Парадигма и дискурс в культурологии Оглавление Главная страница
Культура как виртуальная реальность и
три ветви культурологии
В принципе, возможно рассмотрение культуры под разными
углами зрения в форме различных дискурсов. Для каждого дискурса характерно
особое видение культурной реальности. Переход к дискурсному пониманию
культурологии влечет за собой особое понимание его предмета, то есть
культуры, которая оказывается не опредмеченной и завершенной, а виртуальной
реальностью, выстраиваемой каждый раз по особым правилам и с особыми целями.
Существенно разграничение трех видов дискурса, относящихся к прошлому,
настоящему и будущему и соответственно, трех видов культурологии -
ретроспективной, презентивной и перспективной.
Культура прошлого
- предмет ретроспекции - для нашего наивного взгляда кажется чем-то
вполне определенным, состоявшимся. Если уже не ощутимой сегодня, то
материализовавшейся в прошлом. Кажется, что лишь о прошлой культуре можно
говорить, как о предмете науки: ведь настоящее еще только строиться, а
будущего просто нет. Но "твердая реальность" прошлого во многом - мнимая.
Во-первых, нам известны лишь документы древности. Но они постоянно вновь и
вновь интерпретируются в свете открытий современного жизненного опыта.
Во-вторых, экзистенциальные, то есть глубинно-психологические мотивы
ретроспективной культурологии основаны на "уважении к минувшему", на культе
почивших предков, на идеализации исторических событий, личностей, которые
приобретают то героические, то "сатанинские" черты. Многоразовое осмысление
в прошлом делает его все более связанным, монолитным. Ретроспективная
культурология является по преимуществу синтезирующей, типологизирующей и
индивидуализирующей. "Живая жизнь" часто не оставляет ни времени, ни сил для
ее осмысления. К тому же, "злоба дня", т.е., мощные, но поверхностные
веяния, отвлекают внимание от главного. Ретроспективная культурология,
выходящая за рамки науки в мифологию, историографию, романистику -
"оформляет" культуру прошлого в виде четко очерченных культурно-исторических
типов, эпохальных событий, великих исторических личностей.
Вторая
- "презентативная" ветвь культурологии имеет совершенно иные
экзистенциальные, интеллектуальные и социальные истоки. По отношению к
настоящему мы чувствуем себя победителями или жертвами, питаем к нему
любовь, гордость, ненависть, презрение. Если мы хотим понять в какой
культуре мы живем, мы не только должны черпать информацию из книг и
разговоров, но должны участвовать в общественной жизни своими личными
решениями и поступками. Мы имеем, как правило, некоторое схематическое
видение настоящего, которое обычно сопоставляем с прошлым или с картинами
жизни иных культур. Но мы сознаем его приблизительность. Выстраивание образа
современной культуры неотторжимо от процесса жизни и самореализации личности
- политика, романиста, философа. Уже вступление в брак, публикация книги,
избрание в политический орган меняют представление человека и о себе, и о
культуре. Картина культуры рисуется усилиями многих лиц, которые спорят,
разоблачают или хвалят друг друга, о многом умалчивают и многое искажают.
Выработка образа культуры приобретает черты напряженного диалога и
идеологической борьбы.
Современная культура есть, казалось бы, самая
"жесткая" реальность, не считаться с которой - невозможно. Но она кажется
очень рыхлой, неоформленной по сравнению с прошлым, где все было четко,
ясно, все расставлено по местам. Повседневность часто кажется "пустой",
неполноценной - много времени "пропадает зря". Но как понять такое
самочувствие? Видимо, существует представление о неком "фокусе жизни",
полноценном бытие, которого никто не достигает. Все, что делаешь, кажется
эфемерным, незавершенным, недодуманным. И чем значительней социальная роль
личности, тем сильнее впечатление "неполноты бытия". Есть какое-то странное
противоречие между активной и созерцательной жизнью ("vita activa" и "vita
contomplativa") о котором много спорили средневековые философы. Практическая
жизнь - это максимальная вовлеченность, зримые, но малые по вселенским
масштабам - результаты. Созерцательная жизнь - это отстраненность, незримые,
но, возможно, эпохальные результаты. Активно живущий человек "теряет себя".
Созерцающий - себя находит, ибо только он способен глубоко идентифицировать
себя с эпохой, культурой, политическим движением. Это ли не парадокс?
