Вариант №4

Модуль №1. Случайные события

 

Индивидуальные задания к модулю №1

 

4. Электролампы упакованы по 10 штук в ящике. Все предложения о числе бракованных ламп в ящике равновозможные. В ящик добавили одну стандартную лампу, после чего наудачу взята одна лампа. Какова вероятность, что она стандартна?

 

24. Трое поочередно бросают монету. Выигрывает тот, у которого раньше выпадает «герб». Определить вероятность выигрыша для каждого из игроков.

 

Модуль №2. Случайные величины

Индивидуальные задания к модулю № 2

 

В задачах 31 - 60 требуется в зависимости от типа случайной величины, который необходимо определить:

1.  Найти закон распределения случайной величины x;

2.  Вычислить числовые характеристики случайной величины (математическое ожидание - Мx, дисперсию - Dx, среднее квадратическое отклонение sx и вероятность принятия значения в заданном интервале - P{xÎ(a;b)};

3.  Построить графики (функции распределения и для непрерывных случайных величин дифференциальной функции распределения).

___________________________________________________________________

34. Устройство состоит из трех независимо работающих элементов. Вероятность отказа каждого в одном опыте = 0.1. x - число отказавших элементов в одном опыте. (a = 1; b = 2). Дополнительно к указанным выше заданиям выполнить: а) построить ряд распределения; б) построить многоугольник распределения.

_____________________________________________________________________

44.  x:

Хi

x1

x2

9

12

15

Pi

0,2

P2

0,2

0,4

0,1

                                                        если  Мx = 9,3;  Dx = 15,21, (a =5; b =11).

______________________________________________________________________

54. Рабочий обслуживает 4 станка. Вероятность того, что в течении часа станок не потребует внимания рабочего равна для первого станка 0.7, для второго - 0.75, для третьего - 0.8, для четвертого 0.9. x - число станков, которые не потребуют внимания рабочего в течение часа. (a = 1; b = 3).

 

В задачах 61 - 90 требуется использовать закон больших чисел или его следствия.

 

64. Вероятность рождения мальчика равна 0.515. Оценить снизу вероятность того, что число девочек среди 1000 новорожденных будет отличаться от математического ожидания этого числа по абсолютной величине менее, чем на 20.

 

74. Завод отправил на базу 2000- изделий. Вероятность поврежден каждого из изделий в пути равна 0,003 . Найти вероятность того, что пути будет повреждено менее трех изделий и определить вероятность найвероят-нейшего числа не поврежденных изделий.

 

84. Страховая компания застраховала 5000 квартир на случай пожара на сумму 2000 гривен каждую. Вероятность пожара с таким ущербом равна 0,0003. Определить (используя предельную теорему) вероятность того, что сумма платежей не превысит 100.000 долларов.

 

Модуль №3. Числовые характеристики статистики

Индивидуальные задания к модулю № 3

 

Задание к лабораторной работе 1

 

            В работе, используя выборку, решить следующие задачи:

1. Построить вариационный ряд (дискретный и интервальный);

2. Вычислить относительные частоты (частости) и накопленные частости;

3. Построить графики вариационного ряда ( полигоны и гистограммы относительных и абсолютных частот);

4. Составить эмпирическую функцию распределения, построить ее график;

5. Вычислить числовые характеристики вариационного ряда:

- среднее арифметическое,

- дисперсию,

- стандартное отклонение,

- моду,

- медиану.

Вариант 4

81.8

80.2

81.4

77.5

80.6

81.7

80.5

77.3

80.1

80.7

77.8

80.3

80.9

80.4

80.8

80.7

77.7

77.3

77.9

80.8

80.2

83.4

80

74.9

80.5

78.3

81.2

78.5

82.7

80.7

78.4

83.1

81.3

78.4

79.2

79.2

78.8

79.2

77.6

82.8

80.3

79.8

83.9

79.3

76.9

83.5

82.4

79.3

77.2

80.6

81.3

80.1

79.1

79.5

79.2

80.2

80.6

76

83

80.6

79

78.9

80.2

78.6

80.4

81.8

78.4

80.4

79.8

79.1

80.5

80.6

79.4

80.6

77.3

80.6

79

78.2

79

78.5

79.3

80.4

83

82.2

80

84.5

84.4

80.5

78.4

78.1

79.2

76.6

77.4

79.6

79.3

78.7

78.9

79.1

78.4

79.4

 

 

Задания к лабораторной работе 2

           

В работе, используя выборку, решить следующие задачи:

            1. Вычислить по выборке различные оценки параметра m - среднего значения, определить наилучшие оценки параметров m - среднего значения, s2 - дисперсии, s - стандартного отклонения генеральной совокупности ;

2. Найти доверительные интервалы для m при доверительной вероятности b = 0,8; 0,95; 0,99;

            3. Считая данные выборки пробными взяв D, полученное при b=0,95, определить минимальный объем выборки n для нахождения доверительного интервала среднего значения - m длины 2D  (а также произвольно изменяя D: увеличить и уменьшить) с доверительной  вероятностью

 b = 0,8; 0,9; 0,95; 0,99; 0,995;

 

Вариант 12

 

