10.
СТРУКТУРА ПРОФОРМЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Модуль:
Организация труда менеджера.
Семестр:
9
Кредиты
4 (144 ч.).
Базовые курсы:
Микроэкономика, Макроэкономика, “Физиология и психология труда”, “ Организация
и нормирование труда” та “Управление персоналом”.
Уровень:
магистры, специалисты.
Кафедра:
Управление персоналом и экономика труда
Цель
курса: формирование системы
теоретических и практических знаний по организации личного труда менеджеров в соответствии с
требованиями государственного классификатора Украины ДК- 003-2005.
Основные задачи
дисциплины состоят в изучении теории, отечественного и зарубежного опыта
организации управленческой работы, обретении опыта правильной организации
рабочего места, рационализации режима труда и отдыха, планирование личной
деятельности, делегирование полномочий, делового общения и т.п.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА И КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ТЕМ
Функциональное разделение
труда и его значение Функции менеджмента и менеджера в организации
Методологические аспекты труда менеджера Особенности труда
менеджера
Тема 2.
Цель труда менеджера
Миссия и стратегия организации Целые организации Цель труда менеджера как
элемент системы целей организации
Определение организации
труда, его экономическое и социальное значение. Составные организации труда, их содержание и формы реализации Субъекты организации труда
менеджера
Требования к менеджерам
со стороны работодателей. Формы и методы подготовки, переподготовки и повышение
квалификации менеджеров. Самообразование менеджеров и ее значение
Классификация затрат
рабочего времени менеджера. Нормативные материалы для нормирования
управленческого труда Классификация норм для сферы управленческого труда. Методы нормирования
управленческого труда
Сущность
и содержание организации рабочего места. Планирование рабочих мест и служебных
помещений. Оснащение рабочих мест менеджеров. Обслуживание рабочих мест.
Резервы повышения
трудоспособности менеджера. Отрицательные аспекты деятельности менеджера и их
влияние на трудоспособность и состояние здоровья.
Гигиеничные рекомендации менеджерам. Режим
труда и отдыха менеджера.
Методы анализа трудовых
процессов в управлении. Анализ использования рабочего времени менеджерами.
Показатели использования рабочего времени. Проектирование рациональной
организационной структуры управления предприятием, организационных и информационных
связей. Проектирование служебных помещений и рабочих мест. Рационализация
управленческой документации, трудоемких процедур и операций
Сущность и значения
регламентирования управленческого труда. Методы регламентирования
управленческого труда. Устав организации и его значение. Положение о
структурных подразделах. Должностные инструкции. Штатное расписание и другие
регламенты управленческого труда.
Значение
и классификация управленческой
информации. Информационная система и ее
структура. Источники
управленческой информации. Организация информационного обеспечения
деятельности менеджера.
Тема 11. Делегирование полномочий и
планирование личного труда менеджера
Делегирование полномочий менеджера.
Преимущества и риски, связанные с делегированием полномочий. Контроль
за деятельностью подчиненных, стимулирование самостоятельности и
ответственности. Планирование как стержневой элемент организации работы
менеджера. Объекты планирования в деятельности менеджера. Самоконтроль
выполнения запланированных достижений.
Управленческие решения и
их классификация. Технология подготовки решений. Оценивание и принятие решений.
Реализация управленческих решений. Контроль выполнения решений и отчетность
исполнителей.
Нужды
менеджера в общении. Основные партнеры в служебном общении. Виды общения и их значение. Требования к
культуре общения менеджера. Организация подготовки и проведение
производственных совещаний, собрания. Деловые встречи и переговоры. Прием
посетителей. Служебная переписка.
Роль
секретаря в функциональном делении управленческого труда. Разновидности
секретарских должностей. Должностные обязанности секретаря. Требования к
знаниям и умениям секретаря. Квалификационные требования.
Экономическое,
организационное и социальное значение оценивания труда менеджера. Методы, критерии и показатели
оценивания. Текущее оценивание менеджеров. Аттестация менеджеров. Методы и
средства стимулирования труда менеджера. Контрактная форма найма и оплаты труда
менеджеров.
Методы обучения: Лекции, практические занятия,
индивидуальная работа, самостоятельная работа.
|
Виды занятий, часов |
Дневное |
Ускоренное |
Заочное |
|||
|
Магистры |
Специалисты |
На базе высшего образования |
На базе техникумов |
Магистры |
Специалисты |
|
|
Лекции |
36 |
36 |
18 |
18 |
20 |
20 |
|
Практические |
- |
36 |
- |
10 |
- |
10 |
|
Индивидуальная работа |
4 |
20 |
|
|
|
|
|
Самостоятельная
работа |
104 |
52 |
|
|
|
|
|
Курсовая
работа |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Всего |
144 |
144 |
18 |
28 |
20 |
30 |
Форма контроля
Оценка
модуля состоит из оценок по следующим видам работ:
Положительная
сдача трех содержательных модулей составляет 30% общей оценки модуля,
Дополнительные
формы контроля составляют 20% общей
оценки модуля,
Экзамен
– 50 %.
