Картинка участника Породников Виктор Дмитриевич
Полный Гаудеамус!
от Породников Виктор Дмитриевич - среда 17 Июнь 2015, 10:18
  Для наших вузовских преподавателей катастрофический уровень базовых знаний школьников и студентов давно не секрет. Яркий сюжет прошел недавно по телевидению – про бакалавров-юристов и финансистов-международников одного из самых популярных вузов. Вопросы ведущего были такие: «Что такое билет банка России?», «Какие резервные валюты вы знаете?», «Сколько статей в нашем Основном законе?», «О чем говорит первая статья Конституции?». И в заключение – «Единица с девятью нулями – это сколько?». Пара бакалавров молчит! Но при этом шапочки с кисточками, дипломы, мантии – словом, полный Гаудеамус.


А какие перлы можно услышать по радио или прочитать в приличных газетах! И зарплата в соседней стране упала на 170%, а уж миллионы с миллиардами рублей и долларов не путает редкий журналист. Как-то жутковато от поднимающегося с колен великана без умения считать и писать...


Что же касается математики, то мой многолетний опыт преподавания бизнес-аналитики говорит о больших проблемах и настоящей «водобоязни» наших инженеров перед фундаментальными математическими понятиями. Даже у студентов старших курсов мехмата при изложении операций многомерной бизнес-аналитики апелляция к понятию интеграла вызывает торможение. А начинается все на школьной скамье.


Восьмой класс одного из московских лицеев. Я пишу на доске девятизначное число. Есть школьники, которые не могут его прочесть и записать словами. И это дети из очень обеспеченных семей. Но ведь им наследовать нашу землю! А что такое главный инженер одной из крупнейших в мире ГЭС, который, услышав вопрос гостей «Как частота тока от турбины поддерживается постоянной?» не понимает, о чем его спрашивают. Потом турбина и буквально взлетает, как вертолет. Погибшие люди, деньги на ветер...


Почему же не получается научить физике наших студентов? Да потому что они даже математикой не владеют. Вот несколько характерных задач, вызывающих проблемы даже на старших курсах федерального университета: «Найти площадь треугольника в пространстве по трем точкам»; «Маша прошла 200 метров на северо-восток. На сколько она сместилась на север и на восток?» Полный ступор!


Попадаются случаи с проблемой деления на одну тысячную – это факультет математики, 4-й курс! Ведущий технический вуз страны; абитуриента просят раскрыть скобки в выражении (а+в+с) 2. Через полчаса мучений проявляются члены со знаком минус. Поступил человек. Промолчим про последствия изъятия астрономии из школы... Мракобесие – тема отдельного разговора.


На высшем уровне названа потребность страны в 250–300 тысячах программистов. Но кадровые агентства и практика говорят о том, что потребность в инженерно-технических кадрах по наладке и обслуживанию техники в разы выше. А это люди, которые умеют не только считать, но и разбираются в электротехнике и могут работать руками. А сколько нужно электриков, сварщиков, механизаторов и слесарей? С программистами вопрос жизнь решает просто – удерут наши олимпиадники в Кремниевую долину, и будет нам какой хочешь софт. А провода Билл Гейтс не протянет и с дрелью никто не приедет.


«Математика – часть физики, где эксперименты дешевы», – это сказал Гильберт. В школе математика, как и русский язык, занимает значительную часть учебного плана. Это самые дешевые уроки – не надо пробирок, проводов, станков, даже глобуса.


И еще пара высказываний – в тему, что называется…


Академик Владимир Арнольд: «Новое поколение детей приходит, которые ничего не знают: ни таблицы умножения, ни эвклидовой геометрии – ничего не понимают, не знают и не хотят знать. Они только хотят нажимать на кнопки компьютера, и больше ничего. Что делать, как тут быть? Министрами всюду, во всех странах становятся люди, которые ничего не понимают, и ясное дело, что им нужно уничтожать всякую цивилизацию и культуру, просто для того, чтобы выжить, чтобы среди более высокого по культурному уровню окружения удержаться, этим людям надо уничтожать всякую культуру и всякое образование…»


Полезно помнить и мнение одного из крупнейших математиков XX века, академика Израиля Гельфанда о столь же загадочной неэффективности математики в биологии, как ее эффективности в физике. Пример математического экстремизма в исторической науке можно встретить на любом книжном развале.


