9.2. Особенности российского
антимонопольного регулирования
До перехода в начале 90-х гг. к рыночной экономике,
конкуренции в России не было вообще. Производство продукции распределял Совет
министров страны по крупным предприятиям, и практически любое из них можно, с
точки зрения западных экономистов, отнести к классической монополии. Например,
в автомобилестроении за каждым заводом, выпускающим легковые автомобили, был
закреплен свой вид, или класс автомобилей. Разнообразие автомобилей было
минимальным, и власти считали, что за счет этого государство экономит на
ненужных рекламных издержках, маркетинге и т.п. Конкуренция рассматривалась как
непроизводительное расходование общественных средств.
Продукция отечественных товаропроизводителей во многом
неконкурентоспособна по сравнению с товарами западных фирм. Одной из причин
этого положения явилось отсутствие стимулов у российских предприятий к созданию
более совершенной продукции, снижению себестоимости (издержек производства).
В 1991 г.
был принят первый нормативный документ – Закон "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Он должен
был ограничивать монополистическую деятельность и этим отличался от подобных
законов американского типа, где монополии формально запрещены. Это нормативный
акт не мог не отражать специфику экономики Российской Федерации, структуры
управления ею, а также особенности правовой системы.
Это проявилось в том, что вместе с ограничением монополистической деятельности
предпринимателей – хозяйствующих субъектов предусматривается
пресечение государственного монополизма – монополистических действий
(актов, соглашений) органов государственной власти и управления. Вместе с
нормами, устанавливающими запреты совершать монополистические действия
(достигать соглашения) и ответственность за их нарушения, закон закрепляет
различные меры по поддержке развития мелких и средних предприятий,
разукрупнению монополистических структур, выделению из крупных
монополизированных предприятий их структурных подразделений (единиц). Закон
делится на две части: репрессивная (запреты и санкции) и созидательная
(поддержка новых экономических структур, предварительный контроль над созданием
крупных предприятий и их объединений).
В развитие Закона "О конкуренции…" в России
были также приняты другие нормативные документы. Среди них важное
значение имеет Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г.
№ 154 "О Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке
определенного товара долю более 35%". Такой Реестр ведется как на уровне
Федерации, так и в регионах с целью подготовки информационной базы данных о
таких хозяйствующих субъектах для осуществления государственного контроля над
соблюдением ими антимонопольного законодательства. Включение предприятий в
Реестр и исключение из него осуществляется на основании решения соответствующей
федеральной структуры – Министерства по антимонопольной политике и
поддержке предпринимательства.
Наличие доли не должно носить краткосрочного характера.
Определение части товарного рынка должно производиться не только
подразделениями государственной службы по антимонопольной политике, но и
органами статистики, научно-исследовательскими организациями. Решение о
включении предприятия в Реестр оформляется приказом руководителя комитета,
министерства соответствующего субъекта РФ. В случае введения предприятия в
Реестр уровень рентабельности – норма прибыли – подлежит
регулированию со стороны государственных служб. В 2000 г. в Реестр предприятий-монополистов РФ было включено 254
хозяйствующих субъекта промышленности (в 1998 г. – 258), т.е. 1%
предприятий, однако при этом они производили около четверти контролируемой
продукции 9>>>. Региональные комитеты
должны проверять заполняемость своего Реестра и
делать расчеты той доли продукции, которая выпускается предприятием-монополистом.
В российской практике в соответствии с указаниями Министерства по
антимонопольной политике от 20 декабря 1996 г. для определения монополизации
рынка, равномерности присутствия на нем хозяйствующих субъектов применяются
коэффициенты концентрации (CR) и индекс Герфиндаля-Гиршмана
(ННI). Первый из них рассчитывается как процентное
отношение реализации продукции конкретным числом крупнейших продавцов к общему
объему реализации на данном товарном рынке. Индекс HHI определяется как сумма
квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами. Так,
высококонцентрированные рынки определяются при CR от 70% до 100%, а HHI от 2000
до 10 000; а низко концентрированные – при
CR меньше 45% и HHI менее 1000. Второй тип рынка – умеренно
концентрированный – находится в промежутке между ними: 45% < CR
< 70%, 1000 < HHI < 2000.
Слепое копирование Россией чужой антимонопольной политики,
в частности США, имеет серьезные отрицательные последствия. Недоучет
исторических особенностей развития государства, формирования структуры
российских товаропроизводителей и фактически насильственное разрушение
производства с помощью антимонопольного законодательства, по всей видимости,
ведет страну к деиндустриализации, не позволяет
создавать предприятия, акционерные общества, соответствующие периоду
глобализации мировой экономики.

|
<<<9
|
Россия в
цифрах: Крат. стат. сб. /
Госкомстат России. М., 2001. С. 178-179.
|