Предыдущая страница                     Оглавление               Следующая страница

2.3. Объекты и субъекты госрегулирования экономики

Как и в любой управленческой системе, в ГРЭ необходимо выделять объекты управления, т.е. то, на что направлены государственная экономическая деятельность и политика, и субъекты управления, т.е. структуры, лица, которые их осуществляют. Государство в силу его специфических функций объединяет в себе оба эти понятия.

На большинстве уровней управления можно выделить несколько блоков объектов государственного регулирования. Такое деление носит условный характер, потому что управленческое решение в рыночной экономике, как правило, имеет финансовое выражение.

Первый блок – это макроэкономические объекты ГРЭ:

·                     экономический рост национального хозяйства;

·                     структура национального хозяйства (прежде всего секторальная или отраслевая);

·                     региональная политика;

·                     инвестиционный климат;

·                     цены и ценообразование;

·                     антиинфляционная политика;

·                     научно-техническая и инновационная политика;

·                     государственный сектор;

·                     предпринимательство;

·                     антимонопольная политика;

·                     теневая экономика.

Второй блок включает денежно-финансовые объекты:

·                     денежно-финансовое обращение;

·                     условия сохранения и накопления капитала;

·                     налоги и налогообложение;

·                     государственный внешний и внутренний долг;

·                     платежно-торговый баланс страны;

·                     экспортно-импортные операции.

Третий блок объектов ГРЭ содержит социальные и экологические проблемы:

·                     занятость, безработица, миграционные процессы;

·                     социальная защита и социальное обеспечение;

·                     образование, в т.ч. для государственной службы;

·                     здравоохранение;

·                     охрана окружающей среды.

Принято выделить несколько субъектов государственной экономической деятельности. Как мы уже говорили, это само государство, которое включает в себя, помимо федеральных образований, региональные (уровень субъектов Федерации), местные (города, районы, села, поселки).

Во всех субъектах ГРЭ следует выделять носителей, выразителей и исполнителей хозяйственных интересов. Носители – это физические и юридические лица, имеющие свои индивидуальные экономические интересы. Например, хозяин фирмы заинтересован в получении максимальной прибыли; наемные работники хотят получить большую зарплату; налоговый инспектор, занимающийся сбором поступлений в бюджет, имеет цель в максимальном налоговом обложении всех активов данной фирмы и т.д. В каждом конкретном случае в рыночной экономике хозяйственные интересы отдельных субъектов находятся в противоречии с интересами других участников рынка. Поэтому государство при осуществлении своей экономической политики должно учитывать цели всех субъектов и находить компромиссные решения.

Носители экономических интересов занимают различные места в экономической структуре общества в зависимости от наличия капитала. Невозможно предположить, что государство будет в одинаковой мере учитывать интересы отдельных физических лиц и крупных финансово-промышленных групп. В российском обществе это проявляется, с одной стороны, в слабом учете интересов мелких предпринимателей, а с другой, – в явно повышенном внимании правительственных подразделений к крупнейшим компаниям топливно-энергетического и сырьевого комплексов, например, ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", от которых во многом зависит наполняемость российского бюджета.

Прогрессивной тенденцией является объединение хозяйствующих субъектов в различные корпоративные союзы, которые бы могли более слаженно и результативно отстаивать свои интересы в административных и государственных структурах. Также есть много типов объединений индивидуальных носителей: по виду, имуществу, месту деятельности, доходам, профессиональным, национальным интересам и т.д. Таким путем образуются различные профессиональные союзы (к примеру, шахтеров, машиностроителей, учителей), ассоциации производителей определенного вида продукции, союзы фермеров, лиц свободной профессии, государственных чиновников, продавцов каких-либо товаров, например, автомобилей.

Большие институциональные преобразования в послевоенный период подняли роль других ассоциированных носителей экономических интересов. В каждом демократичном обществе для выражения хозяйственных интересов сложилась определенная структура, которая соотносится с действующей системой управления. Носители и выразители хозяйственных интересов, объединенные в различные союзы, получают все больший доступ посредством лоббирования в законодательные и исполнительные ветви власти (lobby – кулуары … коридоры). В настоящее время под лоббированием понимают процесс деятельности в различных органах власти с целью выявления и представления в этих органах интересов определенных общественных групп. В средствах информации часто под лоббизмом понимают прямой подкуп депутатов или чиновников. Для борьбы с этим в некоторых странах, например, США, государственные чиновники обязаны сообщать в соответствующие учреждения об источниках и размерах своих доходов, подарках стоимостью более 50 долл. и т.п.

Для нашего общества, по всей видимости, характерно лоббирование интересов крупных финансово-промышленных структур, которое присуще раннему капитализму. В России практически нет депутатов, которые бы признавали свои финансовые отношения с какими-либо компаниями. И не случайно, подкуп чиновников (коррупция) в современном обществе считается все более нарастающей проблемой, которая может привести к значительным политическим кризисам.

Для демократичного общества материальной основой осуществления государственной экономической политики является учет правительством групповых хозяйственных интересов с помощью их выразителей – политических партий. Для многих стран Европы характерно наличие в государстве двух ведущих партий, которые можно условно назвать консервативными (либеральные, христианско-демократические) и социалистическими (лейбористские, социал-демократические). Все остальные же партии, как правило, небольшие и выполняют промежуточную роль при формировании правительства из представителей партий, победивших на парламентских выборах.

Для функционирования национального хозяйства необходимо иметь структуру органов власти и управления, отвечающую интересам, как всего общества, так и отдельных его субъектов. Исполнителями хозяйственных интересов является целая отдельная ветвь управления и власти, которая так и называется – исполнительная, а также государственный Центральный банк.

 

Предыдущая страница                     Оглавление               Следующая страница