Так называемое подушевое финансирование школьников составляет около 100 тыс. в год в Москве, поменьше – за МКАДом. Если умножить на 10 млн школьников, сумма немалая. Вопрос о том, куда десятки лет уходят такие деньги на преподавание математики, – не праздный. Особенно настораживает эффект потери компетенций с возрастом. По итогам выборочного тестирования 55 тыс. школьников в 50 регионах страны, процент двоек от 5-го класса к 7-му растет от 10 до 30%! Чем больше тратим денег, тем ниже результат.


В защиту математиков


В защиту математиков можно сказать, что на ЕГЭ мы измеряем не уровень математических знаний, а умение их применять за пределами кабинета математики – не говоря об обстановке «особо строго режима» на ЕГЭ. А помните наши выпускные экзамены – цветы, учителя любимые, все нарядные, одноклассники сидят, белые рубашки, солнышко за окном – праздник был!


Приступая к преподаванию физики в одной приличной московской школе, я на первом уроке предложил ученикам 9-го класса несколько задач на теорему Пифагора, расстояния до недоступной точки. Ноль! Учитель математики при этом был в шоке. Они ведь это знают! И теорему Пифагора, и синусы, и даже могут что угодно разложить в тангенс половинного угла. Такой вот перекос в навыки эквивалентных преобразований при неумении превратить формулу в число. Детки вернулись в кабинет математики и спокойно перерешали эти задачки!


И в сельпо запросто прикинут, на сколько банок колы денег в карманах. Мой старший и более опытный коллега на каждом уроке физики требовал перевода физических величин из одной системы в другую – несколько лет подряд. Результат был. Детки лучше владели математикой после грамотно построенных уроков физики! И тригонометрия, и алгебра, и дроби с процентами – все научились применять.


Научно-педагогическая общественность не без оснований обвиняет реформу математического образования, проведенную еще в поздний застой командой академика Андрея Колмогорова. В защиту академика необходимо вспомнить, что он придавал большое значение и геометрии, и ручным операциям – построению графиков мудреных функций и изготовлению многогранников (фантастические образцы можно обнаружить в колмогоровском интернате и на кафедре геометрии мехмата МГУ им. М.В. Ломоносова).


Автор тоже учился в колмогоровском интернате. Однажды на первое апреля на доске объявлений появилось требование академика: каждому школьнику принести на матпрактикум модель кубического метра. При переносе его методики в массовую школу загадочным образом исчезли навыки построения графиков и вообще матпрактикум.


Известна и позиция академика Ляпунова, который разработал целый курс для учеников новосибирской физматшколы – «Землеведение», включающий изучение планеты, географии и астрономии с обязательными практическими измерениями и наблюдениями на природе. В некоторой форме курс этот сохранился на географическом факультете МГУ. Такие навыки трудно проверить на ЕГЭ.


А может прав был академик Петровский: «...настоящие математики не сбиваются в шайки, но слабым шайки необходимы, чтобы выжить... Они могут объединяться по разным принципам, но сущностью всегда остается решение социальной проблемы – самосохранение в условиях более грамотного окружения...»
См. полный текст:
Деградация математических знаний - http://www.ng.ru/nauka/2015-06-10/14_maths.html

Студенческая песня (гимн)
1
Итак, будем веселиться,
пока мы молоды!
После приятной юности,
после тягостной старости
нас возьмёт земля.

2
Где те, которые раньше нас
жили в мире?
Пойдите на небо,
перейдите в ад,
если хотите их увидеть.

3
Жизнь наша коротка,
скоро она кончится.
Смерть приходит быстро,
уносит нас безжалостно,
никому пощады не будет.

4
Да здравствует университет,
да здравствуют профессора!
Да здравствует каждый член сообщества,
да здравствуют все его члены,
да вечно они процветают!

5
Да здравствуют все девушки,
изящные и красивые!
Да здравствуют и женщины,
нежные, достойные любви,
добрые, трудолюбивые!

6
Да здравствует и республика,
и тот, кто ею правит!
Да здравствует наш город,
милость меценатов,
которая нам здесь покровительствует.

7
Да исчезнет печаль,
Да погибнут скорби наши,
Да погибнет дьявол,
Все враги студентов
И смеющиеся над ними!