Формы самостоятельной работы:
-
проработка теоретических основ дисциплины по учебникам, учебным пособиям,
монографиям, журналам;
-
проработка прослушанного лекционного материала;
-
подготовка к семинарско-практическим занятиям;
-
решение и письменное оформление задач, схем, диаграмм, других компьютерных работ аналитико-графического
характера;
- выполнение курсовой работы;
- систематика изучения материала курса перед
экзаменом (зачетом);
- письменное изложение вопросов билета на экзамене.
Выполнение индивидуальных заданий
|
Модуль 1 |
Модуль 2 |
||||||||||
|
10% |
10% |
||||||||||
|
Т1 |
Т2 |
Т3 |
Т4 |
Т5 |
Т6 |
Т7 |
Т8 |
Т9 |
Т10 |
Т11 |
Т12 |
|
зачет |
зачет |
зачет |
зачет |
зачет |
зачет |
зачет |
зачет |
зачет |
зачет |
зачет |
зачет |
|
Модуль 3 |
Дополнительные формы |
Экзамен |
Σ |
||||
|
10% |
20% |
50% |
100% |
||||
|
Т13 |
Т14 |
Т15 |
Т16 |
Т17 |
|
|
|
|
зачет |
зачет |
зачет |
зачет |
зачет |
|
|
|
Критерии оценки знаний
90-100 баллов -
«отлично» - студент
дал правильный исчерпывающий ответ на
поставленные вопросы, при этом показал высокие знания понятийного аппарата и
литературных источников, умение анализировать фактический материал и
статистическую информацию, аргументировать свое отношение к соответствующим
категориям, зависимостям и явлениям, креативно мыслить. Студент, безусловно, во
всех отношениях, выполнил задание, своевременно и надлежащим образом его оформил.
75-89 баллов -
«хорошо» - студент в
целом ответил на поставленные вопросы, но не смог убедительно аргументировать
свой ответ, ошибся к использовании понятийного
аппарата. Задание выполнено, однако имеются
незначительные замечания по логике изложения материала.
50-74 баллов -
«удовлетворительно»
- студент дал неполный ответ, уклонился от аргументирования, показал
неудовлетворительное знание понятийного аппарата и литературных источников.
Задание в целом выполнено, предоставлено
своевременно, однако имеют место
отдельные замечания: часть информации
отсутствует или она противоречивая,
оформление задания удовлетворительное.
1-49 баллов -
«неудовлетворительное» - студент дал неправильный ответ на вопрос или вообще ничего не ответил,
при проведении контроля использовал запрещенные источники, подсказки. Задание выполнено не в полном объеме, отсутствуют
основная информация или она сомнительная, устаревшая, задание оформлено
с существенными нарушениями стандартов, предоставлено несвоевременно.
1. Данюк В.М. Організація праці менеджера: Навч. посіб. – К.:КНЕУ, 2006.- 276
с.
2. Паршиков А.М.
Организация труда менеджера: Учебное пособие.Изд.3.
Донецк: Издательство «Юго-Восток», 1998. -176 с.
3. Колот А.М. Соціально-трудові відносини: теорія і практика регулювання:
Монографія. – К.: КНЕУ,2004.- 230 с.
4. Абрамова А.И.
Подготовка менеджеров. – К., 1990.
5. Дмитриенко Г.А.,
Шарапатова Е.А., Максименко Т.М. Мотивация и оценка персонала: Уч. пособие. –
К.:МАУП, 2002. – 248 с.
6. Друкер Питер Ф.
Энциклопедия современного менеджмента.: Пер. с англ.-
М.: Издательский дом ”Вильямс.”, 2004.- 432 с.
7. Друкер П. Як забезпечити успіх у бізнесі: новаторство і підприємництво.
- К.: Україна, 1994.
8. Мескон М., Альберт М.,
Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1993.
9. Райт Г. Державне управління. - К.: Основи, 1994.
10. Сацков Н.Я. Методы и
приемы деятельности менеджера и бизнесмена. - К., 1994.
11. Шепель В.К.
Настольная книга бизнесмена и менеджера. Управленческая гуманиторология. - М.,
1992.