Предыдущая страница Оглавление Следующая
страница
Структура национального хозяйства – это
сложившиеся пропорции отдельных отраслей и территорий, производств, комплексов
с соответствующим уровнем хозяйственных связей между всеми элементами экономики
страны. Экономика должна изучать домашнее, семейное
хозяйство, фирмы, а также комплексные единицы: отрасли, группы
отраслей – комплексы, сектора, сферы (например, сфера услуг или
банковская).
Анализ хозяйственного функционирования национальной
рыночной экономики сегодня основывается на технике Систему Национальных Счетов
(СНС). Она сводится к расчету обобщающих показателей развития экономики на
различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей
между собой. Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или
группа счетов, и имеется возможность проследить движение массы производимых
товаров и услуг, а также добавленной стоимости от производства до
использования.
По СНС экономика состоит из следующих основных секторов:
СНС включает в валовой продукт, национальный доход не
только объем товаров, производимых в сфере материального производства, но и
услуги.
Оптимальная структура национального хозяйства страны
создается в результате эффективной многолетней экономической политики,
учитывающей как государственные условия развития экономики, так и особенности
развития мирового хозяйства. Для российской государственной политики данное
направление трансформации федерального хозяйства оказалось одним из самых сложных и мало результативным. В начале 90-х гг.,
когда произошла смена целей и задач функционирования экономики России, ее
структура имела гипертрофированное развитие ОПК и сопряженных с ним отраслей
промышленности, непропорционально низкий уровень производства товаров народного
потребления и в сфере услуг. Сырьевые отрасли во многом компенсировали слабость
этих отраслей, частично это достигалось за счет низких запросов населения,
частично – за счет минимальной дифференциации общества, не
характерных для развитого хозяйства. Провозглашенные в
Таблица 2
|
Отрасли |
|
|
|
|
|
Производство
товаров, |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
промышленность |
68,3 |
66,8 |
68,0 |
71,2 |
|
сельское
хозяйство и лесное хозяйство |
17,5 |
14,6 |
14,7 |
13,5 |
|
строительство |
13,3 |
17,8 |
16,0 |
14,4 |
|
прочие виды
материального производства |
0,9 |
0,8 |
1,3 |
0,9 |
|
Производство
услуг, |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
рыночные услуги
в отраслях, |
51,1 |
66,1 |
72,0 |
68,5 |
|
транспорт |
20,6 |
14,8 |
17,8 |
16,2 |
|
связь |
1,5 |
1,8 |
2,8 |
3,1 |
|
торговля и
общественное питание |
10,1 |
26,4 |
26,6 |
29,6 |
|
жилищно-коммунальное
хозяйство |
9,9 |
4,7 |
12,3 |
12,2 |
|
финансы,
кредит, страховое и пенсионное обеспечение |
1,4 |
10,1 |
2,4 |
1,8 |
|
нерыночные
услуги в отраслях, |
48,9 |
33,9 |
28,0 |
31,5 |
|
наука и научное
обслуживание |
9,8 |
1,3 |
1,0 |
2,2 |
|
здравоохранение,
физкультура и социальное обеспечение |
7,4 |
5,0 |
6,0 |
7,3 |
|
образование,
культура и искусство |
12,0 |
7,1 |
6,2 |
7,5 |
|
оборона и
управление |
17,6 |
11,1 |
9,9 |
12,7 |
За годы реформирования произошли изменения в основных
макроэкономических пропорциях страны.
Обеспечение общественных потребностей в переходный период
не имеет адекватного механизма. Противоречия между различными секторами и
имеющимися у правительства ресурсами для решения общественных потребностей
являются одними из самых сложных. Научно-технический потенциал страны, высокий
образовательный ценз населения, необходимость срочного решения экологических
нарушений сейчас не соотносятся с оставшимися у государства ресурсами.
Быстрое падение материального производства в РФ происходило
в соответствии с законами рынка и при минимальном регулировании этого процесса правительством.
Радикальная экономическая реформа вызвала в России, прежде всего, огромный рост
цен и дефицит государственного бюджета. После принятия
"разрешительных" решений – почти полного отказа от
контроля над ценами и разгосударствления собственности –
правительство стало пытаться ограничивать рост расходов, увеличить доходы, т.е.
сбалансировать существование своих бюджетных отраслей и унитарных предприятий с
негосударственным сектором.
Одна из главных пропорций в реальной сфере – это
соотношение между промышленностью и сельским хозяйством. Мы уже говорили, когда
рассматривали структуру ВВП, что диспаритет цен
катастрофически влияет на аграрный сектор. Если в
Необходимо отметить, что в 1999-2001 гг. тенденция
развития в промышленности стала меняться, и те отрасли, которые сокращали
производство несколько лет, за последние годы стали его наращивать. Выросло
значение сырьевых отраслей. Существенно снизился выпуск станков, оборудования,
средств передвижения, оборонной техники, а наибольшее падение объемов
производства зафиксировано в легкой промышленности.
В 90-е годы шло формирование отраслевой структуры
экономики, характерное для полуколониальной, развивающейся страны. Разбухшая за
годы реформ сфера посреднических и торговых услуг – это одно из
немногих "достижений" в трансформации хозяйства. Сфера услуг
существует и расширяется за счет суженной сферы материального производства,
т.е. благодаря тому, что посредники и их фирмы паразитируют на промышленности и
сельском хозяйстве.
В соответствии с правительственной
программой социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу
(2003-2005 гг.) основная цель структурной политики заключается в
ликвидации ограничений для развития секторов национального хозяйства,
конкурентоспособных на внутреннем и на внешнем рынках. Важнейшими задачами структурной политики должны стать:
Новый этап структурной перестройки должен будет расширить
спрос на инвестиции и расширить участие отечественных производителей
оборудования в осуществлении инвестиционных проектов.
Во многом структурная перестройка будет опираться на
собственные финансы предприятий, но также на более активное использование
банковских и финансовых институтов, фондового рынка. Одним из важных
инструментов осуществления структурной трансформации экономики будут
федеральные целевые программы. Основной целью развития промышленности в таких
условиях будет повышение конкурентоспособности продукции, технического уровня
производства, обеспечение выхода продукции научно-технического сектора
экономики, замещение импортной продукции и перевод промышленного производства в
стадию стабильного роста. Во многом это должно осуществиться за счет развития
российского машиностроения на внутреннем рынке и выхода на мировые рынки с
продукцией современных технологических укладов.
Стратегической целью в развитии "новой экономики"
России должно стать создание современных отраслей, основанных на использовании
информационных технологий, сохранение научного потенциала и повышение
конкурентоспособности российской экономики.
Современная структура национального хозяйства России по
сравнению с концом 80-х гг. еще больше не соответствует структурам
развитых государств, и задача ее реформирования, по всей видимости, выходит на
первое место череды целей государственного регулирования.
Предыдущая страница Оглавление Следующая
страница