ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование действенной трудовой мотивации является важным звеном в цепи преобразований, осуществляемых в ходе трансформации отечественной экономики. В условиях рынка от работников требуется умение так организовать свой труд, чтобы их отдача была максимальной. При этом важным фактором усиления трудового потенциала должна стать личная заинтересованность работников, основанная на возможности удовлетворения своих социальных и физиологических потребностей.

Мотивация труда – дисциплина, в процессе изучения которой исследуются пути и методы воздействия на работников с целью формирования у них потребности в высокопроизводительном труде, усиления заинтересованности в повышении конечных результатов деятельности и обеспечении конкурентоспособности предприятия, фирмы, компании на внутреннем и мировом рынках потребителя.

Методологической базой исследования проблем трудовой мотивации являются труды ведущих зарубежных и отечественных ученых и практиков ХХ века. Адаптируя их опыт к современным условиям хозяйствования и разрабатывая более совершенные подходы к мотивации труда персонала, украинские ученые и практики активно исследуют проблемы формирования мотивационного механизма, отвечающего требованиям рыночных отношений, без органичного включения которого в систему корпоративного менеджмента невозможно обеспечение стабильной работы предприятий, а следовательно, и создание в Украине развитой рыночной экономики.

С переходом на рыночный путь развития стало очевидно, что законы рыночной экономики имеют свою специфику, и это самым непосредственным образом сказывается на мотивах к труду.

В сложный период трансформации отечественной экономики и внедрения в хозяйственную деятельность рыночных отношений, вызвавших к жизни многие дестабилизирующие процессы, произошло падение трудовой мотивации работников до критической отметки. Как свидетельствует анализ, главными причинами резкого снижения трудовой мотивации явились многие факторы, сопутствующие кризисным явлениям в экономике.

В ходе реформ произошло резкое снижение жизненного уровня населения, что, безусловно, отразилось на состоянии трудовой мотивации.  Такие деформирующие факторы, как рост цен, долги по заработной плате, разбалансировка потребительского рынка, снижение уровня социальной поддержки населения, приводят, как отмечают социологи, к ощущению беззащитности, социальной апатии и снижению интереса к труду. Обеспечение надежной социальной поддержки населения и разработка конкретных мер, направленных на формирование социально ориентированного рыночного хозяйства, безусловно, будет способствовать усилению трудовой мотивации работников.

Новым явлением для нашего общества, вызванным к жизни перестроечными процессами, явилась безработица, которая явственно обозначилась со второй половины 1991 года. Населению страны было трудно психологически перейти от гарантированной занятости к  осознанию безработицы, ибо это явление всегда ассоциировалось с противостоянием труда и капитала в западных странах и представлялось на первых этапах абстрактным понятием. Однако дальнейшее развитие событий показало, что эта проблема стала одной из наиболее острых в Украине. И, если уровень безработицы в развитых странах в решающей мере предопределяется насыщенностью рынка товарами, что становится барьером для вовлечения новых работников в процесс производства, то в Украине безработицу породили, прежде всего, спад производства, разрыв устоявшихся хозяйственных связей с традиционными заказчиками в связи с распадом единого государства, а также ускоренная и масштабная приватизация.

В условиях нынешней насыщенности мирового рынка высокотехнологичной конкурентоспособной продукцией обеспечить успех бизнеса без активизации процесса создания новых, совершенно иных, опережающих требования времени, качеств и потребительских ценностей выпускаемой продукции, просто невозможно. Современный рынок, в который вошли отечественные товаропроизводители, а также существенно возросшая скорость кардинальных изменений в технике, технологиях, информатике, системах управления требуют принципиально новых знаний, высокого профессионализма, глубокой заинтересованности и ответственности каждого работника за результаты своего труда и обеспечение устойчивого финансового положения предприятия, его конкурентоспособности на внутреннем и зарубежном рынках. Поэтому активизация интеллектуального потенциала персонала признается сегодня одним из основных рычагов достижения конкурентоспособности в условиях динамичных изменений внешней среды и конъюктуры рынка.

Мотивация к труду не будет эффективной, если не будут решены проблемы материального стимулирования труда. Новые условия хозяйствования требуют существенных новаций в решении этих задач, в частности, разработки и внедрения современных форм и методов оплаты и поощрения работников. Этот фактор трудовой мотивации  в рыночных отношениях остается особо значимым и требует самого пристального внимания.

Важным составным компонентом, формирующим побудительные мотивы к труду, является объективная оценка всего персонала предприятия (фирмы, организации) и результатов деятельности каждого работника. Отсутствие достоверной оценки личных способностей и трудовых достижений негативным образом сказывается на поведении работника, снижает его заинтересованность в повышении эффективности труда. Вопросы оценки персонала еще не достаточно разработаны как в теории, так и напрактике, что вызывает необходимость более тщательного изучения зарубежного опыта решения этих задач.

