В настоящее время основной документ, с помощью которого
осуществляется руководство страной – федеральный бюджет. После
кризиса
В современных условиях на уровне страны макропоказатели
текущего (оперативного) планирования в основном используются при разработке и
принятии годового прогноза и бюджета. Планирование финансовых показателей
осуществляется посредством различных методов, т.е. конкретных способов и
приемов расчетов показателей. При планировании финансовых показателей
применяются следующие основные методы:
Сущность нормативного метода планирования финансовых
показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и
технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего
субъекта в финансовых ресурсах, определяются их источники.
Норма – это максимально допустимая величина.
Норматив – соотношение элементов производственного и социального
процессов. При регулировании необходимо использовать как обобщенные, так и
конкретные нормы. Особенно важным это становится при формировании целей и задач
стратегического управления и прогнозирования. Конкретизация норм и нормативов
при планировании означает установление абсолютных количественных показателей
макроэкономических объемов развития страны – ВВП, национального
дохода, развития базовых отраслей реального сектора и т.п. Нормы
и нормативы делятся на ресурсные (например, расход топливно-энергетических
ресурсов на производство единицы какой-либо продукции); экономические (доход на
душу населения); социальные (потребление килокалорий на душу населения,
обеспеченность жилой площадью); финансовые (размер уставного капитала
коммерческого банка, амортизационные отчисления, размеры обязательных платежей
и т.д.).
При переходе к рыночной экономике многие специалисты
предлагали отказаться от применения нормативного метода, так как в
распространении средней величины, характеризующей какой-либо объект, явление,
на всех членов общества и все предприятия, независимо от форм собственности,
виделось ограничение индивидуальности и принудительное навязывание путей
развития физических и юридических лиц. Однако прошедшие за десятилетний период
изменения в макроэкономике показывают, что использование нормативного метода
так же необходимо при формировании рыночной экономики, как это было в советский
период при создании производственного потенциала.
С помощью нормативов может регулироваться как сектор
нефинансовых корпораций рыночной экономики, так и финансовый. Распространено применение нормативов налоговых платежей и
социальных отчислений, например, норматив отчислений кредитных организаций в
обязательные резервы Банка России, минимальных размеров оплаты труда,
продолжительности рабочего дня и недели, отпуска и др. С помощью
законодательных документов широко вводятся нормативы для всех членов общества
по пенсионному обеспечению, регулируются расходы на образование,
здравоохранение, культуру, жилищно-коммунальное обслуживание за счет различных
бюджетов.
Разновидностью нормативов являются стандарты и лимиты.
Например, федеральные стандарты устанавливают пределы денежных расходов
отдельных членов общества на жилье и коммунальные нужды в семейном бюджете.
Федеральные органы сохраняют с советских времен лимиты
потребления топливно-энергетических, водных ресурсов в натуральном и
стоимостном выражении для предприятий и организаций бюджетной сферы в
соответствии с конкретными федеральными целевыми программами. Установлены
лимиты потребления бензина, ГСМ для отдельных видов транспорта, которые
обеспечиваются им за счет бюджета.
Законодательным путем введен лимит финансирования,
например, научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ в 4% от
расходной части федерального бюджета. Аналогичные лимиты есть и в социальной
сфере (культуре, образовании, здравоохранении и т.п.).
В целях обеспечения экономической и политической
независимости страны определены конкретные лимиты ограничений макропоказателей функционирования отечественной экономики,
например, доля иностранного капитала во всем банковском капитале России не
может быть более 12%; объем реализации на территории РФ импортной водки не
более 10% от общего объема проданной и т.д.
При применении расчетно-аналитического метода
устанавливается плановая величина финансового показателя на основе анализа
достигнутой величины этого показателя, принимаемого за базу, и индексов его
изменения в плановом периоде. Данный метод обычно используется в тех случаях,
когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между
показателями может определяться косвенно, на основе их динамики и анализа
связей. Расчетно-аналитический метод применяется при планировании суммы прибыли
и доходов, определении величины отчислений от прибыли в фонды потребления,
накопления, резервный, по отдельным видам использования финансовых результатов.
Балансовый метод позволяет достигнуть увязки имеющихся в
наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них путем построения
различных балансов.
По заданию Минэкономики каждый год субъекты РФ должны
разрабатывать сценарий развития территории в будущем году. Как правило, таких
сценариев разрабатывается два: оптимистический и
пессимистический. Это должно осуществляться с использованием метода оптимизации
плановых решений, т.е. в разработке нескольких вариантов расчетов и определении
того варианта, при котором оптимум развития объекта управления (наилучшее
состояние системы) достигается при минимальных затратах ресурсов, как
материальных, так и финансовых, и трудовых.