

![]()
Программа, планы
семинарских занятий и методические указания к изучению дисциплины (модуля)
«Мотивация персонала» (для специалистов и магистров специальности 0109
“Управление персоналом и экономика труда”) /Сост.: Л.Л.Бунтовская, Н.Е.Муромец. – Донецк: ДонНУ, 2006. - 28 с.
Приведена тематика
лекций и их развернутое содержание, изложены методические указания и планы семинарских занятий, включающие вопросы теории и практики трудовой мотивации,
представлены методы активизации процесса обучения.
Составитель: Лариса Леонидовна Бунтовская, к.э.н., доцент
Наталья Евгеньевна Муромец, к.э.н.
Ответственный
за выпуск: Н.Д. Лукьянченко, д.э.н.,
проф., зав.кафедрой
управления персоналом и
экономики труда
![]()
![]()
2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
3.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТЕМАМ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ МОДУЛЯМ
Тема 1. Мотивация персонала как составляющая рыночных
отношений: эволюция и современные проблемы
Тема 2. Теория и системы
мотивации
Тема 3. Комплексный подход
к управлению трудовой мотивацией
Тема 4. Реформа отношений
собственности в контексте трудовой мотивации
Тема 5. Материальное
стимулирование персонала
Тема 6. Методы
нематериальной помощи трудовой деятельности работников
Тема 7.
Социально-психологические аспекты усиления трудовой мотивацией
Тема 8. Контроль и оценка
эффективной деятельности в системе мотивации
труда
Тема 9. Мотивация развития
предпринимательской деятельности работников
Тема 10. Зарубежный опыт
управления мотивацией персонала
Тема 1. Мотивация персонала как
составляющая рыночных отношений: эволюция и современные проблемы
Тема 2. Теория и
системы мотивации
Тема 3. Комплексный
подход к управлению трудовой мотивацией
Тема 4. Реформа
отношений собственности в контексте трудовой мотивации
Тема 5. Материальное
стимулирование персонала
Тема 6. Методы
нематериальной мотивации трудовой деятельности работника
Тема 7.
Социально-психологические аспекты усиления трудовой мотивации
Тема 8.Контроль и
оценка эффективной деятельности в системе мотивации труда
Тема 9. Мотивация
развития предпринимательской деятельности работников
Тема 10. Зарубежный опыт
управления мотивацией персонала
5. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (для специалистов)
Тема 1. Мотивация персонала как составляющая рыночных отношений: эволюция и современные проблемы
Тема 2. Теория и
системы мотивации
Тема 3. Комплексный
подход к управлению трудовой мотивацией
Тема 4. Материальное
стимулирование персонала
Тема 5. Методы
нематериальной мотивации трудовой деятельности работника
Тема 6.
Социально-психологические аспекты усиления трудовой мотивации
Тема 7.Контроль и
оценка эффективной деятельности в системе мотивации труда
Тема 8. Зарубежный опыт
управления мотивацией персонала
6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
СТУДЕНТОВ
7. ИНДИВИДУАЛЬНО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ
РАБОТА
8. МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ
ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
9. СИСТЕМА ТЕКУЩЕГО,
МОДУЛЬНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
10. РЕКОМЕНДОВАННАЯ
ЛИТЕРАТУРА
![]()
![]()
![]()
![]()
Формирование действенной
мотивации к труду является важным элементом работы по усилению трудовой
активности персонала в период трансформации отечественной экономики.
Глубокое осмысление студентами
проблем мотивации является необходимым условием осуществления грамотной
управленческой деятельности в условиях рыночных отношений. Эффективное решение
управленческих задач, реализация стратегии достижения конкурентоспособности в
мировой хозяйственной системе неразрывно связаны с мотивацией персонала. Знание
основных экономических и психологических законов и закономерностей
мотивационного менеджмента позволит специалисту так организовать работу
субъекта хозяйствования, чтобы персонал работал с полной самоотдачей и осознанной
заинтересованностью в достижении высоких конечных результатов деятельности.
Цель дисциплины: приобретение студентами
теоретических знаний в области трудовой мотивации, формирование практических
навыков использования материальных и нематериальных методов управления трудовым
поведением работников.
Задачи курса:
·
выработка правильного понимания
основных понятий, связанных с трудовой мотивацией;
·
овладение знаниями в области
становления и развития теории и практики мотивации к труду;
·
изучение особенностей оценки
работников, их материального и нематериального стимулирования;
·
выработка навыков и умений
использования социологических методов изучения трудовой мотивации.
