Входной контроль знаний Конспект лекций Тесты Контрольные вопросы Индивидуальные задания
От авторов Методические указания Модули Готовимся к экзамену Связатся с преподователем question
q

Основные цели, задачи курса

Самостоятельное изучение, основные принципы.

Поточный и итоговый контроль знаний студента (стационар)

Методика изучения электронного курса

Как пользоваться электронным курсом

Основные сокращения и маркеры применяемые в курсе «МСЭР»

Основные цели, задачи курса

NB! Курс "Международные стратегии экономического развития" входит в цикл профессионально ориентированных дисциплин в соответствии с перечнем программы подготовки магистров по специальности 8.050103 "Международная экономика". Эта дисциплина также включена в учебный план подготовки специалистов по этой же специальности.
В данном курсе рассмотренные вопросы формирования стратегий экономического развития в условиях глобализации мировых хозяйственных процессов. Рассматриваются основные макрорегуляторы экономического развития, современные микроэкономические стратегии. Особенное внимание уделяется проблемам достижения оптимальной открытости экономики в государствах, которые осуществляют рыночные трансформации.

! В начале изучения дисциплины студент должен обладать знаниями по макроэкономике, Государственного регулирования экономики, международной экономики, международной экономической деятельности, международных валютных отношений, региональных экономических связей и свободных экономических зон, транснациональных корпораций, которые изучаются в соответствующих курсах бакалаврской программы по специальности «Международная экономика».

sx

Основные цели дисциплины:

  1. определение среды формирования современных стратегий развития и его ключевых компонентов;
  2. выявление особенностей разработки и реализации национальных и интеграционных стратегий экономического развития;
  3. рассмотрении спектра апробированных в мирохозяйственной практике и новейших наиболее перспективных макроэкономических политик; выявлении сущности, условий, проблем и перспектив глобализации экономики, ее влияния на национальные стратегии развития.

Предмет дисциплины - методология формирования и практика реализации современных макростратегий развития отдельных стран, международных организаций и региональных образований, в условиях глобализации.
Студент должен знать: понятие, содержание, задание, принципы, современные тенденции развития мировой экономики, с целью выделения места Украины в системе мирохозяйственных связей.

Студент должен уметь: определить научную проблему, проводить комплексный анализ ситуации с выявлением существенных факторов влияния, оценивать и находить пути развития экономических систем, готовить к написанию научные статьи и тезисы конференций.

Самостоятельное изучение, основные принципы, цели.

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом.
В ходе самостоятельной работы студент работает по такими направлениями:

  1. изучение лекционного материала и специализированной литературы;
  2. подготовка реферата на основе самостоятельного изучения программного материала;
  3. выполнение аналитического индивидуального задания.

Цель выполнения самостоятельной работы заключается в глубоком изучении материала курса «Международные стратегии экономического развития», в подготовке курсовых работ, диссертационной магистерской работы, написании научных статей.

Курс состоит из 7 тем, при изучении студенту необходимо: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

При самостоятельном изучении темы 1 важно выяснить влияние на формирование стратегий развития, с одной стороны, эволюционных механизмов и параметров рыночного хозяйства, а с другой - процесс расширения и углубления интернационализации. Необходимо обнаружить ключевые элементы современной среды, которая добавляет им свойства динамической конкурентоспособности.
Выявлению структурных взаимоотношений между компонентами макроэкономической политики уделено особенное внимание при изучении темы 2. Целесообразно углубленно проанализировать влияние соотношения протекционизма и степени открытости экономики на стратегии развития. Важным является вопрос реализации эффективных национальных стратегий развития с акцентированием внимания на проблеме синтеза разных реформаторских моделей в экономиках переходного типа, возможностей использования позитивного опыта в Украине.
При самостоятельном изучении темы 3 важно исследовать опыт трансформационного периода в странах мира, определить основные сферы государственного регулирования, обнаружить основные принципы трансформационного периода с целью поиска приоритетного направления развития экономики Украины
Среди вопросов темы 4 углубленного изучения требуют, прежде всего, процессы Европейской экономической интеграции, с точки зрения интеграционного выбора Украины.
Изучая тему 5, целесообразно не только из новых позиций рассмотреть роль и место регулятивных институтов настоящего, но и попробовать провести сравнительный анализ их стратегий в разных странах и на разных этапах их экономического развития. Необходимо через призму сугубо практических стратегических заданий развитию экономики Украины проанализировать последствия вступления Украины в ГАТТ/ВТО.
Как теоретическое, так и практическое, значение будут иметь знания студентов в области экономического глобализма (тема 6). Важно детально рассмотреть проблему оптимизации национальных и интеграционных стратегий развития в условиях глобализации.
В соответствии с ориентацией темы 7 необходимо проанализировать потенциал новейших цивилизационных вызовов, возможности глобальных регуляторов развития.

