На рынке антимонопольного регулирования выделяются
естественные монополии, т.е. предприятия, которые в силу технологических
особенностей производства или оказания услуг не могут иметь конкурентов.
Естественная монополия, по определению американских экономистов, –
это отрасль, в которой долгосрочные суммарные производственные издержки минимальны
в том случае, если одна фирма обслуживает весь рынок 10>>>.
Правительство защищает монополиста в такой отрасли, но при этом старается
ограничивать концентрацию монопольной власти, контролировать цену выпускаемой
продукции.
Согласно российскому Закону "О естественных
монополиях", принятому в
Слабость этого закона, по нашему
мнению, состоит в том, что он содержит декларативные принципы, типа покрытия
издержек, исключения специальных привилегий для различных групп потребителей.
Если же правительство будет устанавливать тарифы для социально незащищенных
групп, то в этом случае резко возрастут расходы из бюджета на покрытие данных
издержек.
Заложенные в этом законе методы близки к принципу средних
издержек, а на практике с середины 90-х гг. в РФ применяется перекрестный
механизм субсидирования. В этом случае одни потребители продукции получают ее
по более низким ценам за счет других, которые фактически несут дополнительные
расходы. Наиболее ярко это видно на примере предприятий
топливно-энергетического комплекса, которым субсидируют льготные тарифы для
населения, малого бизнеса, а также для отраслей сельского хозяйства.
Перекрестное финансирование фактически ведет к замедлению развития конкурентной
способности российской промышленности. В России естественные монополии
фактически осуществляют многие функции социальной политики, внося еще большую
неразбериху в данную сферу: дотации распределяются не по нуждаемости, а по
объему потребляемых услуг – наиболее благополучные слои получают
больше, к примеру, тепло- и электроэнергии, чем наименее защищенные, и
происходит это за счет государства 11>>>.
В РФ к деятельности естественных монополий относятся:
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и
тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов,
портов, аэропортов; услуги государственной электрической и почтовой связи. У
большинства предприятий этих отраслей нет конкурентов в силу экономических
особенностей их формирования. Появление конкуренции для субъектов естественных
монополий затруднено потребностью громадных первоначальных затрат и большим
подготовительным периодом перед созданием продукции. Трудно себе представить
возникновение в любом городе нового предприятия-конкурента, занимающегося
транспортировкой тепловой энергии для снабжения населения и организаций.
В настоящее время Правительство РФ имеет следующие структуры
по регулированию антимонопольной политики:
Принимаемые в настоящее время в России меры регулирования
деятельности естественных монополий являются в области цен и тарифов
краткосрочными и имеют жесткое административное начало. Международные
финансовые организации часто видят выход из сложившейся в России ситуации в
демонополизации крупных товаропроизводителей типа ОАО "Газпром", ОАО
"Транснефть", РАО "ЕЭС России",
ОАО "Россвязь" и др. Некоторые мероприятия
в этом направлении уже проведены. Например, МПС передает на баланс местных властей
все больше и больше своего ведомственного жилья, больниц, детских садов и т.п.
Если произойдут быстрое разгосударствление и приватизация
естественных монополий, на наш взгляд, страна может оказаться в экономическом
проигрыше. По всей видимости, естественные монополии, как и крупные предприятия
базовых отраслей федерального хозяйства, должны находиться в руках государства,
чтобы иметь возможность осуществлять реальную независимую экономическую,
промышленную и транспортную политику. Перед российским Правительством стоит
задача найти не административный, а экономический механизм
по регулированию цен на продукцию предприятий-монополистов. Пока этого нет, и
нельзя ради самой идеи совершенной конкуренции разрушать производственный
потенциал. Необходимо подчинять процессы разгосударствления, приватизации и
антимонопольного регулирования достижению глобальных экономических и социальных
целей – экономического роста страны и повышения благосостояния
населения, а не цели создания класса собственников и обладания им политической
властью.
![]()
|
Долан
Э.Дж., Линдсей Д. Рынок:
микроэкономическая модель. СПб., 1992. С. 392. |
|
|
Албегова
И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная
экономическая политика: опыт перехода к рынку. М.: Дело и Сервис, 1998. С. 271-274.
|