Предметом курса являются теоретические проблемы
и организационно-экономический механизм управления
трудовой мотивацией.
Курс «Мотивация
персонала» предусмотрен учебным планом и является обязательным для изучения
студентами специальности «Управление персоналом и экономика труда», которые
обучаются по образовательно-квалификационной программе «специалист» и
«магистр».
Дисциплина связана с
такими курсами, как «Менеджмент персонала», «Физиология и психология труда»,
«Управление конфликтами», «Управление персоналом».
Структура и
содержание модуля ориентируется на поиск действенных методов самообучения с целью
обеспечения глубокого усвоения студентами необходимого материала для более
эффективного использования полученных знаний в практике управления.
После изучения
данного модуля студент должен приобрести знания:
·
теоретических основ мотивации и
стимулирования трудовой деятельности работников;
·
особенностей материального
стимулирования персонала;
·
нематериальных методов управления
трудовой мотивацией работников;
·
систем оценки персонала;
·
особенностей мотивации и стимулирования
трудовой деятельности работников за рубежом.
В результате обучения
студент должен приобрести следующие умения:
·
проведения социологических (в том
числе, мониторинговых) исследований трудовой мотивации;
·
исследования социально-психологических
причин, влияющих на трудовое поведение работников;
·
исследования материальных и
нематериальных методов усиления трудовой мотивации персонала.
![]()
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
|
№ |
Наименование тем |
Количество часов |
|||||||
|
Всего |
Лекции |
Семинар.
занятия |
СРС |
||||||
|
спец. |
маг. |
спец. |
маг. |
спец. |
маг. |
спец. |
маг. |
||
|
1. |
Мотивация персонала как составляющая рыночных отношений: эволюция и современные
проблемы |
14 |
9 |
2 |
2 |
2 |
- |
10 |
7 |
|
2. |
Теория и системы мотивации |
14 |
12 |
2 |
4 |
2 |
- |
10 |
8 |
|
3. |
Комплексный подход к управлению трудовой мотивацией |
14 |
12 |
2 |
4 |
2 |
- |
10 |
8 |
|
4. |
Реформа отношений собственности в контексте трудовой мотивации |
12 |
9 |
2 |
4 |
- |
- |
10 |
7 |
|
5. |
Материальное стимулирование персонала |
14 |
12 |
2 |
4 |
2 |
- |
10 |
8 |
|
6. |
Методы нематериальной мотивации трудовой деятельности |
14 |
11 |
2 |
4 |
2 |
- |
10 |
7 |
|
7. |
Социально-психологические аспекты усиления трудовой мотивации |
14 |
12 |
2 |
4 |
2 |
- |
10 |
8 |
|
8. |
Контроль и оценка эффективной деятельности в системе мотивации труда |
14 |
9 |
2 |
4 |
2 |
- |
10 |
7 |
|
9. |
Мотивация развития предпринимательской деятельности работников |
- |
9 |
- |
2 |
- |
- |
- |
7 |
|
10. |
Зарубежный опыт управления мотивацией персонала |
14 |
9 |
2 |
2 |
2 |
- |
10 |
7 |
|
ВСЕГО |
124 |
104 |
18 |
34 |
16 |
- |
90 |
74 |
|
![]()
Особенности экономики Украины в современный период. Понятие мотивации применительно
к управлению предприятием. Проблемы мотивации персонала в условиях рыночных
отношений.
Трудовая мотивация и трудовой потенциал работников. Труд как основа
экономических явлений.
Мотивирование творческого, высокопрофессионального труда, инициативного
и инновационного подходов к трудовой деятельности.
Сущность категории “интерес”, “потребность”, “стимул” в контексте
трудовой мотивации. Варианты классификаций потребностей (по А.Маслоу,
И.В.Бестужеву-Ладе, Алдерферу
и др.). Интерес как конкретное выражение осознанных потребностей. Классификация
интересов по содержанию, уровню действенности, направленности и сфере
распространения. Общественные и личные интересы. Схема развития экономических и
социальных интересов.
Основные типа мотивации персонала и структура мотивационной сферы человека. Трудовые мотивационные типы.
Сущность понятия “ценность”. Трудовые ценности. Ценностные ориентации.
Значимость и иерархия трудовых ценностей для конкретных групп работников.
Содержательные теории мотивации: теории А.Маслоу,
Х.Хекгаузена, Д.Мак-Клелланда.
Процессуальные теории мотивации: теории валентности-инструментальности
ожидания, модель мотивации Портера-Лоулера и др.
