Оглавление Культура и культурология
Культурология - продукт современной культуры. Было бы
странно считать, что проблемы культуры не исследовались наукой, пока не было
произнесено слово "культурология". Шаманизм в этнографии, рыцарство в
истории, влияние Байрона и Пушкина в литературоведении, конфликт "жизни" и
"культуры" в социологии Зиммеля - что это все, как не проблемы культуры? Но
кажется, что объединение подобных тем в рамках единой науки - едва ли
возможно и целесообразно. Что же в таком случае является "оправданием"
культурологии, богато представленной сегодня в виде образовательных
программ, учебников, лекционных курсов, журнальных публикаций?
Оправдание находится довольно простое. После крушения советского
марксизма образовался "идейный вакуум" и именно культурология в силу своей
всеохватности и расплывчатости является наиболее подходящим кандидатом на
замещение "вакантного места". Но не только Россия - все мировое сообщество,
которое, хочет оно того или нет, двигается по пути глобализации, нуждается
сегодня в общеобразовательной дисциплине, которая давала бы представление о
множественности культур и создавала бы основу для широкого гуманитарного
общения людей различных рас, сословий и конфессий. Эта дисциплина должна
формировать у молодежи образ общечеловеческой культуры, который затем
конкретизируется в соответствии с национальной системой ценностей. Эта
дисциплина, очевидно, не может иметь четко очерченного "корпуса знаний", ей
должны быть свойственны либеральность, плюрализм оценок и мнений,
этико-педагогическая ориентация и вместе с тем - связность, образность,
опора на яркие факты мировой культуры. Этим требованиям удовлетворяет
культурология.
Тенденция к формирования культурологии как особой
отрасли в гуманистике имеет место и на Западе. По-видимому, сами новые
условия выработки и синтеза знаний с помощью "Интернет", возникновения
мирового сообщества ученых приводят к стиранию дисциплинарных границ в
социо-гуманитарной сфере, к выработке широкого взгляда на культуру,
компенсаторного по отношению к процессу дробления и специализации наук.
Мы не "строим" культурологию, а просто фиксируем факты
"социологизации" и "психологизации" истории, популяризации "комплексного
подхода", при котором театр, скажем, изучается не только в
искусствоведческом плане, но и в планах национального менталитета, групповой
психологии, развития массовых коммуникаций, форм общественного диалога с
политической, этической, педагогической точек зрения. Такой подход удобно
назвать "культурологическим". Его бросающаяся в глаза особенность -
осознание "контекстуальности" научных и философских теорий, всякого знания.
Если в недавнем прошлом философию, как и химию, изучали независимо от того,
где, в какой стране они развивались, то сегодня мы все яснее осознаем, что
философия и наука, равно как и другие формы сознания, не являются продуктами
"голого", "неукорененного" интеллекта. Они суть одушевленные "голоса" -
страны, эпохи, мыслящей элиты. Философия Канта - это не очередной продукт
"философского производства", а симптом трансформаций коллективного разума,
обусловленных его внутренними интенциями и социо-культурным контекстом. Как
ни парадоксально, но именно глобализация науки, выработка единых мировых
стандартов исследования приводит к "культурологизации" - не только
социо-гуманитарных, но и естественных наук. Физика, астрономия, химия
приобретают культурологическую направленность, когда их рассматривают в
качестве элементов "национального образа мира".
Проблемы культуры
изучались во всех странах в соответствии с их научными традициями, особыми
проблемами и идеологиями. В Германии они ставились в широком философском
контексте. Больше всего немецких философов интересовал человеческий разум и
то, как он проявляется в природе, истории, науке, искусстве, религии. Немцы
хотели, можно сказать, "понять разум - разумом", но не преуспели в этом.
Ведь именно в Германии Кантом были впервые провозглашены "границы чистого
разума". Немецкие философы особенно резко возражали против использования
естественно-научной методологии в исторических науках, именно они провели
четкую грань между науками о природе и науками о культуре - на том
основании, что понимание природы связано с познанием законов, а понимание
культуры - с отнесением культурных явлений к ценностям. В Англии "чистый
разум" никогда не имел столь высоких притязаний, как в Германии, привычно
отступая перед обычаем, "политическим разумом" и здравым смыслом.
