ПРОГРАММА КУРСА
"Маркетинг"
Курс предназначен для студентов экономического факультета и читается в соответствии с количеством часов, предусмотренных учебным планом.
Содержание курса “Маркетинг” включает вопросы
Тема 1. Введение в маркетинг
Сущность и определение маркетинга. Основные категории маркетинга. Маркетинг как философия бизнеса. Концепции управления маркетингом (совершенствования производства, совершенствования товара, интенсификации коммерческих усилий, собственно маркетинга, социально-этического маркетинга). Этапы интернационализации маркетинга. Принципы маркетинга. Цели маркетинга. Функции маркетинга. Маркетинг и общество.
Тема 2. Процесс управления маркетингом
Понятие и характеристика процесса управления маркетингом. Комплекс маркетинга и его элементы (продукт, цена, распространение, продвижение). Организация службы маркетинга на предприятии, их достоинства и недостатки. Субъекты маркетинга, их характеристика. Виды спроса и задачи маркетинга.
Тема 3. Маркетинговые исследования
Сущность понятия маркетинговые исследования. Этапы и направления маркетингового исследования. Классификация видов информации. Источники маркетинговой информации. Вторичная и первичная информация, их достоинства и недостатки. Виды и методы сбора информации, их характеристика. Информационные потоки в маркетинговой деятельности фирмы Организационные формы маркетинговых исследований.
Тема 4. Маркетинговая среда
Сущность понятия маркетинговой среды. Внутренняя среда и ее характеристика. Микросреда и характеристика ее элементов. Субъекты и типы клиентурных рынков. Конкуренция и конкуренты. Маркетинговые посредники. Классификация и характеристика контактных аудиторий. Методика изучения фирм (конкурентов, посредников, поставщиков) Внешняя среда функционирования предприятия и ее факторы (демографические, экономические, природные, научно-технические, политико-правовые, социально-культурные).
Тема 5. Поведение покупателей на потребительских рынках и рынках предприятий
Сегментирование рынка: цели и задачи. Критерии сегментирования. Потребительский рынок и модели покупательского поведения. Социальные, психологические, культурные и личностные факторы покупательского поведения. Принятие решения о покупке. Особенности рынка предприятий. Характеристика основных типов совершения закупок товаров на рынке предприятий. Факторы, формирующие поведение покупателей на рынке предприятий. Принятие решения о покупке на рынке предприятий. Рынок промежуточных продавцов. Маркетинговое исследование рынка
Тема 6. Разработка товара
Понятие товара и его уровней. Классификация товаров. Товарный ассортимент и товарная номенклатура. Стратегия и этапы разработки нового товара. Понятие и характеристика этапов жизненного цикла товара. Виды жизненных циклов товаров. Товарная марка и ее использование в маркетинге. Товарный знак и его значение. Понятие и функции упаковки. Факторы, стимулирующие использование упаковки. Качество и конкурентоспособность товаров. Маркетинговое исследование товаров.
Тема 7. Цены и ценовая политика
Цена и ее роль в маркетинговом комплексе. Влияние типа рынка (рынок чистой конкуренции, монополистической конкуренции, чистой монополии). Методы ценообразования. Классификация и характеристика основных методик расчета цен. Установление цен на новые товары.. Инициативное изменение цен и реакция субъектов рынка. Государственное регулирование ценообразования и рыночных цен.
Тема 8. Каналы распределения товаров
Формирование системы товародвижения. Канал распределения и его функции. Структура и уровни канала распределения. Классификация и характеристика каналов распределения. Разработка структуры канала распределения. Подходы к выбору посредников. Управление каналом распределения. Оптовая и розничная торговля. Классификация торговых предприятий.
Тема 9. Маркетинговые коммуникации
Понятие и система маркетинговой коммуникации. Разработка модели коммуникации. Факторы, определяющие структуру комплекса стимулирования. Отбор элементов комплекса стимулирования. Методы стимулирования. Разработка комплексного бюджета стимулирования. Средства маркетинговых коммуникаций: реклама, личная продажа, продвижение продаж, “паблик рилейшнз”. Реклама и ее виды. Разработка рекламной кампании: планирование, реализация, контроль.
Тема 10. Международный маркетинг
Понятие и сущность международного маркетинга. Международный маркетинг и особенности его среды. Принятие решений в системе международного маркетинга. Выбор стратегии и разработка плана выхода на международный рынок. Структура канала распределения в международном маркетинге.
Тема 11. Маркетинг услуг
Сфера услуг и её роль в экономике. Уникальность услуги - её отличие от товара (неявность, неустойчивость, неотделимость от поставщика, запасы). Содержание услуги в продукте. Классификация услуг. Покупка услуги. Особенности комплекса маркетинга для услуг.