ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ

УСПЕХОВ И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ [*]

 

Процедура применения методики заключается в следующем:

1. Испытуемому на 20 сек. показывают  картинку № 1. После этого картинка убирается, и испытуемый должен за 6 мин составить рассказ, ответив на следующие вопросы:

 

а) Кем являются люди, изображенные на картинке?

б) Что произошло с ними до этого и привело к данной ситуации?

в) Что они делают сейчас?

г) О чем они думают в настоящий момент?

д) Какие желания и чувства у них имеются?

ж) Что произойдет с ними дальше?

 

2. Аналогично составляют рассказы по картинкам № 2,3,4.

3. Анализ  рассказов проводится в 3 этапа.

 

Рис. 3

 

Рис. 4

 

Рис. 2

 

Рис. 1

 

 

І этап

Устанавливаем, соответствует ли тема рассказа стремлению к достижению успеха в деятельности. Критериями являются наличие в рассказе:

а) стремление человека к деловому успеху, например, открытие собственного дела, предприятия;

б) стремление к профессиональному самосовершенствованию, к приобретению необходимых для достижения успеха знаний, умений и навыков;

в) стремление к достижению высокого качества в работе и высокой производительности труда;

г) стремления к созданию чего-то нового, оригинального, уникального, что другими людьми будет оценено как достижение человека.

Ориентируясь на эти критерии, следует отнести каждый из рассказов к одной из групп:

Группа А включает в себя рассказы с явно выраженным в их содержании стремлением персонажей к достижению  успеха. Для этого необходимо, чтобы содержание рассказа соответствовало хотя бы одному из 4-х указанных выше признаков (критериев).

 

"На картине - люди, которые являются сотрудниками научной лаборатории. Они проверяют гипотезу, подтверждение которой должно привести к большому научному открытию. Они внимательно рассматривают данные, которые на бумажной ленте выдает прибор. Оба думают об этих данных и очень хотят, чтобы гипотеза подтвердилась".

 

Группа Б.  В этих рассказах речь идет о работе, но возникают сомнения в том, что персонажи действительно  стремятся к достижению успехов в этой работе.

 

"На фотографии инженеры - эксплуатационники районной ТЭЦ. Они рассматривают ленту с показаниями приборов. Это обычная контрольная проверка, так они делают по несколько раз в день. Они думают о том, что пора заканчивать работу и идти домой. Далее они снимут показания приборов и займутся их обсуждением".

 

 

Группа В.  В рассказах речь не идет ни о какой работе.

 

"Эти люди шли по улице и увидели забор.

 Их что-то заинтересовало за забором, и они стали смотреть в щель.

Постоят, посмотрят – пойдут дальше".

 

Для дальнейшего анализа отбирают рассказы, отнесенные только к группе А.

 

II этап

Анализируется каждый из девяти приведенных ниже признаков.  Для этого в рассказах ищут предложения, свидетельствующие о мотиве достижения успеха:

1. Наличие у персонала явного желания добиться успехов Мотив достижения успеха считается выраженным, если кто-либо из персонажей  рассказа проявляет явное желание добиться успеха в соответствии с критериями успеха, описанными ранее.

В рассказе должно быть явное суждение, в котором присутствует мотив достижения успеха.

"Он хочет добиться успехов в работе".

"Он полон решимости добиться высоких показателей"и т.п.

 

2. Наличие у персонала ожидания того, что он действительно добьется успеха, уверенности в этом.

3.  Наличие у персонала опасения того, что его постигнет неудача.

4. Наличие в рассказе положительных эмоциональных переживаний в связи с ожидаемым успехом.

5. Наличие у персонажа отрицательных эмоциональных переживаний в связи с ожидаемой неудачей.

6. Наличие у персонала разнообразных умственных и практических действий, направленных на то, чтобы добиться успеха. Важно, чтобы эти действия совершал сам персонаж, который стремится к успеху.

"Человек думает над задачей" (это умственное действие)

"Человек отлаживает работу машины, которую изобрел (это практическое действие)

 

7. Наличие на пути  к успеху внутренних или внешних препятствий, которые персонаж стремится преодолеть.

Он не уверен в себе.

Неожиданно сломалась машина.

 

8. Наличие в рассказе кого-либо или чего-либо, что оказывает помощь персонажу в его стремлении добиться успеха.

Ему сочувствуют,

Товарищи по работе помогают ему добиться успеха.


9. Наличие у персонажа единственного, доминирующего мотива деятельности, связанного исключительно со стремлением к достижению успеха.

Если в результате анализа обнаруживается какой-либо иной мотив поведения персонажа, то стремление к успеху не считается единственным внутренним побуждением, и наличие в рассказе 9-го признака не отмечается.

Человек долго стремился добиться успеха в этом деле, но устал,

и в данный момент думает только о том, чтобы отдохнуть.

 

За наличие каждого из 9-ти признаков испытуемый получает по 1 баллу. При этом баллы, полученные по признакам 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9 берутся с положительным знаком, а баллы, полученные по признакам 3 и 5, с отрицательным знаком (последние свидетельствуют о степени развитости мотива избегания неудач).

 

ІІІ этап

Суммируем положительные баллы по всем рассказам, полученные одним испытуемым. Эта сумма свидетельствует о степени развитости у него мотива к достижению успеха.

Определяем мотивацию достижения успехов как разницу между силой потребностей достижения успехов и избегания неудач. Она устанавливается как алгебраическая сумма положительных и отрицательных баллов.

Если эта сумма положительная, то делается вывод о том, что у данного испытуемого мотив достижения успехов преобладает над мотивом избегания неудач.

При отрицательной сумме делается вывод о том, что мотив избегания неудач доминирует над мотивом достижения успехов.

При нулевой сумме считается, что оба мотива взаимно погашают друг друга, и мотивания достижения успехов отсутствует.

 

Организация работы по измерению мотивации
 достижения успехов и избегания неудач

 

І вариант

Выбирают 2-х психологов - экспертов, которые проводят всю оценочную работу.

ІІ вариант

Группа делится на подгруппы из 5-6 человек, в каждой из которых проводят совместный анализ и обсуждение каждой из работ. Желательно провести предварительный обмен работами между группами.

IІІ вариант

После установления индивидуальной мотивации достижения успехов и избегания неудач возможно установление общего группового индекса мотивации. Для этого находят алгебраическую сумму положительных и отрицательных баллов всех испытуемых данной группы и делят на количество ее членов. В конце работы сравнивают итоговые оценки каждой из групп и делают соответствующие выводы.

 

 



[*]Р.С. Немов  Психология. – М.: Владос, 1995. – Т.3. – С. 370 - 375