Монополия переводится с греческого
как "один продаю". Монополия – это форма несовершенной
конкуренции. В тех странах, которые имеют длительный период развития рыночной
экономики, проблемы функционирования крупных фирм возникали еще полтора века
назад.
С конца XIX в. в США начало формироваться антитрестовское
законодательство – разветвленная и сложная сеть законов и других
правовых норм, регулирующих конкуренцию между фирмами и предприятиями для
достижения успешного функционирования рынка. Антимонопольный закон Шермана от
В
В этот же год Конгресс США ратифицировал закон о Федеральной
торговой комиссии (ФТК), который дополнил закон Клейтона.
Этот акт дает ФТК – независимому органу – полномочия
определять в каждом конкретном случае факты наличия нарушений антимонопольного
законодательства. ФТК также наблюдает за рекламной практикой, защищая
потребителей от лжи и обмана в этой сфере. Таким
образом, появился орган, независимый от влияния монопольных структур, имеющий
право на возбуждение судебных разбирательств. К этим базовым законам можно
добавить закон Робинсона – Патмана (
Специфику антитрестовского законодательства США можно
понять, зная особенности американского законодательства. Их законы
формулируются очень широко, и за судебной властью оставлено право решать, что
составляет "попытку монополизации", "существенное уменьшение
конкуренции на свободном рынке", "нечестные методы ведения конкурентной
борьбы" и т.д., и т.п. Во многом антитрестовское законодательство
построено на праве "прецедента", что коренным образом отличается от
юриспруденции, которая действует в России, и к которой привыкли ее граждане.
Среди федеральных исполнительных структур два
государственных органа – ФТК и антитрестовский отдел Министерства
юстиции США – обладают широкими полномочиями в этой сфере.
После того, как в США появились антитрестовские законы и
стали применяться различные антимонопольные меры, в других развитых странах
также начали приниматься свои законодательные акты. В настоящее время в
Европейском Союзе трактовка антимонопольного законодательства практически
совпадает с американским. В Японии правительство
терпимо относится к сотрудничеству различных компаний в экономической жизни,
что в американской действительности подпадает под действие антимонопольных
законов. В результате японские фирмы намного более свободны в возможности
кооперироваться друг с другом.