Конечно, во все времена было гораздо больше людей, поглощенных заботами о
"хлебе насущном", то есть, активных. И гораздо меньше - отшельников -
созерцателей. Во всех обществах существовал, хотя и немногочисленный,
праздный класс, некоторые представители которого не только "охотились на
лис", но и размышляли о судьбах мира.
Философы-созерцатели жили чаще
всего одиноко и поэтому не могли испытывать чувства заброшенности или
героического миссионерства. Они должны были формировать какой-то
компенсаторный психический комплекс, а то и просто "сходить с ума" как
Ницше. Герман Гессе задумал соединить активную и созерцательную жизнь. Он
населил созерцателями целую провинцию. Они были заняты исключительно "игрой
в бисер". Гессе предусмотрел, что это должны быть избранные, лучшие люди:
они должны быть свободны от деловых забот; огорожены от треволнений борьбы
за существование, не иметь семьи. В Педагогической Провинции личные и
социально-ролевые отношения совпадают. Но люди живут, мыслят, говорят по
определенным правилам. Игра в бисер - не труд, а образ жизни. Это -
полноценная, здоровая активность, в которой нет специализации, нет
недостатка в общении и одиночестве. Это сообщество, напоминающее
одновременно научный институт, монастырь, аристократический курорт в
швейцарских Альпах. Однако по сравнению с жизнью игроков в бисер жизнь
ученых, отдыхающих и монахов кажется скудной и односторонней. Игра в бисер
активизирует человека целиком, активизирует его личные и родовые свойства.
Поэтому она трудно представима. Игра в бисер - нечто среднее между шахматной
партией, музыкальной импровизацией, научным диспутом, доказательством
теоремы, стихосложением. Зная этот язык, можно проникнуть в любую часть
культурного пространства, но овладению этим языком нужно посвятить всю
жизнь. Гессе хотел показать, как совмещаются и преодолеваются друг в друге -
жизнь, созерцание, наука, спорт, искусство, философия и молитва. Это был
смелый замысел и вряд ли Гессе его осуществил. Но все-же его роман задает
какое-то новое направление духовным и социальным исканиям.
Презентативная культурология, подобно игре в бисер, сочетает
в себе теоретизирование и практический опыт - творчества, любви, власти,
хозяйствования и т.п. Опыт важен не только своими результатами, но и тем,
что формирует особенный тип ума. Власть формирует "властный ум", любовь -
"любящий ум", наука - "познающий ум". На пересечении жизни и созерцания
складывается культура, как реальность, которую можно назвать виртуальной
потому, что она всегда только становиться, и никогда не бывает такой, какой
хочет и могла бы стать. И еще в большей степени является виртуальной
культура будущего, служащая предметом перспективной культурологии, которую
можно также назвать футурологией или утопией. Утопическая культурология -
ценная и нужная область познания. В отличие от ретроспективной она скорее
аналитична, панорамна, образна и диалектична. Нужно честно сказать, что
будущее не познаваемо методами классической науки. Но представлять себе
будущее - чрезвычайно важно.
Экзистенциально мы относимся к будущему
с надеждой и пониманием. Интеллектуально мы строим его, экстраполируя в
будущее тенденции настоящего, выявляя "вызовы" будущего и возможные ответы
на них. Мы не должны обольщаться мыслью, что будущее будет "светлым". Свет и
тьма будут чередоваться в нем как всегда. Однако сегодня человек должен
взять на себя и практическую заботу о будущем - в большей степени, чем
когда-либо раньше. Поэтому утопическая, проектирующая культурология
становиться наиважнейшей областью социальной работы, в которой ничто не
должно откладываться на потом. Основная цель проективной культурологии -
выработка стратегии деятельности, выявление наиболее перспективных целей,
достижение такого состояния общества, в котором доминировали бы мир,
сотрудничество, следование закону, открытость, свободное развитие личности.
Эти и другие цели могут быть реализованы только при условии, если мы сегодня
начнем вкладывать в них свои силы и ресурсы. Наши стратегические цели - это
воспитание, наука, образование, искусство. Рыночные отношения не могут, и не
должны сколько нибудь широко распространяться на область культуры.
Культура вырастает из семени, подобно растению. И если ухаживать за
ней, заботясь о ее здоровых ростках и вовремя отбрасывая больные, уродливые,
то можно многого достигнуть.
Парадигма и дискурс в
культурологии Оглавление
Главная
страница