Предыдущая страница                     Оглавление               Следующая страница

 

2.5. К вопросу построения системы органов управления субъектом РФ

Основы устройства федеративного государства предполагают определенную автономию составляющих его субъектов. По Конституции субъектов Федерации 89. Хотя de jure все они равны, de facto – республики имеют больше прав и меньше обязанностей, чем другие регионы. Административно-территориальное устройство Российской Федерации крайне несовершенно (например, наличие в одном субъекте РФ другого: в области, крае – национального автономного округа), и это еще долго будет негативно сказываться на деятельности всех органов власти и управления.

Руководство исполнительной властью осуществляет руководитель администрации субъекта РФ. В настоящее время все субъекты РФ получили право самостоятельно формировать такую структуру управления, которая отвечает их хозяйственным, территориальным, национальным и другим интересам. Администрация субъекта РФ определяет набор комитетов, управлений и других структур, которые должны обеспечить устойчивое развитие региона. Затраты на их содержание производятся из территориального бюджета. Государственное управление, государственная служба этим уровнем ограничивается, а далее начинаются полномочия местных (муниципальных) органов самоуправления. В субъектах РФ также имеются региональные структуры, для которых вертикальное подчинение федеральным органам определено Президентом. Например, вертикаль казначейства идет от федерального уровня до административного района. Его полномочия определены центром, и им же осуществляется финансирование.

Сущность федерализма – равные права всех субъектов государства, определенная политическая, экономическая, культурная автономия. Она предполагают локализацию и децентрализацию управления. К сожалению, важнейший инструментарий смешанной экономики – финансово-кредитная политика – в настоящее время во многом обусловлена субъективными интересами лишь одного субъекта страны – ее столицы.

В России реальный процесс построения федерального государства провозглашен и начался совсем недавно, поэтому для нас важен опыт других стран: Германии, США, Канады, Индии, Швейцарии и др.

В каждом субъекте РФ действуют подразделения федеральных органов власти, которые независимы, и их полномочия определяются соответствующими нормативными документами. В их состав, кроме силовых структур, входят и экономические подразделения. На территории среднего (по размеру площади) субъекта РФ может действовать до 70 федеральных структур различных ветвей власти, которые формально не подчиняются главе администрации региона. К ним относятся комитеты природных ресурсов, государственной статистики, по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и т.д. Больше всего в регионе действует федеральных управлений. Например, в Алтайском крае в середине 2003 г. их более 30: по налогам и сборам, Центрального банка, юстиции, исполнения наказаний, судебного департамента и др. Федеральные структуры могут быть в виде представительств, центров, департаментов, инспекций, надзоров, территориальных органов, зональных станций, военных комиссариатов, областных отделений, линейных отделов, таможни, гарнизонного суда.

После создания в 2000 г. федеральных округов их представители в каждом субъекте РФ в лице федерального инспектора стали координировать деятельность всех вышеперечисленных органов. Для этого создана коллегия федеральных органов субъекта РФ, в которую входят руководители наиболее представительных федеральных организаций. К примеру, в составе такой коллегии руководители силовых структур (МВД и ФСБ), Министерства обороны, экономических подразделений (Минфина, Банка России), прокуратуры, регионального и арбитражного судов и др.

Фактически в каждом субъекте РФ получается две системы управления. Глава администрации управляет хозяйственными вопросами локального характера, а более серьезные проблемы обороны, государственной и внутренней безопасности, денежного обращения, информации, исполнения наказаний решают представители федерального округа (с 1991 по 2000 гг. это был представитель Президента РФ в регионе).

Примерная структура органов областной (краевой) администрации включает управления: сельского хозяйства, экономики, внутренних дел, культуры; комитеты: социальной защиты, по делам архивов, экономики, строительства и архитектуры, управления государственным имуществом, промышленности, а также ее отдельных секторов (отраслей), по внешнеэкономической деятельности, по развитию малого предпринимательства, по земельным ресурсам и землеустройству, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи и дорожного строительства, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, по делам молодежи, труда, по делам печати и информации и т.п.

При главе администрации субъекта РФ создан аппарат, работники которого готовят оперативную информацию для него и его заместителей. В аппарате имеются небольшие отделы, которые могут в определенной степени компенсировать отсутствие специализированных подразделений по актуальным вопросам жизнедеятельности. Например, отдел по развитию энергетики, отдел по национальным вопросам, отдел по вопросам женщин, семьи и демографической политике. Как уже говорилось, каждый регион уточняет, расширяет или сужает набор создаваемых у себя подразделений в зависимости от своего экономического потенциала.

Не менее важным вопросом при организации государственной и региональной власти является проблема взаимоотношения "регион – местное самоуправление". По действующим в России законам местное (муниципальное) самоуправление является в финансовом отношении абсолютно независимым. На практике это осуществить невозможно, и местным органам власти передается значительную часть доходов бюджетов субъектов Федерации. До тех пор пока не будет разработана налоговая система местного самоуправления, которая бы позволяла выполнять возложенные на него задачи и иметь необходимые доходы, реальной независимости не может быть. Несовершенство государственного и регионального законодательства привело в настоящее время к непреодолимым противоречиям в деятельности муниципальных образований.

Отдельный вопрос функционирования субъектов Федерации – это организация работы закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). В России их всего 42 (утверждено Постановлением Правительства РФ 5 мая 2001 г.). Во многих из них сосредоточен лучший научно-технический потенциал страны, и с целью его сохранения для ЗАТО принимаются специальные льготные условия деятельности. У ЗАТО свой бюджет, и поэтому даже бюджеты субъекта РФ и ЗАТО формируются параллельно. Соответственно, в ЗАТО несколько другая система управления.

Предыдущая страница                     Оглавление               Следующая страница