Эмпирическая, практическая направленность ума характерна для британских
ученых. Задачи управления колониями, народами, душу которых англичане
никогда не стремились глубоко понять, ("Запад есть Запад - Восток есть
Восток"), направляли внимание английских обществоведов на изучение
регулятивных принципов, институтов, служащих основой социального порядка и
управления.
В США с их пестрым национальным составом, обострившейся
классовой проблемой, а также в связи с их усилившейся мировой эмансипацией
многие исследования приобрели этнопсихологическую направленность.
Американские этнологи и антропологи выступали против расизма, в защиту
свобод личности и прав малых народов. Их интересовали своеобразие этнических
культур, контакты между ними, положение человека "на рубеже культур". В
центре внимания оказывались, с одной стороны, устойчивое бессознательное
"ядро" культуры, укорененное в личности, а с другой - технологичность и
адаптивность культуры, как социальной системы, ее связь с природной средой,
хозяйством и витальными потребностями человека.
Об осмыслении
проблем культуры в России следует говорить особо. В конце прошлого века у
нас появилось немало философских и социологических работ, посвященных
специально этим проблемам. Для русской социологии особенно характерно
этико-субъективное, культурологическое направление, в котором анализ
социальных отношений сочетаются с литературной критикой, эзоповским
толкованием отечественной злобы дня, острыми выпадами против политиков и
писателей, непринужденной беседой с читателем. Изучать историю социологии и
культурологии в России вряд ли можно, игнорируя работы Чернышевского,
Лаврова, Михайловского, Плеханова, Ленина. Но кто они такие? Ученые,
морализирующие публицисты или философствующие политики? Русским людям
свойственны синкретизм, конкретность, образность, диалогичность мышления, а
также "всеотзывчивость", любопытство, любовь к тайнам и запретным знаниям.
Поэтому русские хотели понять жизнь, да и самих себя - не разумом, а
сердцем. ("Умом Россию не понять...") Да и вообще, ничего нельзя понять
только умом.
Вопросы культуры обсуждались в России не столько
учеными - специалистами, сколько поэтами, писателями и литературными
критиками. Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Толстой, Салтыков-Щедрин,
Белинский, Герцен, Блок, Бунин, Булгаков, Платонов - вот наши лучшие
культурологи, философы, социологи, психологи. Уже многими на Западе
признано, что глубина проникновения русских писателей в душевные порывы, в
суть человеческих отношений, в смысл истории, в феномен всечеловеческого
единства - ничуть не меньше, чем профессиональных ученых - социологов и
гуманитариев. Литература в России никогда не была просто беллетристикой, она
постоянно оперировала политико-религиозными, этико-философскими идеями и,
если уж говорить о воздействии на социальные процессы, то русская
классическая литература была во много раз более действенна, чем социология и
философия. Достаточно вспомнить В.И. Ленина: "Чернышевский всего меня
"перепахал". Он имел в виду роман "Что делать"? Да и в наши дни написанный в
художественно-публицистической манере "Архипелаг ГУЛАГ" сделал больше для
крушения коммунистической системы, чем сотни книг западных
ученых-советологов.
Впрочем, в России были специализированные,
выдержанные в научном жанре размышления о культуре. Можно упомянуть здесь
Страхова, Леонтьева, но на первое место нужно поставить Н.Я. Данилевского,
его фундаментальный труд - "Россия и Европа". Несмотря на отсутствие
методологической строгости, эта работа отличается огромным богатством идей,
многие из которых впервые высказаны. Именно Данилевского и Шпенглера следует
считать классиками, зачинателями культурологии, разработчиками
"культурологического дискурса", несмотря на многие справедливые замечания по
поводу логической невыдержанности и фактической необоснованности многих их
суждений.
Человек, мало знакомый с науковедением, может считать, что
некая концепция или идея являются либо научными, либо ненаучными, и что сама
культурология, если она хочет иметь хоть какую-то ценность, должна
обязательно быть наукой. Такому человеку наука представляется в виде
законченной идеальной схемы, в которой нет никаких противоречий:
объективно-беспристрастное исследование мира, универсальный для всех ученых
чисто познавательский мотив деятельности, четкая договоренность о значении
всех терминов и понятий, фактическая обоснованность и логическая строгость
суждений, признание единой для всех истины и т.п. При таком видении науки
упускают из виду, что она является культурно-историческим, коммуникативным
феноменом, творится в процессе диалога, подвержена воздействию многих
"вненаучных" субъективных и объективных факторов. Представление о "чистой"
науке, развивающейся вне политики, этики, экономики - является мифом.
