Опыт Советского Союза по общегосударственному регулированию
и планированию с середины 40-х гг. стал усиленно внедряться в развитых
странах Европы (Франция, Италия и др.) и в Японии.
Если директивный план, который разрабатывался в Советском
Союзе, был, в основном, производственно-техническим, то индикативный в
индустриальных странах – это, главным образом, экономический план. В
директивном планировании основное внимание уделяется производству продукции в
натуральном исчислении, исходя из имеющихся производственных мощностей. Общеэкономические
показатели только на заключительной стадии позволяют сбалансировать натуральный
план, но не являются его основными объектами. При индикативном планировании на
первое место ставится потребитель, и с помощью рыночных отношений формируются
связи между секторами экономики. Государственное регулирование в этом случае
нацелено, в основном, на совершенствование макроэкономических показателей.
В странах с рыночной экономикой в качестве таких
показателей, характеризующих развитие национального хозяйства, могут применяться:
параметры экономического роста, различные структуры и пропорции в экономике,
индикаторы финансов и денежного обращения, рост инфляции, уровень занятости и
безработицы, доходов, жизни, сальдо платежного и торгового балансов и т.д.
Больше всего эти показатели разрабатываются для государственного сектора
экономики, но немало их рассчитывается и для корпоративных предприятий.
Для рыночной экономики, по мнению западных ученых, более
реалистичной является схема планирования, в которой из единого центра выделены
крупные децентрализованные органы управления, имеющие собственные системы
предпочтений. Это могут быть институты, прямо не подчиненные центральному
органу, различного рода организации и крупные предприятия. В государствах с
преобладающей долей частной собственности право принимать
некоторые виды управленческих решений передано локальным органам,
формирующим свою группу и имеющим собственную систему предпочтений относительно
доступных им целей. Эти частные цели, как правило, проще, чем цель центрального
органа. Предполагается, что достижение частной цели способствует достижению
генеральной цели. В случае если государство является федерацией, региональные
цели местных органов управления должны быть взаимоувязаны с экономическими
возможностями данной территории, и не могут быть ориентированы на использование
ресурсов федерального правительства. Данное требование особенно актуально для
Российской Федерации, в которой в силу множества факторов, в том числе и
политических, большинство субъектов Федерации тратят больше, чем сами
зарабатывают. Получается, что там нужно не только планирование, но и прямое
дотирование территорий, что полностью противоречит теории самостоятельности и
местного самоуправления.
В развитых странах широкое распространение имеет отход от
составления национальных планов в форме бюджетов, и складываются новые
направления планирования, связанные с усложнением аппарата, используемого для
разработки планов, а также с расширением сферы планирования.
Возрастает значение роли средне- и долгосрочных планов, и
происходит интегрирование планирования производственной деятельности с такими
секторами, как наука, образование, здравоохранение. Для развитых европейских
стран потребность в планировании определяется также необходимостью защиты окружающей
среды 7>>>.
Государства, в которых преобладает частная собственность на
средства производства, конечно, могут существовать и динамично развиваться без
централизованного макроэкономического планирования. Однако в странах Европы и
Северной Америки наравне с монетаризмом проявляется тенденция к сохранению и
далее к расширению планирования. К факторам, вызывающим потребность в
планировании, относятся следующие:
В последние годы усиливается интеграция индустриальных
стран Европы, формирование различных экономических союзов в Северной Америке, в
Азиатско-Тихоокеанском регионе. Все это вынуждает многие индустриальные страны
считать общенациональное планирование пройденным этапом управления, успешно
применявшимся в период восстановления экономики после Второй
мировой войны и в начале научно-технической революции. В этих странах, с учетом
процессов глобализации, все большее внимание придается координации
экономической политики в рамках различных союзов, финансовых и структурных
фондов. Наиболее тесные экономические программы разрабатываются в Европейском
Союзе. Экономическая интеграция вызывает отказ от планирования
макроэкономических показателей роста экономики отдельного государства, и
основное внимание уделяется финансовым показателям и социальным.
Как нами уже отмечалось, госрегулирование и планирование,
прежде всего, характерно для решения сложных экономических задач и выхода
хозяйства из отсталого, депрессивного состояния. Успешное развитие
индустриальных стран Запада в последние 20 лет,
благоприятная внешняя ситуация позволяет им меньше напрямую вмешиваться в
национальную экономику. Совершенствование методов планирования, его
инструментария дает возможность регулировать развитие государства за счет
формирования таких параметров, которые охватывают стратегические, ключевые
сектора экономики, но косвенно они воздействуют и на всю страну. Часто на смену
общенациональному планированию приходит программирование отдельных секторов или
направлений экономики, например, развитие инновационных процессов, повышение
занятости населения в сельскохозяйственных районах, конверсия и т.д. Можно
сказать, что индикативное планирование все больше переходит к прогнозированию и
заменяется целевым программированием, и это, по всей видимости, перспективная модернизация
индикативного планирования, которое действовало с середины ХХ в.
![]()
|
Йохансен
Л. Очерки макроэкономического планирования: В 2-х т. М.: Прогресс, 1982.
Т. 1. С. 30. |