Предыдущая
страница Оглавление Следующая страница
Метод состоит в отборе приоритетных целей экономического,
социального, научно-технического развития, разработке взаимоувязанных
мероприятий по их достижению в заданные сроки с максимальной эффективностью при
требуемом обеспечении ресурсами. Метод включает разработку программ с учетом
стратегических целей, определение путей, средств и организационных мероприятий
по их достижению.
Программа – это научно обоснованное
представление о состоянии какого-либо отдельного, локального объекта управления
через определенный период времени (5, 10 лет или более) на основании реализации
поставленной цели и выполнения комплекса мероприятий, согласованных по
ресурсам, срокам и исполнителям.
По содержанию выделяют экономические, социальные,
научно-технические, инновационные, инвестиционные, экологические, оборонные
программы. Они могут быть направлены на решение политических, национальных,
чрезвычайных, религиозных задач, проблем преступности и т.д. По временному
периоду программы бывают: долгосрочные (свыше 10 лет), среднесрочные (3-5 лет)
и краткосрочные (до года).
В России первой программой в условиях превалирования
государственной собственности был план ГОЭЛРО – комплексный
государственный план электрификации страны, принятый в
Программный подход как метод решения долговременных
комплексных проблем социально-экономического развития органически присущ
индустриальной системе хозяйствования.
Реализация программно-целевого метода в современных
условиях России осуществляется в виде федеральных целевых программ (ФЦП),
которые являются одним из важнейших средств реализации экономической политики
государства, активного воздействия на производственные и другие процессы.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 июня
В составлении программы выделяются следующие этапы: отбор
проблем для включения в программу; принятие решения о разработке целевой
программы и ее формирование; экспертиза и оценка целевой программы; утверждение
целевой программы; управление реализацией целевой программы и контроль за ходом
ее выполнения.
Инициатором постановки проблем для решения программными
методами на федеральном уровне могут выступать любые юридические и физические
лица. Отбор проблем для их программной разработки и решения определяется
следующими факторами:
·
значимость проблемы;
·
невозможность
комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования
действующего рыночного механизма, и необходимость государственной поддержки ее
решения;
·
принципиальная новизна
технических, организационных и иных мероприятий, крайне нужных для
широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и
повышения на этой основе эффективности общественного производства;
·
необходимость
координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и
производств для решения данной проблемы.
Предложения о разработке программы рассматривает Министерство
экономического развития и торговли РФ. Правительство на основе представленных
предложений принимает решение о подготовке соответствующей программы, сроках и
стоимости ее разработки, определяет государственного заказчика, который несет
ответственность за составление и реализацию целевой программы.
ФЦП состоит из следующих разделов: содержание проблемы и
обоснование необходимости ее решения программными методами; основные цели и
задачи, сроки и этапы реализации программы; система программных мероприятий, в
т.ч. меры по созданию новых рабочих мест; ресурсное обеспечение (за счет
средств федерального бюджета и внебюджетных источников, бюджетов субъектов РФ с
распределением расходов по регионам страны); механизм реализации программы;
организация управления программой и контроль хода ее реализации; оценка
эффективности, социально-экономических и экологических последствий от
реализации программы; паспорт целевой программы.
К проекту ФЦП должны быть приложены пояснительная записка,
бизнес-план с социально-экономическими и технико-экономическими обоснованиями,
предварительная бюджетная заявка на ассигнования из федерального бюджета для
финансирования программы на очередной год, лист согласования с
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти о намерениях,
подтверждающих финансирование программы из внебюджетных источников, бюджетов
субъектов РФ. В программе необходимо обеспечить увязку всех программных
мероприятий и очередность их проведения с проектируемыми объемами финансовых
ресурсов, а также согласованность и комплексность решения отраслевых и
региональных задач.
Концепция программной проблемы должна определять варианты
ее решения, формировать основные цели и задачи соответствующей целевой
программы, обосновывать этапы и наиболее эффективные направления ее реализации
и необходимые для этого размеры ресурсов. Оценку проекта программы осуществляют
Минэкономики, Минфин и некоторые другие ведомства. Государственную комплексную
экспертизу крупных ФЦП и концепций программных проблем проводит Экспертный
совет при Правительстве РФ. После этого Правительство утверждает целевую
программу и государственного заказчика. Заказчик обеспечивается финансовыми
ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом, и несет
ответственность за реализацию программы.
Перечень федеральных программ, принимаемых к финансированию
из государственного бюджета, находится в специальных приложениях к закону о
федеральном бюджете на каждый год. Количество ФЦП, которые финансировались в
1998-2000 гг., было примерно одинаково и колебалось от 130 до 150 единиц.
На
С каждым годом проблема финансирования ФЦП усложняется.
Некоторые ФЦП превратились в декларации. Правительство не раз за прошедшие годы
искало выход из создавшейся ситуации. Суть нововведений, принятых после
В настоящее время эффективность целевого программирования в
экономике Российской Федерации невелика, и часто оно заменяется текущим
административным управлением.
Предыдущая страница Оглавление Следующая
страница