Категории культурологии Оглавление Практическое значение культурологии
Системный подход в культурологии
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД в культурологии - методол. основа
культурологии как науки. Направлен на интеграцию исследоват. материала,
накопленного разл. областями гуманитарного знания, занимающимися изучением
культуры (философия культуры, теория культуры, искусствознание, психология
культуры, социология культуры, история культуры и др.), и реализует
стремление к анализу культуры в парадигме, задаваемой теорией систем. В
рамках С.п. культура рассматривается как система, складывающаяся и
функционирующая во взаимодействии: объективной (любые культурные объекты) и
субъективной (“слепок” культуры в сознании) форм; рациональной и
эмоционально-чувственной ее составляющих; культурно-новационных механизмов и
свойственных культуре способов обеспечения себе-тождественности; процессов
производства, распространения (трансляции) и “присвоения” культурных
ценностей и др.
Одна из первых попыток применения С.п. принадлежит
Л.
Уайту. В работах “Наука о культуре” (1949), “Эволюция культуры” (1959),
“Понятие культуры (1973) и др. он рассматривает культуру как целостную и
самонастраивающуюся систему материальных и духовных элементов (общий закон
развития культуры им сформулирован следующим образом: “Культура движется
вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу
населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в
средствах управления энергией, или и то и другое вместе”). Разл. варианты
описания культуры как системы присутствуют в работах Малиновского, Сорокина,
одного из создателей структурно-функционального направления в социологии
Парсонса и др.
Сложность реализации С.п. объясняется прежде всего
тем, что и культура в целом, и сами по себе отд. ее компоненты (искусство,
этика, религия, мифология, технологич. культура и т.п.) представляют собой
системы высокой сложности (их характеристики и изучаются разл. областями
гуманитарных исследований, внутри к-рых, в свою очередь, возникают разл.
школы со своими научными “доминантами”). В связи с этим одна из важнейших
задач С.п. — выработка общемодельного, системно-целостного определения
феномена культуры, все другие трактовки к-рого являлись бы частными случаями
этого определения. Вторая группа проблем в принципе аналогична тому, с чем
столкнулась в своем развитии сама общая теория систем, — на общесистемном
уровне анализа культуры теория практически имеет дело с еще неопределенными
категориями филос. уровня. С этой т.зр. особенно значимы попытки
“операциональной расшифровки” тех или иных феноменов культуры, в частности
феномена “эстетическое” (напр., в работах М. Князевой и Ю. Осокина). Однако
наиболее специфич. трудности применения С.п. задаются тем обстоятельством,
что при обращении к материалу культуры исследователь имеет дело по
преимуществу с ее объективной формой (теми или иными артефактами культуры,
реалиями наблюдаемых культурных процессов и т.д.), и ему необходимо найти и
выявить в упомянутых культурных объектах некие признаки, характеризующие
состояние и динамику субъективной ее формы. В этом смысле огромный вклад в
развитие культурологии внесло изучение истории ментальности, начатое М.
Блоком и Л. Февром в 30-40-е гг. и продолженное начиная с 60-х гг. Дюби, Ле
Руа Ладюри, Ле Гоффом и др. Пониманию специфики функционирования культуры в
ее субъективной форме способствует и активная разработка теории
субкультурной дифференциации, предпринимаемая в поел. годы рос. учеными (К.
Соколов и др.).
Важнейший момент, обеспечивающий возможность
применения С.п., — формализация культурологич, материала (определяемая,
подобно тому как это имеет место в математике, как отвлечение от
изменчивости рассматриваемого объекта). Это означает, что с культурными
объектами и процессами необходимо сопоставить нек-рые стабильные, неизменные
понятия, в силу чего становится возможным выявить взаимоотношения,
существующие между этими понятиями, а тем самым вскрыть связи, наблюдаемые в
реальной действительности. Отсюда следует, что методика применения С.п.
состоит в выявлении необходимого и достаточного набора общесистемных
характеристик, отличающих специфику данной культуры (культурно-истор.
периода) либо отд. ее элементов и компонентов (в свою очередь представляющих
собой системный объект) и инвариантной реконструкции хода и рез-тов
культурных процессов, что позволяет проследить раскрытие выявленных
общесистемных характеристик в культурно-истор. конкретике применительно к
любым сферам культуры данного периода, эпохи, этноса и т.д. Причем высокая
степень неопределенности (неоперациональности) категорий, с к-рыми в наст.
время имеет дело культуролог, вынуждает осуществлять эту реконструкцию на
языке содержательно-структурной интерпретации культурных явлений и
процессов, что пока еще очень далеко от требований, предъявляемых к описанию
абстр. систем со стороны общей теории систем. В то же время уже на нынешнем
уровне С.п. позволяет упорядочить использование многочисл. толкований
термина “культура” (вплоть до их представления в виде своеобр.
“терминологич. древа”), выработать единые методол. основания для изучения и
классификации функций культуры, выявить специфику взаимодействия
“имманентных” законов, действующих в той или иной сфере культуры, с
общесистемными закономерностями, свойственными данной культуре в целом.
Лит.: Проблемы методологии системного исследования.
Сб. ст. М., 1970; Ле Гофф Ж. Цивилизация ср.-век. Запада. М., 1992; Князева
М., Осокин Ю.В. Эстетическое как социальный феномен // Эстетич. воспитание
на совр. этапе: Теория, методология, практика. М.. 1990; Субкультуры и
этносы в худож. жизни об-ва. СПб., 1995; White L. The Science of Culture.
N.Y., 1949.
Категории культурологии Оглавление Практическое значение культурологии