Предыдущая страница                     Оглавление               Следующая страница

7.3. Организация составления государственных и региональных планов в рыночных условиях

В настоящее время основной документ, с помощью которого осуществляется руководство страной – федеральный бюджет. После кризиса 1998 г. стали разрабатываться долгосрочные программы (планы) на 10, 5 лет и среднесрочные – на 3 года. В основном в управлении используются среднесрочные программы, хотя с 2003 г. президентская и исполнительная власть усилено пытаются внедрить 10-ее стратегическое планирование для определения целей развития страны.

В современных условиях на уровне страны макропоказатели текущего (оперативного) планирования в основном используются при разработке и принятии годового прогноза и бюджета. Планирование финансовых показателей осуществляется посредством различных методов, т.е. конкретных способов и приемов расчетов показателей. При планировании финансовых показателей применяются следующие основные методы:

Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах, определяются их источники.

Норма – это максимально допустимая величина. Норматив – соотношение элементов производственного и социального процессов. При регулировании необходимо использовать как обобщенные, так и конкретные нормы. Особенно важным это становится при формировании целей и задач стратегического управления и прогнозирования. Конкретизация норм и нормативов при планировании означает установление абсолютных количественных показателей макроэкономических объемов развития страны – ВВП, национального дохода, развития базовых отраслей реального сектора и т.п. Нормы и нормативы делятся на ресурсные (например, расход топливно-энергетических ресурсов на производство единицы какой-либо продукции); экономические (доход на душу населения); социальные (потребление килокалорий на душу населения, обеспеченность жилой площадью); финансовые (размер уставного капитала коммерческого банка, амортизационные отчисления, размеры обязательных платежей и т.д.).

При переходе к рыночной экономике многие специалисты предлагали отказаться от применения нормативного метода, так как в распространении средней величины, характеризующей какой-либо объект, явление, на всех членов общества и все предприятия, независимо от форм собственности, виделось ограничение индивидуальности и принудительное навязывание путей развития физических и юридических лиц. Однако прошедшие за десятилетний период изменения в макроэкономике показывают, что использование нормативного метода так же необходимо при формировании рыночной экономики, как это было в советский период при создании производственного потенциала.

С помощью нормативов может регулироваться как сектор нефинансовых корпораций рыночной экономики, так и финансовый. Распространено применение нормативов налоговых платежей и социальных отчислений, например, норматив отчислений кредитных организаций в обязательные резервы Банка России, минимальных размеров оплаты труда, продолжительности рабочего дня и недели, отпуска и др. С помощью законодательных документов широко вводятся нормативы для всех членов общества по пенсионному обеспечению, регулируются расходы на образование, здравоохранение, культуру, жилищно-коммунальное обслуживание за счет различных бюджетов.

Разновидностью нормативов являются стандарты и лимиты. Например, федеральные стандарты устанавливают пределы денежных расходов отдельных членов общества на жилье и коммунальные нужды в семейном бюджете.

Федеральные органы сохраняют с советских времен лимиты потребления топливно-энергетических, водных ресурсов в натуральном и стоимостном выражении для предприятий и организаций бюджетной сферы в соответствии с конкретными федеральными целевыми программами. Установлены лимиты потребления бензина, ГСМ для отдельных видов транспорта, которые обеспечиваются им за счет бюджета.

Законодательным путем введен лимит финансирования, например, научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ в 4% от расходной части федерального бюджета. Аналогичные лимиты есть и в социальной сфере (культуре, образовании, здравоохранении и т.п.).

В целях обеспечения экономической и политической независимости страны определены конкретные лимиты ограничений макропоказателей функционирования отечественной экономики, например, доля иностранного капитала во всем банковском капитале России не может быть более 12%; объем реализации на территории РФ импортной водки не более 10% от общего объема проданной и т.д.

При применении расчетно-аналитического метода устанавливается плановая величина финансового показателя на основе анализа достигнутой величины этого показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде. Данный метод обычно используется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может определяться косвенно, на основе их динамики и анализа связей. Расчетно-аналитический метод применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определении величины отчислений от прибыли в фонды потребления, накопления, резервный, по отдельным видам использования финансовых результатов.

Балансовый метод позволяет достигнуть увязки имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них путем построения различных балансов.

По заданию Минэкономики каждый год субъекты РФ должны разрабатывать сценарий развития территории в будущем году. Как правило, таких сценариев разрабатывается два: оптимистический и пессимистический. Это должно осуществляться с использованием метода оптимизации плановых решений, т.е. в разработке нескольких вариантов расчетов и определении того варианта, при котором оптимум развития объекта управления (наилучшее состояние системы) достигается при минимальных затратах ресурсов, как материальных, так и финансовых, и трудовых.

 

Предыдущая страница                     Оглавление               Следующая страница