• Пропонована програма курсу «Міжнародна економіка» охоплює основні проблеми світового господарства, форми міжнародних економічних відносин і закономірності їхнього розвитку. Міжнародні економіка - одна з найважливіших сфер сучасного життя. Вивчення міжнародної економіки сприяє заглибленому розумінню ха­рактеру сучасної економіки, проблем суспільного поділу праці, обміну діяльні­стю, законів розвитку і регулювання національної і світової економіки.

  • В учебном курсе рассматриваются особенности международной экономической деятельности Украины на современном этапе в комплексе различных видов и форм сотрудничества, инструментов макроэкономического регулирования, взаимоотношений с другими странами, интеграционными объединениями и международными организациями. Представленный материал интересен для специалистов в области теории и практики анализа и оценки международной экономической деятельности Украины, предпринимателям и служащим, которые осуществляют международные коммерческие операции и их регулирование, а также для студентов и аспирантов экономических специальностей высших учебных заведений. В курсе рассматриваются особенности международной экономической деятельности Украины на современном этапе в комплексе различных видов и форм сотрудничества, инструментов макроэкономического регулирования, взаимоотношений с другими странами, интеграционными объединениями и международными организациями. Представленный материал интересен для специалистов в области теории и практики анализа и оценки международной экономической деятельности Украины, предпринимателям и служащим, которые осуществляют международные коммерческие операции и их регулирование, а также для студентов и аспирантов экономических специальностей высших учебных заведений.

  • ВВЕДЕНИЕ Основной формой осуществления и развития современной науки является научное исследование - изучение явлений и процессов, анализ влияния на них разнообразных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями с целью получения убедительно доказанных и полезных для науки и практики решений с максимальным эффектом. Каждое научное исследование имеет свой объект и предмет. Если объектом научного познания выступает весь материальный мир и формы его отображения в сознании людей, то объектом научного исследования является определенная часть действительности - довольно конкретный предмет или явление, на которое направлена познавательная деятельность исследователя с целью познания его сути, закономерностей развития и возможностей последующего использования в практической деятельности. 1. Обязательность наличия непознанных качеств объекта на момент возникновения "проблемной ситуации ". 2. Динамичность объекта исследования. Эта особенность состоит в том, что ни одно научное исследование не может привести к конечному выявлению и изучению свойств объекта в связи с вероятностным характером полученных в процессе исследования знаний и непрерывной изменчивостью условий проявления этих свойств в сфере эксплуатации. К одним и тем же объектам и даже к одним и тем же свойствам исследователи могут возвращаться много раз. 3. Делимость объекта исследования. Любая научно-исследовательская задача в соответствии с наличием многих свойств объекта может быть расчленена на отдельные относительно самостоятельные задачи, которые разрешаются теми или другими методами и средствами исследования в определенном порядке, то есть по определенным стадиям и этапам. 4. Преемственность объектов исследования. Исследователь не ограничивается описанием изученных объектов. Он формулирует новые проблемы, которые вытекают из выполненного исследования. При любом научном исследовании обязательно возникает не только возможность, но и необходимость перехода к изучению новых свойств. Это означает, что результаты любой выполненной научно-исследовательской работы должны оцениваться не только полнотой и глубиной решения конкретной научной проблемы в соответствии с определенными задачами исследования, но и с обязательным учетом новых сформулированных проблем и требований к условиям их решения. 5. Предметом научного исследования могут выступать причины возникновения этого процесса или явления, закономерности его развития, разнообразные свойства, качества и т.п.. Так, например, объектом исследования всех общественных наук является, конечно, общество, но предмет исследования у каждой науки свой: у политической экономии - система производственных отношений; у экономической статистики - количественная сторона экономических явлений и т.д. Конкретное научное исследование, например, по политической экономии имеет своим объектом систему производственных отношений или определенный элемент этой системы, а предметом избирает конкретную характеристику или закономерность существования или развития объекта исследования. Исходя из этого цель научного исследования можно сформулировать как определение конкретного объекта и всестороннее достоверное изучение его структуры, характеристик с целью получения и внедрения в практику полезных для человека результатов. Объекты научного исследования можно классифицировать по определенным признакам. Различают, например, объекты эмпирические и теоретические. Эмпирические объекты в свою очередь подразделяют на естественные и искусственные. В зависимости от степени сложности различают объекты простые и сложные. К простым относят объекты, которые состоят из одного или нескольких элементов. Сложные объекты представляют собой объекты с неопределенной структурой, которую необходимо сначала исследовать, а потом описать (например, себестоимость продукции, на формирование которой влияют качество сырья, совокупность затрат на производство и реализацию продукции и т.д.). Кроме того, каждый объект исследования окружен определенной средой, с которой он так или иначе взаимодействует. Под средой понимают все то, что окружает объект исследования или его элементы и определенной мерой на них влияет. Задача исследователя состоит в том, чтобы определить конкретные факторы, которые влияют на объект исследования, и отобрать наиболее важные из них. Это имеет большое практическое значение, поскольку влияет на степень достоверности результатов исследования: если не учтен какой-нибудь важный фактор, результаты исследования и сделанные на их основе выводы могут быть неполными или ошибочными. Избрав объект исследования, его предмет и факторы, влияющие на причинно-следственные результаты состояния объекта, определяют параметры исследования, то есть полноту изучения объекта в соответствии с целью исследования. Выполняя научное исследование, то есть объясняя характер тех или иных процессов действительности, исследователь опирается на определенные научные методы. Под методом понимают способ исследования явлений, планомерный подход к их изучению, последовательность действий при проведении теоретического исследования или практического осуществления какого-либо явления или процесса. Таким образом, метод - в самом общем значении - это способ, определенным образом упорядоченная деятельность и своеобразный инструмент для достижения конкретной цели. Сознательное использование научно обоснованных методов является важнейшим условием получения новых знаний, так как в основе всех методов познания лежат объективные законы действительности. В процессе развития познания выработались некоторые общие принципы научного мышления - методы дедукции, индукции, анализа и синтеза, аналогии, сравнения наблюдения, эксперимента и некоторые другие. Это группа общенаучных исследовательских приемов. Существуют и специальные методы частных наук, поскольку последние, изучая свои специфические предметы, создав и специфические средства исследования.