Предыдущая
страница Оглавление Следующая страница
Основы устройства федеративного государства предполагают
определенную автономию составляющих его субъектов. По Конституции субъектов
Федерации 89. Хотя de jure все они равны, de facto – республики
имеют больше прав и меньше обязанностей, чем другие регионы.
Административно-территориальное устройство Российской Федерации крайне
несовершенно (например, наличие в одном субъекте РФ другого: в области,
крае – национального автономного округа), и это еще долго будет
негативно сказываться на деятельности всех органов власти и управления.
Руководство исполнительной властью осуществляет
руководитель администрации субъекта РФ. В настоящее время все субъекты РФ
получили право самостоятельно формировать такую структуру управления, которая
отвечает их хозяйственным, территориальным, национальным и другим интересам.
Администрация субъекта РФ определяет набор комитетов, управлений и других
структур, которые должны обеспечить устойчивое развитие региона. Затраты на их
содержание производятся из территориального бюджета. Государственное
управление, государственная служба этим уровнем ограничивается, а далее
начинаются полномочия местных (муниципальных) органов самоуправления. В
субъектах РФ также имеются региональные структуры, для которых вертикальное
подчинение федеральным органам определено Президентом. Например, вертикаль
казначейства идет от федерального уровня до административного района. Его
полномочия определены центром, и им же осуществляется финансирование.
Сущность федерализма – равные права всех
субъектов государства, определенная политическая, экономическая, культурная
автономия. Она предполагают локализацию и децентрализацию управления. К
сожалению, важнейший инструментарий смешанной экономики –
финансово-кредитная политика – в настоящее время во многом
обусловлена субъективными интересами лишь одного субъекта страны –
ее столицы.
В России реальный процесс построения федерального
государства провозглашен и начался совсем недавно, поэтому для нас важен опыт
других стран: Германии, США, Канады, Индии, Швейцарии и др.
В каждом субъекте РФ действуют подразделения федеральных
органов власти, которые независимы, и их полномочия определяются
соответствующими нормативными документами. В их состав, кроме силовых структур,
входят и экономические подразделения. На территории среднего (по размеру
площади) субъекта РФ может действовать до 70 федеральных структур различных
ветвей власти, которые формально не подчиняются главе администрации региона. К
ним относятся комитеты природных ресурсов, государственной статистики, по
антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и т.д. Больше всего в
регионе действует федеральных управлений. Например, в Алтайском крае в середине
После создания в
Фактически в каждом субъекте РФ получается две системы
управления. Глава администрации управляет хозяйственными вопросами локального
характера, а более серьезные проблемы обороны, государственной и внутренней
безопасности, денежного обращения, информации, исполнения наказаний решают
представители федерального округа (с 1991 по 2000 гг. это был
представитель Президента РФ в регионе).
Примерная структура органов областной (краевой)
администрации включает управления: сельского хозяйства, экономики, внутренних
дел, культуры; комитеты: социальной защиты, по делам архивов, экономики,
строительства и архитектуры, управления государственным имуществом,
промышленности, а также ее отдельных секторов (отраслей), по
внешнеэкономической деятельности, по развитию малого предпринимательства, по
земельным ресурсам и землеустройству, жилищно-коммунального хозяйства,
транспорта, связи и дорожного строительства, образования, здравоохранения,
физической культуры и спорта, по делам молодежи, труда, по делам печати и
информации и т.п.
При главе администрации субъекта РФ создан аппарат,
работники которого готовят оперативную информацию для него и его заместителей.
В аппарате имеются небольшие отделы, которые могут в определенной степени
компенсировать отсутствие специализированных подразделений по актуальным
вопросам жизнедеятельности. Например, отдел по развитию энергетики, отдел по
национальным вопросам, отдел по вопросам женщин, семьи и демографической
политике. Как уже говорилось, каждый регион уточняет, расширяет или сужает
набор создаваемых у себя подразделений в зависимости от своего экономического
потенциала.
Не менее важным вопросом при организации государственной и
региональной власти является проблема взаимоотношения "регион –
местное самоуправление". По действующим в России законам местное
(муниципальное) самоуправление является в финансовом отношении абсолютно
независимым. На практике это осуществить невозможно, и местным органам власти
передается значительную часть доходов бюджетов субъектов Федерации. До тех пор
пока не будет разработана налоговая система местного самоуправления, которая бы
позволяла выполнять возложенные на него задачи и иметь необходимые доходы,
реальной независимости не может быть. Несовершенство государственного и
регионального законодательства привело в настоящее время к непреодолимым
противоречиям в деятельности муниципальных образований.
Отдельный вопрос функционирования субъектов
Федерации – это организация работы закрытых
административно-территориальных образований (ЗАТО). В России их всего 42
(утверждено Постановлением Правительства РФ 5 мая
Предыдущая страница Оглавление Следующая
страница