5.4. Финансирование долгосрочных инвестиций в
нематериальные активы
Долгосрочные инвестиции в нематериальные активы
предназначены для расширения научно-технического потенциала предприятия,
принадлежат ему на праве собственности и приносят доход. Нематериальные активы
отличаются от других активов:
* от основных средств - не являются
материально-вещественными ценностями;
* от товаров - не предназначены для продажи;
* от производственных запасов - используются в
производстве в течение длительного периода (свыше года).
Под данными активами понимаются права пользования и
преимущества, объекты интеллектуальной собственности, имеющие стоимость. К ним
относятся права пользования земельными участками и объектами
природопользования, патенты, лицензии, авторские права, организационные
расходы, товарные марки и знаки, изобретения, программные продукты, "цена
фирмы" и т. д. К нематериальным активам могут также относиться отдельные
виды научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ. Особым
видом нематериальных активов является "цена фирмы". Он обращает
уровень деловой репутации предприятия, которая выявляется при его покупке по
цене, превышающей стоимость его активов. В этом случае сумма превышения
уплаченной суммы над оценочной стоимостью объекта составляет "цену
фирмы" и учитывается у покупателя в составе нематериальных активов.
Стоимость объектов нематериальных активов отражается
в балансе первоначально по их рыночной стоимости или как сумма затрат по их
изготовлению собственными силами с учетом расходов на доведение до
практического использования. При создании учредителями отдельных видов
нематериальных активов фактические затраты отражаются на счете
"Капитальные вложения". По мере доведения их до состояния, пригодного
к использованию они зачисляются на счет "Нематериальные активы".
Довольно часто нематериальные активы учитываются в балансе по символической
стоимости, не отражающей их реальную стоимость. Это происходит из-за либо
неграмотной, либо сознательно искаженной оценки.
Как и основные фонды, нематериальные активы
отражаются в балансе по остаточной стоимости с учетом износа. Норма амортизации
нематериальных активов определяется сроком их использования. Если он не
установлен, то норма амортизации принимается равной 10%.
Все учитываемые нематериальные активы относятся к
категории идентифицируемых. Они могут быть индивидуальными объектами
купли-продажи как объекты интеллектуальной собственности. Нематериальные активы
могут поступать предприятию следующими способами:
* взносами учредителей в уставный капитал
предприятий;
* определением имущественных долей в уставном капитале
при слиянии или разъединении предприятий;
* куплей патентов, лицензий и других прав на объекты
интеллектуальной собственности;
* кредитованием под залог имущества, содержащего
объекты интеллектуальной собственности;
* куплей товарной марки (франчайзинг);
* поступлениями безвозмездно от других предприятий и
граждан и др.
Нематериальные активы выбывают с предприятия
вследствие:
* продажи (реализации);
* списания;
* вложений в уставный капитал других предприятий;
* вклада в совместную деятельность;
* безвозмездной передачи и др.
Универсальных методов оценки интеллектуальной
собственности нет. Как и при оценке недвижимости и бизнеса, основными подходами
к оценке объектов интеллектуальной собственности являются затратный, рыночный и
доходный.
При приобретении и использовании объектов
интеллектуальной собственности могут учитываться следующие виды затрат:
* затраты на приобретение имущественных прав;
* затраты на доведение до состояния, позволяющего
практически использовать эти объекты;
* затраты на освоение в производстве объектов
интеллектуальной собственности или товаров с их использованием;
* затраты на правовую охрану объектов
интеллектуальной собственности;
* затраты на страхование рисков использования
нематериальных активов и др.
Источниками доходов от использования объектов
интеллектуальной собственности могут быть:
* увеличение объемов продаж отдельных товаров
предприятия или всей продукции;
* повышение цены вследствие повышения качества
продукции, использующей объекты интеллектуальной собственности;
* снижение издержек в производстве;
* выручка от реализации самих объектов
интеллектуальной собственности и др.
Основная трудность в оценке стоимости нематериальных
активов состоит в том, что в бухгалтерском учете не выделяется доля прибыли,
полученная за счет использования объектов интеллектуальной собственности.
Обоснование этой прибыли трудно бывает оценить. Это положение используется в
методах, в основу которых положена ставка роялти. Роялти - это периодические
отчисления лицензиару (продавцу) за возмездное представление права пользования
объектами интеллектуальной собственности (патентами, лицензиями, товарными
марками и др.). Как правило, роялти определяется процентом от дохода, прибыли
или собственности. Обычно роялти составляет 5-20% дополнительной прибыли,
получаемой предприятием, купившим интеллектуальную собственность. Этот процент
устанавливается по договоренности между покупателем и продавцом.
Помимо идентифицируемых нематериальных активов
некоторые предприятия имеют другую группу нематериальных активов, которые
нельзя идентифицировать с отдельным объектом. Эта группа активов не может быть
отделена от конкретного бизнеса или конкретного предприятия. Она называется
гудвилл. По сути - это неучтенные активы. В финансовой отчетности предприятий
(фирм) в странах с развитой рыночной экономикой гудвилл учитывается только в
случае приобретения (поглощения, слияния) другой фирмы по цене, превышающей
стоимость активов. В западных странах в целях минимизации налогообложения
приобретающая компания оценивает гудвилл минимально возможной величиной,
ограниченной правовыми возможностями высокой оценки прочих активов. Гудвилл не
амортизируется.
Источниками финансирования приобретения
нематериальных активов являются:
* амортизационные отчисления, поступающие в составе
выручки от реализации продукции на расчетный счет предприятия;
* чистая прибыль, остающаяся в распоряжении
предприятия;
* средства, поступающие с фондового рынка от продаж
ценных бумаг;
* ссуды коммерческих банков и др.
Основным принципом управления динамикой
нематериальных активов является то, что темпы роста объема продаж и прибыли
должны опережать темпы роста нематериальных активов за расчетный период.
Доходность нематериальных активов может быть
существенно повышена за счет ускорения их оборачиваемости и увеличения
рентабельности продаж. Оба фактора могут быть приведены в действие через
позитивное влияние нематериальных активов на качество продукции, расширение
рынка сбыта, снижение затрат всех видов ресурсов.