Поучительно проследить судьбы науки в тоталитарных, политизированных и
идеологизированных обществах, где обостряется противоречие между
познавательным интересом и социальным заказом, стремлением к истине - и
идеологическим императивом, коммуникацией по поводу истины - и той, которая
имеет целью доказать правоту партии или доктрины.
В таком обществе
ученый находится в трудном положении. Он разрывается между желанием
продолжить свободное движение своей мысли и необходимостью считаться с
"правилами игры", принятыми в его стране. Ученый хочет выжить как человек и
гражданин, сохранить право работать в науке, не оттолкнуть учеников, не
способных еще воспринимать научные идеи иначе, чем в идеологическом
обрамлении. Но при этом он хочет сохранить разум свободным, оставаться
ученым, искателем истины. Стремясь разрешить подобные противоречия, мысль
выбирает иногда запутанные, компромиссные пути, а нередко вырывается за
рамки науки - в искусство, публицистику. В Советском Союзе идеология
господствовала в гуманитарных науках и подбиралась даже к тому, чтобы
"подмять" под себя физику, биологию, химию. Централизованное управление,
интеллектуальный уровень партийных руководителей, статусные различия в
сообществе ученых во многом определяли приоритеты, уровень, темпы развития
науки, ее социо-гуманитарной сферы. В кругах партийных идеологов, да и в
массах, было распространено обыденное понимание культуры, которая
трактовалась как "культурность", творчество в области литературы и
искусства, организованное просвещение народа и четко отграничивалось от
политики, экономики, религии.
Термины "культурология" и "социология"
считались идеологически неприемлемыми. Понятие "культура" не вписывалось в
систему понятий советского марксизма. Философы говорили о "культурной
надстройке", "формах общественного сознания", но не о саморазвивающейся
системе ценностей и значений, не о "пространстве смыслов", которое с
материалистической точки зрения представляется фиктивным. Если и допускалась
"теория культуры", то, как нечто вроде науки о хороших манерах, не имеющей
прямого отношения к идеологии. Такой взгляд на культуру был, в какой-то
степени "на руку" советским культурологам, которые, не привлекая к себе
внимания "начальства" могли относительно свободно работать, не обязательно
при этом прикрываясь жанром "критики буржуазной философии".
Общие
философско-социологические проблемы культуры и связанные с ними проблемы
личности стали раньше и глубже разрабатываться советскими философами,
этнографами, историками, чем, скажем, проблемы экономики, политики, права и
даже морали, где мертвящее влияние идеологии было максимальным. Трудность
была, однако в том, что теоретическая культурология опиралась на
эволюционизм, структурно-функциональный, психоаналитический и
экзистенциалистский методы, которые считались формально несовместимыми с
марксистским историзмом. На самом деле, при известной ловкости автора и
благожелательности коллег не так уж трудно было в годы застоя замаскировать
эти "буржуазные" методы "под марксизм", чем не без успеха занимался автор
этих строк в книге "Культура и личность" (Лг, Наука, 1972). Однако, был
"пойман с поличными" ("Методологические проблемы изучения культуры". По
поводу книги Е.В.Соколова "Культура и личность", Журн. "Социологические
исследования" N1, 1974).
Рецензенты обвинили автора книги в том, что
он "некритически заимствует буржуазную терминологию", "сглаживает различие
между марксизмом и немарксистскими подходами", интерпретирует классовую
борьбу в культуре как игру, а саму культуру ставит "над обществом", не
оговаривая, является ли оно буржуазным или социалистическим, "запутывает то,
что всем ясно", и т.п. Рецензия могла бы послужить началом полезной
дискуссии, но она была написана "по заказу" авторитетных органов и
обсуждению не подлежала. "Борьба за чистоту теории" в науке является
антинаучным приемом. Нет "чистых" и "не чистых" теорий. Всякая теория -
неполна, "не чиста", и, пытаясь расширить свою предметную область, неизбежно
ассимилирует элементы других теорий. И марксизм, будучи богатой и
жизнеспособной теорией, вполне мог бы ассимилировать элементы
фундаментализма, психоанализа, семиотики, что и происходило на Западе не без
пользы для дела.