Планирование как один из главных методов
государственного регулирования социалистической экономики появилось в Советском
Союзе в 20-е гг. XX в. Именно в тот период правительство Союза стало
составлять планы экономического развития государства, в которых в виде заданий
(директив) для отдельных народных комиссариатов (министерств) были сформированы
конкретные показатели в соответствии с основными целями развития или
преобразования страны. Эти
документы-планы первоначально принимались на один год, затем их стали
разрабатывать на пять лет. Таким образом, именно в России появилось
директивное, или обязательное, планирование для предприятий всех форм
собственности. Оно реализовывалось в громадном количестве показателей, которые
разрабатывались управленческими структурами как на
уровне страны, так и для отраслей и регионов. Директивное планирование должно
было обеспечивать развитие государства в соответствии с четкими количественными
заданиями, с соблюдением заданных пропорций и с учетом возможностей хозяйства
страны.
Такое управление экономикой смогло обеспечить нашей стране
победу в Великой Отечественной войне, несмотря на то, что более половины
производственного потенциала страны было временно потеряно на оккупированной
территории. Общегосударственное планирование во многом обеспечило и динамичное
развитие государства в 40-50-е гг., когда страна имела стабильные
показатели роста ВВП, промышленного производства, внедрения достижений
научно-технического прогресса.
Как показал опыт развития отечественного хозяйства, в
мирной, неэкстремальной обстановке директивное
планирование потеряло свои преимущества перед другими методами, которые
используют государства в рыночных условиях.
В нашей стране в первые годы существования директивного
планирования проблема уровня жизни рассматривалась как второстепенная. В
процессе наращивания производственного потенциала государства правительство,
прежде всего, решало задачу полной и обязательной занятости населения, а
вопросы заработной платы, обеспечения населения жильем, потребительскими
товарами, продуктами питания были исключены из первоочередных целей развития
общества. В экстремальных условиях создания за короткий промежуток времени
новых отраслей (автомобилестроение, авиастроение, химическое производство и
др.), перемещения производственных мощностей из европейской части России и с
Украины на Урал, в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию директивное планирование
оказалось наиболее эффективным методом управления экономикой. Однако
чрезвычайные меры не могут применяться бесконечно.
С середины 50-х гг. правительственные органы
управления среди приоритетов государства стали называть социальные цели.
Директивное планирование в условиях научно-технической революции показало свою
несовместимость с успешным решением всех целей современного развития общества.
С каждой пятилеткой правительство шло на отказ от методов прямого распределения
государственного заказа и пыталось внедрять товарно-денежные отношения между
хозяйствующими субъектами (например, хозрасчет между предприятиями
государственной собственности). С учетом требований научно-технического
прогресса (НТП) с 70-х гг. в стране стали разрабатываться Комплексная
программа долгосрочного социально-экономического развития и Комплексная
программа НТП. Все больше Правительство склонялось к расширению применения
методов межотраслевого баланса, уменьшению количества директивно задаваемых
показателей и индикаторов, развитию самостоятельности предприятий, отраслей,
республик и регионов, но все равно с каждым годом темпы роста ВВП уменьшались.
С начала 70-х гг. в экономике
Советского Союза все возрастающую роль стали играть определенные отрасли
топливно-энергетического комплекса – нефте-
и газодобывающая. Благодаря большим
валютным ресурсам, которые государство имело вследствие огромной нефте- и газодобычи в Сибири и поставок их за рубеж, многие
вопросы социального характера для всего Советского Союза решались за счет
импорта потребительских товаров и продовольствия на доходы от ТЭКа. Благодаря
этому страна сохраняла условную продовольственную независимость и решала
определенные задачи по улучшению жизни населения.
С середины 80-х гг. ТЭК стал требовать все больше и
больше средств на поддержание достигнутых уровней добычи (примерно 600 млн. т
нефти в год и около 700 млрд. куб. м газа, 600 млн. т угля). В стране
отсутствовал адекватный механизм внедрения достижений научно-технического
прогресса, который в тот период в индустриальных странах стали все больше и
больше использовать для развития промышленности, сельского хозяйства, а также в
быту и в повседневной жизни человека. Внедрение достижений НТП в Советском
Союзе происходило слишком медленным путем, и можно сказать, что в совокупности
это послужило материальной основой для смены общеэкономической формации и
перехода на рыночные методы управления.
С
По всей видимости, планирование является единственным
инструментом управления, при котором возможно будет сохранить крупные
предприятия, современные производства и перейти к рыночной экономике. Если
страна по-прежнему будет отказываться от планирования и уповать на
саморегулирование экономики, то, в лучшем случае, может сложиться хозяйство с
преобладанием малого бизнеса, но тогда по своему научно-технологическому уровню
Россия станет подобна Индии.