Предыдущая страница                     Оглавление               Следующая страница

9.2. Особенности российского антимонопольного регулирования

До перехода в начале 90-х гг. к рыночной экономике, конкуренции в России не было вообще. Производство продукции распределял Совет министров страны по крупным предприятиям, и практически любое из них можно, с точки зрения западных экономистов, отнести к классической монополии. Например, в автомобилестроении за каждым заводом, выпускающим легковые автомобили, был закреплен свой вид, или класс автомобилей. Разнообразие автомобилей было минимальным, и власти считали, что за счет этого государство экономит на ненужных рекламных издержках, маркетинге и т.п. Конкуренция рассматривалась как непроизводительное расходование общественных средств.

Продукция отечественных товаропроизводителей во многом неконкурентоспособна по сравнению с товарами западных фирм. Одной из причин этого положения явилось отсутствие стимулов у российских предприятий к созданию более совершенной продукции, снижению себестоимости (издержек производства).

В 1991 г. был принят первый нормативный документ – Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Он должен был ограничивать монополистическую деятельность и этим отличался от подобных законов американского типа, где монополии формально запрещены. Это нормативный акт не мог не отражать специфику экономики Российской Федерации, структуры управления ею, а также особенности правовой системы. Это проявилось в том, что вместе с ограничением монополистической деятельности предпринимателей – хозяйствующих субъектов предусматривается пресечение государственного монополизма – монополистических действий (актов, соглашений) органов государственной власти и управления. Вместе с нормами, устанавливающими запреты совершать монополистические действия (достигать соглашения) и ответственность за их нарушения, закон закрепляет различные меры по поддержке развития мелких и средних предприятий, разукрупнению монополистических структур, выделению из крупных монополизированных предприятий их структурных подразделений (единиц). Закон делится на две части: репрессивная (запреты и санкции) и созидательная (поддержка новых экономических структур, предварительный контроль над созданием крупных предприятий и их объединений).

В развитие Закона "О конкуренции…" в России были также приняты другие нормативные документы. Среди них важное значение имеет Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. № 154 "О Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%". Такой Реестр ведется как на уровне Федерации, так и в регионах с целью подготовки информационной базы данных о таких хозяйствующих субъектах для осуществления государственного контроля над соблюдением ими антимонопольного законодательства. Включение предприятий в Реестр и исключение из него осуществляется на основании решения соответствующей федеральной структуры – Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Наличие доли не должно носить краткосрочного характера. Определение части товарного рынка должно производиться не только подразделениями государственной службы по антимонопольной политике, но и органами статистики, научно-исследовательскими организациями. Решение о включении предприятия в Реестр оформляется приказом руководителя комитета, министерства соответствующего субъекта РФ. В случае введения предприятия в Реестр уровень рентабельности – норма прибыли – подлежит регулированию со стороны государственных служб. В 2000 г. в Реестр предприятий-монополистов РФ было включено 254 хозяйствующих субъекта промышленности (в 1998 г. – 258), т.е. 1% предприятий, однако при этом они производили около четверти контролируемой продукции 9>>>. Региональные комитеты должны проверять заполняемость своего Реестра и делать расчеты той доли продукции, которая выпускается предприятием-монополистом. В российской практике в соответствии с указаниями Министерства по антимонопольной политике от 20 декабря 1996 г. для определения монополизации рынка, равномерности присутствия на нем хозяйствующих субъектов применяются коэффициенты концентрации (CR) и индекс Герфиндаля-Гиршмана (ННI). Первый из них рассчитывается как процентное отношение реализации продукции конкретным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации на данном товарном рынке. Индекс HHI определяется как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами. Так, высококонцентрированные рынки определяются при CR от 70% до 100%, а HHI от 2000 до 10 000; а низко концентрированные – при CR меньше 45% и HHI менее 1000. Второй тип рынка – умеренно концентрированный – находится в промежутке между ними: 45% < CR < 70%, 1000 < HHI < 2000.

Слепое копирование Россией чужой антимонопольной политики, в частности США, имеет серьезные отрицательные последствия. Недоучет исторических особенностей развития государства, формирования структуры российских товаропроизводителей и фактически насильственное разрушение производства с помощью антимонопольного законодательства, по всей видимости, ведет страну к деиндустриализации, не позволяет создавать предприятия, акционерные общества, соответствующие периоду глобализации мировой экономики.

<<<9

Россия в цифрах: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 2001. С. 178-179.

 

Предыдущая страница                     Оглавление               Следующая страница