути:
1.
трансформации
централизованного директивного планирования в индикативное (рекомендательное);
2.
государственного
стимулирования создания малых и средних предприятий;
3.
сохранения контроля
над действиями естественных монополий;
4.
расширения
инфраструктуры рынка товаров и услуг;
5.
развертывания с
помощью государственного центрального банка сети автономных коммерческих
банков;
6.
создания адресной
социальной защиты для лиц, имеющих фиксированные доходы.
Необходимо принять государственное регулирование экономики
в виде системы опирающихся на законодательную основу мер и мероприятий,
воздействующих на хозяйственные субъекты для достижения устойчивого роста и
социального благополучия. Одним из главных интегрированных показателей
вмешательства государства в экономику следует считать долю расходов бюджета от
валового внутреннего продукта (ВВП), направляемых на развитие национального
хозяйства.
Здесь перечислены основные моменты социально-экономической
политики государства в переходный период. Полагаем, что в некоторых случаях
эффективнее вернуться к стартовым условиям, чем на протяжении многих лет,
отрицая свои просчеты, исправлять современную экономическую ситуацию. Например,
можно было бы вернуться к стратегическому планированию, используя опыт Франции,
Японии, Нидерландов.
Необходимо использовать опыт Китая. С конца 70-х гг. в
социалистическом Китае начался переход к такой экономике, которая бы сочетала
обязательное планирование, необходимое для решения крупных народно-хозяйственных
проблем, с широким использованием экономических рычагов, построенных на основе
товарно-денежных отношений. Регулирование экономики происходит на базе
экономического законодательства. При сохранении в государственной собственности
крупных ведущих предприятий, которые имеют прерогативное ресурсное обеспечение,
в Китае в настоящее время неуклонно растет количество частных предприятий. При
этом государство сохраняет контроль над ценами (пусть и
"плавающими"), регулирует размеры заработной платы, банковский
процент и т.д.
В 90-е гг. Китай имел наиболее высокие в мире темпы
экономического роста (в среднем 10% в год), что свидетельствует о хороших
предпосылках выполнения поставленной двадцать пять лет назад задачи: к середине
XXI в. стать высокоразвитым промышленным государством.
Государство в переходный период должно, применяя различные
экономические теории стран, которые добиваются позитивных сдвигов в
национальном хозяйстве, не игнорировать особенности своей экономики и имеющийся
положительный опыт отечественного развития. Это позволяет говорить, что
государственное регулирование в России должно расширяться, если мы хотим
добиться и экономического роста, и решения социальных задач общества.
Нормативно-правовую базу индустриальных государств можно условно
разделить на три типа:
1.
минимальное
вмешательство государства в экономику (либерализм) и нейтральность основных
законов и принимаемых нормативных актов по отношению к социально-экономическим
проблемам;
2.
увеличение
государственного регулирования хозяйственной жизни, вплоть до всеобщей
государственной собственности и полного отрицания частной (социализм);
3.
расширение социального
аспекта в управленческих функциях государства и свобода выбора за организацией
типа хозяйствования (социальная демократия).
В
·
либерализация цен и
отказ от контроля над ценами на большинство потребительских товаров;
·
разгосударствление и
приватизация государственной собственности, равенство всех форм собственности;
·
ликвидация монополии
государства на внешнеэкономическую деятельность.
Политическая система в РФ не создала рамки для нормального
функционирования экономики, осуществления эффективной денежно-финансовой
политики. Принятые в Конституции и Гражданском кодексе декларативные положения
о формировании максимально благоприятных условий для эффективного
хозяйствования товаропроизводителей всех форм собственности пока не подкреплены
необходимыми решениями на правительственном уровне, мезо- и микроуровне.
С середины 90-х гг. Государственная Дума Российской
Федерации развернула активную деятельность по формированию современной
нормативно-правовой базы России. Почти по каждому направлению
социально-экономической жизни (исключение, может быть, составляют
"теневая" экономика, валютное "отмывание" и некоторые
другие) были приняты базовые законы.
В 2000-2003 гг. второй Президент РФ приступил к
юридическому реформированию основных секторов общества. В этот период были
приняты Налоговый, Трудовой, Уголовно-процессуальный кодексы, законы о
реформировании судебной, пенсионной систем, об охране природы и др. Безусловно,
необходимость в этих законодательных актов назрела давно. Главное противоречие,
на наш взгляд, быть может в том, что созданные нормативные акты могут
недостаточно реально оценить доходную часть бюджетов субъектов Федерации и
местных бюджетов, финансовое положение предприятий, доходы рядовой российской
семьи. Все это может привести к ситуации, аналогичной началу 90-х гг.,
когда слишком большая надежда на правовую реформу и принятие юридических
решений по всем направлениям жизни государства привели, можно сказать, к
юридическому коллапсу. По нашему мнению, администрация Президента,
Правительство, Государственная Дума все больше находятся в отрыве от субъектов
Федерации и минимально учитывают социально-психологические настроения населения.
Предыдущая
страница Оглавление Следующая страница