Предыдущая
страница Оглавление Следующая страница
Как и в любой управленческой системе, в ГРЭ необходимо выделять
объекты управления, т.е. то, на что направлены государственная экономическая
деятельность и политика, и субъекты управления, т.е. структуры, лица, которые
их осуществляют. Государство в силу его специфических функций объединяет в себе
оба эти понятия.
На большинстве уровней управления можно выделить несколько
блоков объектов государственного регулирования. Такое деление носит условный
характер, потому что управленческое решение в рыночной экономике, как правило,
имеет финансовое выражение.
Первый блок – это макроэкономические объекты
ГРЭ:
·
экономический рост
национального хозяйства;
·
структура
национального хозяйства (прежде всего секторальная или отраслевая);
·
региональная политика;
·
инвестиционный климат;
·
цены и
ценообразование;
·
антиинфляционная политика;
·
научно-техническая и
инновационная политика;
·
государственный
сектор;
·
предпринимательство;
·
антимонопольная
политика;
·
теневая экономика.
Второй блок включает денежно-финансовые объекты:
·
денежно-финансовое
обращение;
·
условия сохранения и
накопления капитала;
·
налоги и
налогообложение;
·
государственный
внешний и внутренний долг;
·
платежно-торговый
баланс страны;
·
экспортно-импортные
операции.
Третий блок объектов ГРЭ содержит социальные и
экологические проблемы:
·
занятость,
безработица, миграционные процессы;
·
социальная защита и
социальное обеспечение;
·
образование, в т.ч.
для государственной службы;
·
здравоохранение;
·
охрана окружающей
среды.
Принято выделить несколько субъектов государственной
экономической деятельности. Как мы уже говорили, это само государство, которое
включает в себя, помимо федеральных образований, региональные (уровень
субъектов Федерации), местные (города, районы, села, поселки).
Во всех субъектах ГРЭ следует выделять носителей,
выразителей и исполнителей хозяйственных интересов. Носители –
это физические и юридические лица, имеющие свои индивидуальные экономические
интересы. Например, хозяин фирмы заинтересован в получении максимальной
прибыли; наемные работники хотят получить большую зарплату; налоговый инспектор,
занимающийся сбором поступлений в бюджет, имеет цель в максимальном налоговом
обложении всех активов данной фирмы и т.д. В каждом конкретном случае в
рыночной экономике хозяйственные интересы отдельных субъектов находятся в
противоречии с интересами других участников рынка. Поэтому государство при
осуществлении своей экономической политики должно учитывать цели всех субъектов
и находить компромиссные решения.
Носители экономических интересов занимают различные места в
экономической структуре общества в зависимости от наличия капитала. Невозможно
предположить, что государство будет в одинаковой мере учитывать интересы
отдельных физических лиц и крупных финансово-промышленных групп. В российском
обществе это проявляется, с одной стороны, в слабом учете интересов мелких
предпринимателей, а с другой, – в явно повышенном внимании
правительственных подразделений к крупнейшим компаниям топливно-энергетического
и сырьевого комплексов, например, ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС
России", от которых во многом зависит наполняемость российского бюджета.
Прогрессивной тенденцией является объединение хозяйствующих
субъектов в различные корпоративные союзы, которые бы могли более слаженно и
результативно отстаивать свои интересы в административных и государственных
структурах. Также есть много типов объединений индивидуальных носителей: по
виду, имуществу, месту деятельности, доходам, профессиональным, национальным
интересам и т.д. Таким путем образуются различные профессиональные союзы (к
примеру, шахтеров, машиностроителей, учителей), ассоциации производителей
определенного вида продукции, союзы фермеров, лиц свободной профессии,
государственных чиновников, продавцов каких-либо товаров, например,
автомобилей.
Большие институциональные преобразования в послевоенный
период подняли роль других ассоциированных носителей экономических интересов. В
каждом демократичном обществе для выражения хозяйственных интересов сложилась
определенная структура, которая соотносится с действующей системой управления.
Носители и выразители хозяйственных интересов, объединенные в различные союзы,
получают все больший доступ посредством лоббирования в законодательные и
исполнительные ветви власти (lobby – кулуары … коридоры). В
настоящее время под лоббированием понимают процесс деятельности в различных
органах власти с целью выявления и представления в этих органах интересов
определенных общественных групп. В средствах информации часто под лоббизмом
понимают прямой подкуп депутатов или чиновников. Для борьбы с этим в некоторых
странах, например, США, государственные чиновники обязаны сообщать в
соответствующие учреждения об источниках и размерах своих доходов, подарках
стоимостью более 50 долл. и т.п.
Для нашего общества, по всей видимости, характерно
лоббирование интересов крупных финансово-промышленных структур, которое присуще
раннему капитализму. В России практически нет депутатов, которые бы признавали
свои финансовые отношения с какими-либо компаниями. И не случайно, подкуп
чиновников (коррупция) в современном обществе считается все более нарастающей проблемой,
которая может привести к значительным политическим кризисам.
Для демократичного общества материальной основой
осуществления государственной экономической политики является учет
правительством групповых хозяйственных интересов с помощью их выразителей –
политических партий. Для многих стран Европы характерно наличие в государстве
двух ведущих партий, которые можно условно назвать консервативными
(либеральные, христианско-демократические) и социалистическими (лейбористские,
социал-демократические). Все остальные же партии, как правило, небольшие и
выполняют промежуточную роль при формировании правительства из представителей
партий, победивших на парламентских выборах.
Для функционирования национального хозяйства необходимо
иметь структуру органов власти и управления, отвечающую интересам, как всего
общества, так и отдельных его субъектов. Исполнителями хозяйственных
интересов является целая отдельная ветвь управления и власти, которая так и
называется – исполнительная, а также государственный Центральный
банк.
Предыдущая
страница Оглавление Следующая страница