Поточный и итоговый контроль знаний студента (стационар)

Текущий контроль студентов проводится с целью проверки усвоения студентами основных положений лекционного материала. Он осуществляется на занятиях, путем опроса, выполнения студентами практических заданий, рассмотрения производственных ситуаций, индивидуальных заданий, оценки качества ответов, на контрольные вопросы.
Объектом промежуточного контроля является:
реферат (оценка - О, 10,20 баллов);
аналитическое индивидуальное задание (оценка - О, 15,25,35 баллов).
Итоговый контроль осуществляется в форме устного экзамена по расширенной программе дисциплины.
Итоговый контроль осуществляется по экзаменационным билетам по 45 бальной системе.

Методика изучения курса

Методическое изучение курса основано на двух взаимосвязаных источниках информации:

  • учебное пособие
  • электронный курс

С целью более основательного изучения курса "МСЭР" применено, соответственно, два метода изучения:

  1. последовательный – изложение основных принципов и положений сочетая теоретические основы с примерами практического характера. Позволяет всецело, неразрывно охватить весь предлагаемый материал.
  2. структурный – материал логически разделен на теоретическую часть (конспект лекций студента и практическую – CASE приложения). Позволяет более глубоко овладеть материалом, в процессе изучения проводить анализ тенденций современного развития, выявлять существенные факторы. Аналитические результаты студента фиксируются в «рабочих тетрадях студента» с последующим итоговым комплексным анализом всех заметок.

Как пользоваться электронным курсом

Электронный курс призван всецело обеспечить студента необходимым материалом для процесса изучения. Поэтому в структуру включены следующие разделы (реализованные в верхней части окна в виде строк -гиперссылок):

Методическое указание – инструмент позволяющий получить своевременную информацию о целях, задачах, основных рекомендациях при изучении «МСЭР»;

Входной контроль знаний – при изучении каждого из разделов курса «МСЭР» предлагается пройти обучающий (контролирующий понимание основных терминов раздела);

Конспект лекций – теоретические разделы курса «МСЭР», позволяющий изучить материал как тезисно так и расширено;

Тесты – по прохождению каждого из разделов курса предлагается пройти контрольный тест для определения качества усвоения полученной информации в процессе обучения;

Контрольные вопросы – к каждому разделу ЭК предлагается ряд вопросов, изложенных в структуре раздела для самоконтроля знаний студента;

Индивидуальные задания – реализованы в форме СASE – обучения, основной целью которого является анализ состояния и поиск решения поставленной проблемы.

Модули –итоговые (семестровые, межсеместровые задания) построенные на комплексном анализе проделанных СASE – заданий, с выявлением основных стратегических моментов экономического развития (в первую очередь применимых для развития экономики Украины)

Готовимся к экзамену – представлен список экзаменационных вопросов по курсу «МСЭР»

Связаться с преподавателем – интерактивный инструмент обучения, основная цель которого обеспечить прямую связь «Студент-лектор» («вопрос-ответ»), позволяющий студенту осуществлять свое обучение и в реальном времени находить ответы на интересующие вопросы при изучении материала

Основные сокращения и маркеры применяемые в курсе «МСЭР»:

Маркер

Пояснение

Ознакомление

Применяется в

текст отмеченный синим маркером

тезис или фраза содержит пояснение (скрытое), с целью более детального понимании процесса

Обязательное

ЭК вцелом

i

при нажатии открывает материалы информационного, познавательного характера, которые  могут заинтересовать студента

Рекомендуется

«Конспект лекций студента»

!

при нажатии открывает материалы информационно-структурного характера, ознакомление с которыми носит обязательный характер

Обязательное

«Конспект лекций студента»

NB!

обязательное изучение отмеченных материалов

Обязательное

«Конспект лекций студента»

NB?

вопрос, ответ на который является обязательным

Обязательное

«Индивидуальные задания»

Com!

содержит комментарии

Рекомендуется

«Индивидуальные задания»

G!

содержит термин, относящийся к глоссарию

Рекомендуется

«Конспект лекций студента»

C!

содержит заключительную, итоговую мысль

Обязательное

«Конспект лекций студента»

P!

отражает проблемный вопрос

Обязательное

«Конспект лекций студента»

Ph!

(философские умозаключения, мнения авторитетных ученых) при нажатии открывает материалы информационного, познавательного характера, которые  могут заинтересовать студента

Рекомендуется

«Конспект лекций студента»

Ch!

проверь ответ на текущий вопрос

По необходимости

«Вопросы»

E!

содержит пример, практического значения

Обязательное

«Конспект лекций студента»

Источник:

Макогон Ю.В., Пивоносов М.Ю. Робоча навальна програма і методичні вказівки з дисципліни “Міжнародні стратегії економічного розвитку” / Під ред. проф. Ю.В. Макогона. – Донецьк: ДонНУ, 2008. - 26 с.

На первую страницу
Дополнительная литература
Учебный план
Вернуться вверх

Электронный курс "Международные стратегии экономического развития" разработан аспирантом, ассистентом кафедры "Международная экономика" Пивоносовым М.Ю.

по вопросам и предложениям обращаться: pivonosovm@inbox.ru

©ДонНУ, 2008г.