Как свидетельствует хозяйственная практика, в условиях перехода к рыночным отношениям и трансформации государственной собственности далеко не везде наблюдается положительный мотивационный эффект приватизации, что связано со многими допущенными в ходе этого процесса ошибками. Изменение формы собственности – это только предпосылка повышения эффективности деятельности персонала, но для усиления побудительных мотивов к высокопроизводительному труду необходимы соответствующие стимулы, способные заинтересовать работников в активизации своей деятельности и  повышении ее эффективности.

В контексте этих задач роль трудовой мотивации существенно актуализируется. От того, насколько действенным будет механизм формирования побудительных мотивов к высокопроизводительному труду, повышению интеллектуального потенциала, освоению рыночного менталитета, в решающей мере зависят развитие творческой инициативы и предприимчивости работников, их осознанное включение в процесс наращивания его конкурентных преимуществ, а следовательно, и достижение эффекта синергии в трудовых отношениях.

В современных условиях предприятие, фирма должны представлять собой команду единомышленников, интересы которых органично взаимоувязаны с целевыми стратегическими задачами – работать на перспективу.

Ключевыми приоритетами в системе мотивации персонала должны стать мотивирование творческого, высокопрофессионального труда, раскрытие потенциала личности с целью максимизации эффективности деятельности, инициативного подхода к повышению качества продукции, заключению выгодных контрактов. Именно мотивация труда призвана содействовать формированию работника нового типа: инициативного, предприимчивого, ориентированного на максимальные достижения в труде, способного к творческой инновационной деятельности.

Трудовая мотивация по своему содержанию – сложное и многофакторное явление. Мотивов, определяющих поведение человека в процессе труда, множество. Поведение работника является результатом одновременного действия комплекса мотивов. Именно через сопряжение многообразных побудительных элементов раскрывается мотивационный процесс индивидуального трудового поведения.

Для усиления трудовой мотивации и, соответственно, максимально полного высвобождения производственно-социального потенциала работников предприятия в целях повышения эффективности производства, выпуска высококачественной конкурентоспособной продукции и увеличения объема продаж необходимо создавать в трудовом коллективе соответствующие условия и предпосылки, то есть сознательно и целенаправленно управлять этим процессом. Пассивное ожидание того, что в рыночных условиях хозяйствования произойдет самонастройка мотивационного механизма, малопродуктивно. Как свидетельствует опыт стран с высокоразвитой рыночной экономикой, необходимость активной разработки проблем управления трудовой мотивацией давно усвоена зарубежной теорией и практикой. Для отечественной экономики эти вопросы приобретают особую значимость в силу необходимости обеспечения устойчивого развития национальной экономики, значительного подъема ее конкурентоспособности, практической реализации глобальной задачи вхождения Украины в мирохозяйственную систему как равноправного партнера. В хозяйственной практике решение этих задач самым непосредственным образом связано с проблемой разработки более совершенного мотивационного механизма, призванного активно содействовать развитию внутренней потребности у работников более активной трудовой отдачи.

Таким образом, цель научной дисциплины “Мотивация персонала” – раскрыть значимость мотивации к труду как органичной составляющей корпоративного менеджмента, показать, что путь к эффективному управлению поведением работника и повышению результативности его труда лежит через понимание его побудительных мотивов.

Изучение и глубокое осмысление проблем трудовой мотивации студентами экономических специальностей является необходимым условием осуществления грамотной управленческой деятельности в условиях рыночных отношений. Эффективное решение управленческих задач, реализация стратегии достижения конкурентоспособности в мирохозяйственной системе неразрывно связаны с мотивацией персонала. Знание основных экономических и психологических законов и закономерностей мотивационного менеджмента позволит специалисту так организовать работу производства и субъекта хозяйствования, чтобы  персонал трудился с полной самоотдачей и осознанной заинтересованностью в достижении высоких конечных результатов деятельности.

Предметом курса являются теоретические проблемы и организационно-экономический механизм управления трудовой мотивацией на уровне предприятия, а также составные компоненты процесса мотивации высокопроизводительного труда.

Объект курса – трудовые отношения и вся совокупность мотивов, побуждающих работников к выполнению конкретных действий и предопределяющих их трудовое поведение.

Изложение материала в учебном пособии соответствует программе изучения дисциплины “Мотивация персонала” для специалистов и магистров, а также  требованию комплексного рассмотрения проблем трудовой мотивации, как с позиции теоретических разработок этой проблематики, так и ее взаимосвязи с конкретными прикладными задачами, решение которых способствует развитию побудительных мотивов к продуктивной деятельности персонала, повышению его трудового и творческого потенциала.

Основной акцент в изложении материала сделан на выводах о том, что существенные резервы наращивания конкурентных преимуществ отечественных предприятий для выхода и закрепления на мировом рынке находятся на микроуровне, и их мобилизация в решающей мере предопределяется разработкой и внедрением современного, отвечающего требованиям рыночных отношений, мотивационного менеджмента.