4.1.
Теория государства и экономики государственного сектора
Организации, находящиеся под контролем или руководством
государственных властей, владеющих ими частично или полностью, образуют
государственный сектор национального хозяйства. Среди многих европейских и
американских экономистов получили распространение взгляды, что определенное
государственное вмешательство может смягчить, а в некоторых случаях и решить
наиболее острые проблемы рыночного государства. Так Дж. Гэлбрейт отводил правительству активную роль в
регулировании экономики, а М. Фридмен, Дж. Стиглер, другие монетаристы полагают, что роль государства
должна быть менее активной 5>>>.
В настоящее время государственный сектор экономики в
различных странах играет неодинаковую роль. Государственная деятельность может
осуществляться на нескольких уровнях: на правительственном, промежуточном –
мезоуровне (субъекте РФ) и местном. Национальное
правительство, как правило, везде ответственно за оборону, выпуск денег,
международную торговлю, почту, а другие направления деятельности общества в
различных странах регулируются по-разному.
В развитых индустриальных государствах между
государственными и частными структурами выделяются два наиболее важных
различия: во-первых, лица, ответственные за управление государственным
учреждением, либо выбираются, либо назначаются тем, кто уже выбран; во-вторых,
государственные структуры имеют такие права, которые у частных отсутствуют.
Государство имеет право принудить всех платить налоги, а в случае отказа
конфисковать собственность неплательщика и заключить его в тюрьму. У
государства есть право воспользоваться собственностью других владельцев для
общественных нужд, но при этом оно должно уплачивать им справедливую
компенсацию (право исключительного суверенитета). В большинстве развитых стран
государство может обязать молодежь к службе в армии. В частном секторе все
контакты, обмены добровольны, и, соответственно, никакого принуждения частные
институты делать не вправе.
Наибольшее распространение государственный сектор экономики
получил в Европе. Во многих отраслях ее экономики, прежде всего в топливно-энергетическом
комплексе, электроэнергетике, на транспорте, доля государства превышает
половину. По удельному весу государственной собственности в
национальном хозяйстве идут, по мере убывания, Австрия, Франция,
Великобритания, Германия, Швеция, Нидерланды, Италия. Из развитых стран
мира относительно невелика роль государства в экономике Японии и минимальна в
США. При этом даже в этих странах во второй половине ХХ в. увеличилось
участие государства во владении железными дорогами, федеральными автомобильными
шоссе. В США к концу 90-х гг. они давали 30% налоговых поступлений от
совокупного производства страны. Государственные расходы составляли более 1,5
трлн. долл., или 35% совокупного производства, а до Первой
мировой войны эти показатели были менее 10%.
В отдельные годы в вышеуказанных европейских странах объем
государственного промышленного производства составлял до 50% от
общенационального. В США доля государственного производства находится в
пределах 12% от национального выпуска – это один из минимальных
показателей среди развитых стран мира. Не менее важным
элементом, более полно характеризующим масштабы общественного производства,
является показатель занятых на государственных предприятиях. При 12%
общественного производства количество занятых в госсекторе США составляет свыше
15%.
В индустриальных странах государство в определенных сферах
приобретает значительное воздействие на решение проблем частных производителей
с помощью субсидий. Роль государственного сектора возрастает при
регламентировании деятельности производства, финансировании различных
федеральных и правительственных программ. Государство предоставляет
разнообразные дотации производителям при покупке оборудования, частным лицам в
социальной сфере. В последние десятилетия большое распространение получили
скрытые субсидии, когда государство, к примеру, ограничивает импорт какого-то
иностранного товара или облагает его пошлинами. Несмотря на усилия Всемирного
торгового общества, ратующего за открытость экономики и свободное перемещение товаров
и капиталов, страны большой семерки создают условия для поддержки своих
товаропроизводителей, в результате цены на собственные товары увеличиваются.
Таким образом, американские, французские, канадские и другие производители
конкурирующих товаров получают поддержку. Но такое эффективное субсидирование
производителей оплачивается не государством, а непосредственно потребителями.
Государство широко обеспечивает также скрытое субсидирование путем кредитования
по низким процентным ставкам, гарантирования займов и регламентации
производства.
Ежегодно правительства развитых стран осуществляют закупки
товаров и услуг на астрономические суммы, что делается в целях национальной
обороны, эксплуатации дорог, обеспечения образования, соблюдения порядка и т.д.
Если в США, расходуемые на это средства равны четверти национального
производства, то в европейских странах данная цифра может достигать 40%. Не
случайно в бюджетах большинства государств расходы на силовые структуры и
социальные программы занимают ведущее положение.
С распространением идей монетаризма многие развитые страны
взяли курс на сокращение государственной собственности. После того, как в
60-е – 70-е гг. были осуществлены значительные государственные
финансовые вливания в малорентабельные предприятия базовых отраслей
промышленности, транспорта, связи, правительства европейских стран пошли на
частичную распродажу государственного имущества, прежде всего предприятий
машиностроения и связи, которые перешли в ведение транснациональных монополий.
Сокращению государственного сектора способствует также конверсия
оборонно-промышленных предприятий. После прекращения "холодной войны"
правительства большинства развитых стран уменьшили заказ на изготовление
военного оборудования. На размеры государственного сектора в индустриальных
странах, на наш взгляд, все в большей степени влияет информатизация и
компьютеризация производства. Развитые страны, прежде всего США, занимают
лидирующее место в системе Интернета.
Перспективы развития государственного сектора экономики в каждой
стране носят отпечаток истории государства. По всей видимости, на развитие
госсектора в дальнейшем большое влияние будут оказывать условия
функционирования топливно-энергетического комплекса каждой страны.
Государственный сектор в индустриальных странах все больше будет охватывать
работу отраслей социальной сферы и услуг. Кроме стран "золотого
миллиарда", все большее влияние на мировую экономику оказывают
развивающиеся страны, прежде всего Азиатско-Тихоокеанского региона. С одной стороны, в Китае – самом большом государстве
мира – доля государственного сектора уменьшается, и в настоящее
время в нем производится примерно 40% национального дохода, а с другой стороны,
в динамично развивающихся странах, таких, как Южная Корея, Тайвань, Сингапур,
Таиланд, расширяется доля государственного сектора и можно сказать, что они
повторяют историю европейских стран с лагом в 40-50 лет.
Совсем другая ситуация в государственном секторе России,
СНГ, восточноевропейских стран. Развитие госсектора РФ имеет абсолютно противоположный
характер общемировым тенденциям, и его функционирование, размер и роль
необходимо рассматривать отдельно.
![]()
|
Стиглиц
Дж.Ю. Экономика государственного сектора. М.: Изд-во
МГУ, ИНФРА-М, 1997. С. 16-17. |