Предыдущая страница Оглавление Следующая
страница
Главной составляющей в ВЭД Российской Федерации является
внешняя торговля. Государство регулирует внешнюю торговлю с помощью таможенных
тарифов, лицензирования, квотирования товаров, введения специальных режимов в
экспортировании и т.п. Правительство может осуществлять прямое или косвенное
субсидирование экспорта.
С 90-х гг. в России происходит резкое сокращение
применения административных методов регулирования внешней торговли. Взятый курс
либерализации ВЭД соответствует тенденциям мирового сотрудничества, и он должен
проводиться в стране с учетом сжатия российского рынка для большинства ранее экспортируемой
продукции, ведущего к остановке и банкротству значительного числа передовых
предприятий обрабатывающей промышленности. Необходимо либо временное сохранение
старых, либо введение новых соответствующих мер по защите российских
товаропроизводителей.
Самыми крупными партнерами РФ в настоящее
время являются: по экспорту – Германия, Италия, Беларусь; по
импорту – Германия, Беларусь, Украина, США. Увеличивающийся спрос на сырьевые товары и продукты с
невысокой долей добавленной стоимости обеспечил огромный рост в России экспорта
по расчетам, 10-12 млрд
долл. Но слабая диверсификация отечественного экспорт обусловливает опасность
его снижения из-за возможного падения цен на нефть.
Российская экономика должна учитывать опыт
внешнеэкономических связей, который накоплен в развитых странах, и эффективно
применять мероприятия по организационно-экономическому и политико-правовому
стимулированию экспорта, радикальному изменению структуры импорта. Нельзя
забывать о расширении совместных предприятий и увеличении их значимости в
экономике.
С начала 90-х гг. Правительство РФ практически
отказалось от приоритетной поддержки наиболее развитых отраслей промышленности.
Наиболее развитые отрасли, как правило, были связаны с оборонно-промышленным
комплексом: авиастроение, ракетостроение, судостроение, производство простого
вооружения, атомная энергетика, отдельные подотрасли химии и нефтехимии, а
также определенные виды машиностроения и некоторые другие. Однако без поддержки
правительственных структур предприятия указанных отраслей с трудом находят
возможности для реализации своей продукции на внешнем рынке, а на внутреннем
спроса на их продукцию мало. Декларируя программу конверсии предприятий,
правительство не может обеспечить крупные оборонные заводы ни кредитные
ресурсы, ни сбыт их продукции в случае удачной конверсионной реструктуризации.
Внутри России с малой выгодой для государства используются современные формы
международного сотрудничества (лизинг, франчайзинг и т.п.).
Правительство Российской Федерации должно иметь
долгосрочные цели ВЭД и более четко спрашивать за осуществление мероприятий по
стимулированию экспорта. В ближайшие годы необходимо осуществить реализацию
финансового содействия экспорту по следующим направлениям:
Одним из главных направлений в ВЭД Российской Федерации
должно стать сохранение, а в перспективе и расширение сбыта своей продукции в
страны ближнего зарубежья. В конце 90-х гг. в экспорте продукции страны
СНГ занимали чуть выше 13%. Из года в год объем торговли России с государствами
СНГ сокращался, но только в последние годы импорт из СНГ стал стабильно меньше
экспорта. Большинство российских предпринимателей недооценивает значение
реализации продукции и услуг в близрасположенных странах. По-прежнему
предприниматели, занимающиеся внешней торговлей и другими формами ВЭД, ориентируются
на страны Европы, Америки, Азии, хотя можно с уверенностью сказать, что многим
субъектам РФ гораздо легче сбывать (продавать) свою продукцию в ближнем
зарубежье.
Два российских государственных коммерческих банка,
занимающихся внешней торговлей – Внешторгбанк, Росэксимбанк –
входят в число крупнейших отечественных банков. Но в любом случае их качество,
сеть филиалов, мощность их активов не обеспечивают необходимое кредитование
внешнеэкономических операций. Вместе с укреплением этих банков следует
привлекать и другие коммерческие банки к внешнеторговым операциям, но при этом
исполнительная власть должна тщательно заботиться о надежности уполномоченных
банков. Кризис
Стимулирование экспорта невозможно без радикальной
перестройки организаций, занимающихся страхованием ВЭД. Пока государство будет
индифферентным к функционированию появившихся маломощных и слабых частных
страховых компаний и не сделает адекватные инвестиции в эту часть финансового
рынка, страхование рисков не будет соответствовать времени, и это будет снижать
эффективность всей ВЭД.
Предыдущая страница Оглавление Следующая
страница