ПРИЛОЖЕНИЕ
1
МЕТОДИКА
ИЗМЕРЕНИЯ
МОТИВАЦИИ
ДОСТИЖЕНИЯ
1. Испытуемому
на 20 сек.
показывают картинку
№ 1. После
этого
картинка
убирается, и
испытуемый
должен за 6
мин
составить
рассказ,
ответив на
следующие
вопросы:
а) Кем
являются
люди,
изображенные
на картинке?
б) Что
произошло с
ними до этого
и привело к данной
ситуации?
в) Что
они делают
сейчас?
г) О чем
они думают в
настоящий
момент?
д)
Какие
желания и
чувства у них
имеются?
ж)
Что
произойдет с
ними дальше?
2.
Аналогично
составляют
рассказы по
картинкам № 2,3,4.
3.
Анализ
рассказов
проводится в
3 этапа.
Рис. 4 Рис. 2 Рис. 1
Рис. 3

Устанавливаем, соответствует ли тема рассказа стремлению к достижению успеха в деятельности. Критериями являются наличие в рассказе:
а)
стремление
человека к
деловому
успеху, например,
открытие собственного
дела,
предприятия;
б)
стремление к
профессиональному
самосовершенствованию,
к
приобретению
необходимых
для
достижения
успеха
знаний,
умений и
навыков;
в)
стремление к
достижению
высокого
качества в
работе и
высокой
производительности
труда;
г) стремления
к созданию
чего-то
нового, оригинального,
уникального,
что другими
людьми будет
оценено как
достижение
человека.
Ориентируясь
на эти
критерии,
следует отнести
каждый из
рассказов к
одной из
групп:
Группа А включает в
себя
рассказы с
явно выраженным
в их
содержании
стремлением
персонажей к
достижению
успеха. Для
этого необходимо,
чтобы
содержание
рассказа
соответствовало
хотя бы
одному из 4-х
указанных выше
признаков
(критериев).
"На
картине -
люди, которые
являются
сотрудниками
научной
лаборатории.
Они
проверяют
гипотезу,
подтверждение
которой
должно
привести к
большому
научному
открытию. Они
внимательно
рассматривают
данные,
которые на
бумажной
ленте выдает
прибор. Оба
думают об
этих данных и
очень хотят,
чтобы
гипотеза
подтвердилась".
Группа
Б. В этих
рассказах
речь идет о
работе, но
возникают
сомнения в
том, что
персонажи
действительно
стремятся к
достижению
успехов в
этой работе.
"На
фотографии
инженеры -
эксплуатационники
районной ТЭЦ.
Они
рассматривают
ленту с
показаниями
приборов. Это
обычная
контрольная
проверка, так
они делают по
несколько
раз в день.
Они думают о
том, что пора
заканчивать
работу и идти
домой. Далее
они снимут
показания
приборов и
займутся их
обсуждением".
Группа
В. В
рассказах
речь не идет
ни о какой работе.
"Эти
люди шли по
улице и
увидели
забор.
Их
что-то
заинтересовало
за забором, и
они стали
смотреть в
щель.
Постоят,
посмотрят –
пойдут
дальше".
Для
дальнейшего
анализа
отбирают
рассказы,
отнесенные только
к группе А.
Анализируется
каждый из
девяти приведенных
ниже
признаков. Для этого
в рассказах
ищут
предложения,
свидетельствующие
о мотиве
достижения
успеха:
1. Наличие у
персонала
явного
желания
добиться
успехов
Мотив
достижения
успеха
считается выраженным,
если кто-либо
из
персонажей
рассказа проявляет
явное
желание
добиться
успеха в соответствии
с критериями
успеха,
описанными
ранее.
В рассказе
должно быть
явное
суждение, в
котором
присутствует
мотив
достижения
успеха.
"Он
хочет
добиться
успехов в
работе".
"Он
полон
решимости
добиться
высоких показателей"и
т.п.
2. Наличие у
персонала
ожидания
того, что он действительно
добьется
успеха,
уверенности
в этом.
3. Наличие
у персонала
опасения
того, что его постигнет
неудача.
4. Наличие
в рассказе
положительных
эмоциональных
переживаний
в связи с ожидаемым
успехом.
5. Наличие у
персонажа
отрицательных
эмоциональных
переживаний
в связи с
ожидаемой неудачей.
6. Наличие у
персонала
разнообразных
умственных и
практических
действий,
направленных
на то, чтобы
добиться
успеха.
Важно, чтобы
эти действия
совершал сам
персонаж,
который
стремится к
успеху.
"Человек
думает над
задачей" (это
умственное
действие)
"Человек
отлаживает
работу
машины, которую
изобрел (это
практическое
действие)
7. Наличие на
пути
к успеху
внутренних
или внешних
препятствий,
которые персонаж
стремится
преодолеть.
Он не
уверен в
себе.
Неожиданно
сломалась
машина.
8. Наличие в
рассказе
кого-либо или
чего-либо, что
оказывает
помощь
персонажу в
его стремлении
добиться
успеха.
Ему
сочувствуют,
Товарищи
по работе
помогают ему
добиться успеха.
9. Наличие у
персонажа
единственного,
доминирующего
мотива
деятельности,
связанного
исключительно
со
стремлением
к достижению
успеха.
Если
в результате
анализа
обнаруживается
какой-либо
иной мотив
поведения
персонажа, то
стремление к
успеху не
считается
единственным
внутренним
побуждением, и
наличие в
рассказе 9-го
признака не
отмечается.
Человек
долго
стремился
добиться
успеха в этом
деле, но
устал,
и в
данный
момент
думает
только о том,
чтобы
отдохнуть.
За наличие каждого из 9-ти признаков испытуемый получает по 1 баллу. При этом баллы, полученные по признакам 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9 берутся с положительным знаком, а баллы, полученные по признакам 3 и 5, с отрицательным знаком (последние свидетельствуют о степени развитости мотива избегания неудач).
Суммируем
положительные
баллы по всем
рассказам,
полученные
одним
испытуемым.
Эта сумма
свидетельствует
о степени
развитости у
него мотива к
достижению
успеха.
Определяем
мотивацию
достижения
успехов как
разницу
между силой
потребностей
достижения успехов
и избегания
неудач. Она
устанавливается
как
алгебраическая
сумма
положительных
и
отрицательных
баллов.
Если эта
сумма
положительная,
то делается вывод
о том, что у
данного
испытуемого
мотив
достижения
успехов
преобладает
над мотивом
избегания
неудач.
При
отрицательной
сумме
делается
вывод о том,
что мотив
избегания
неудач
доминирует
над мотивом
достижения
успехов.
При
нулевой
сумме
считается,
что оба мотива
взаимно
погашают
друг друга, и
мотивания достижения
успехов
отсутствует.
І
вариант
Выбирают
2-х
психологов -
экспертов,
которые
проводят всю
оценочную
работу.
ІІ
вариант
Группа
делится на
подгруппы из
5-6 человек, в каждой
из которых
проводят
совместный
анализ и обсуждение
каждой из
работ.
Желательно
провести
предварительный
обмен
работами
между
группами.
IІІ
вариант
После установления индивидуальной мотивации достижения успехов и избегания неудач возможно установление общего группового индекса мотивации. Для этого находят алгебраическую сумму положительных и отрицательных баллов всех испытуемых данной группы и делят на количество ее членов. В конце работы сравнивают итоговые оценки каждой из групп и делают соответствующие выводы.