143

144

145

144

145

145

144

146

146

146

146

146

144

145

143

144

145

146

145

145

147

146

144

146

146

145

145

145

145

145

144

144

144

144

145

146

145

145

145

145

144

145

144

147

146

145

145

144

145

144

144

144

144

145

145

146

145

145

146

145

144

145

145

145

144

144

144

144

146

146

146

146

146

145

145

147

143

147

146

144

145

145

145

146

146

145

146

145

145

148

144

146

144

145

145

145

143

146

146

147

 

 

Модуль №4.  Проверка статистических гипотез

Индивидуальные задания к модулю № 4

 

Задания к лабораторной работе 3

 

            В задачах этой работы используются выборки из генеральных совокупностей с нормальным распределением ХÎN(m,s)  (за исключением задачи 3.4).

            По данной выборке при уровне значимости a проверить гипотезы в задачах:

 

            3.1. Полагая, что s известно, нужно проверить гипотезу Но: m = mо , а в качестве альтернативной гипотезы можно использовать одну из следующих гипотез Н1: m < mо, Н1: m > mо или Н1: m ¹ mо.

            Критическая область определяется с помощью таблицы «Функции распределения нормированного нормального распределения (прил.2). При известном s используем статистику .

Решить задачу, используя выборку и полученные результаты лабораторной работы 1, mо  взять равным ближайшему целому числу к , а a = 0,01.

 

           

3.2. Проверить гипотезу: Но: m = mо при Н1: m  ¹ mо. При неизвестном s используем статистику   t = .

            Критическая область определяется с помощью таблицы «Функции t-распределения Стьюдента с числом степеней свободы n-1», где n-объем выборки.

 

Вариант 6. ( mо = 135;   = 9; a = 0,002  ).

134

138

133

137

133

137

133

131

139

133

133

138

133

135

133

140

130

131

133

135

 

 

 

            3.3. Проверить гипотезу о дисперсии нормального распределения ХÎN(m,s). Но: s2 =  при Н1: s2 <  или Н1: s2 >  (выбрать подходящую альтернативную гипотезу).

            Критическая область определяется с помощью таблицы «Функции c2-распределение Пирсона с числом степеней свободы n-1», где n-объем выборки.

 

 

            3.4. Проверить гипотезу о распределении генеральной совокупности Х. Необходимо по выборке, или учитывая другие соображения, составить гипотезу Но о распределении генеральной совокупности. Для проверки гипотезы использовать c2- критерий согласия Пирсона ( a = 0,05).

 

Вариант 6

50.03

65.29

68.46

63.58

67.50

64.99

61.13

70.17

58.17

63.97

54.24

71.51

59.65

50.46

74.53

63.60

67.75

73.17

55.08

72.10

58.42

68.95

64.43

55.47

61.36

67.88

54.55

51.85

72.67

55.73

56.45

57.70

71.90

53.42

64.95

64.18

71.15

55.50

66.49

64.44

71.27

56.09

51.26

57.64

52.86

66.41

63.79

63.03

62.33

72.46

 

3.5. Проверить гипотезу о равенстве центров распределения двух нормальных генеральных совокупностей:

а) при известном s используем статистику .

            Критическая область определяется с помощью таблицы функции Ф(х) (прил.2).

 

б) при неизвестных s1 и s2 , полагая s1 = s2  используем статистику .

            Критическая область определяется с помощью таблицы «Функции t-распределения Стьюдента с числом степеней свободы n1 + n2 - 2», где n1, n2 -объемы выборок (прил.4) ( a = 0,01; n1 = 20, n2 = 40).

 

Вариант 6 (s1 = s2 = 3)

X

118

120

122

118

119

117

124

119

124

121

126

115

115

122

120

122

116

122

122

116

Y

117

121

116

118

119

117

121

118

126

117

122

121

117

124

114

123

122

117

122

118

116

122

120

117

117

118

123

123

114

123

125

120

112

121

120

122

129

115

123

120

 

Модуль №5.  Основы корреляционного и регрессионного анализа

Индивидуальные задания к модулю № 5

 

Задание к лабораторной работе 4

 

            В работе приведены результаты наблюдений за парой признаков ( Х,У ). По данным наблюдений требуется:

            а) построить корреляционное поле;

            б) найти коэффициент корреляции между признаками Х и У;

            в) найти уравнение линейной регрессии у = f(x) и дать объяснение полученному результату, используя экономический смысл данных;

            г) нанести график прямой регрессии на корреляционное поле и сделать предварительный прогноз.

 

Вариант 7 (Х - энерговооруженность (относ. ед.); У - себестоимость продукции (усл. ед.))

 

Х

74

60

69

61

68

62

67

64

66

У

583

697

619

680

630

674

635

666

643

Х

57

70

61

68

62

67

63

66

64

У

707

608

685

626

678

633

670

641

656

Х

73

61

69

62

68

62

67

64

66

У

587

690

623

679

630

671

635

660

643

Х

60

70

61

68

62

67

63

66

65

У

698

618

681

629

675

634

670

642

655

Х

70

61

68

62

67

63

67

64

65

У

604

687

625

679

631

670

639

657

647