Законы поведения человека: общие, законы инерционности, связи со
средой, социально-психологические и биопсихические законы. Анализ систем
мотивации труда. Концепция обогащения труда: общие направления и частные
методы. Особенности использования концепции обогащения труда в Украине.
Законы поведения, определяющие трудовую деятельность работников.
Трудовая мотивация как составной элемент проблемы управления.
Регулирование мотивации труда на макро- и микроуровнях.
Усиление роли государства в решении проблем трудовой мотивации. Необходимость
разработки действенного мотивационного механизма на микроуровне.
Организационно-экономические
регуляторы трудовой мотивации: совершенствование методов управления
производством, повышение конкурентоспособности продукции, улучшение условий
труда, содействие развитию творческого соперничества.
Социально-психологические методы управления мотивацией персонала:
обеспечение трудовому коллективу реального права выбора форм собственности,
развитие производственной демократии, участие работников в управлении
производством, социальная поддержка работников, создание условий для
профессионального роста.
Административно-правовые методы регулирования трудовой мотивации:
обеспечение социальных гарантий и прав
человека в соответствии с ратифицированными международными нормами, соблюдение
национального законодательства по экономическим вопросам и т.д.
Практические подходы к разработке комплексных систем управления
мотивацией персонала. Модели усиления трудовой мотивации М.Воейкова,
В.Герчикова, С. Посоховой,
В.Коростелева, М.Семикиной.
Мотивационный мониторинг.
Этапы реформирования отношений собственности в Украине. Понятия
«разгосударствление» и «приватизация». Ошибки, допущенные в первый период
трансформации государственной собственности.
Мотивационная составляющая процесса приватизации. Особенности «партисипативного» управления. Участие работников во
владении собственностью, в прибылях и управлении производством.
Модель формирования позитивного мотивационного эффекта приватизации
крупного промышленного предприятия.
Опыт усиления трудовой мотивации персонала передовых зарубежных и
отечественных предприятий.
Проблемы оплаты труда работников в условиях рыночных преобразований.
Сущность, функции и организация заработной платы на предприятиях.
Компоненты тарифной системы: тарифные сетки, тарифные ставки. Должностные
оклады, тарифно-квалификационный справочник профессий работников, надбавки и
доплаты к заработной плате.
Формы и системы заработной платы. Структура зарплаты: основная,
дополнительная заработная плата, поощрительные и компенсационные выплаты.
Сущность премирования. Классификация систем премирования. Методы,
повышающие эффективность стимулирования трудовой деятельности.
Приоритетные задачи в сфере реформирования оплаты труда в Украине.
Обобщение практического опыта эффективного решения проблемы оплаты и
стимулирования труда работников ведущих отечественных предприятий. Оценка
зарубежного опыта материальной мотивации и возможности его использования в
Украине.
Сущность нематериальных методов мотивации персонала. Организационные и
социально-психологические методы мотивации.
Развитие персонала как элемент работы в области нематериального
стимулирования работников. Карьерный рост. Мотивация перспективой. Гуманизация труда. Развитие трудовой состязательности.
Разработка и внедрение принципов корпоративной культуры. Признание заслуг и
отрицательное подкрепление.
Правила управления трудовой мотивацией, связанные с нематериальными
методами воздействия на персонал.
Опыт использования нематериальных стимулов в передовых зарубежных и
отечественных компаниях.
Учет особенностей мотивационных типов работников при формировании
действенной системы трудовой мотивации.
Мотивационные группы и мотивационные типы. Особенности формирования
эффективной трудовой мотивации творческих, одаренных работников. Мотивация субнормативных и ненормативных работников.
Морально-психологические мотивы, приводящие к ненормативному поведению.
Социально-психологические методы мотивации трудовых коллективов.
Иерархия мотивов группы. Факторы, оказывающие влияние на общеколлективную
мотивацию.
Сущность и виды контроля персонала; назначение и принципы его организации.
Оценка результатов деятельности работников в контексте трудовой
мотивации. Сущность и функции оценки.
Внешняя оценка и самооценка. Комплексная, локальная, пролонгированная и
экспрессивная виды оценки. Законы, связанные с оценочной деятельностью человека.
Составляющие оценки: 1) определение ее содержания; 2) выбор методов
оценки; 3) процедуры оценки.
Процедура аттестации персонала. Соревнование в контексте оценки
персонала. Методика рейтинговой оценки. Опыт ведущих отечественных и зарубежных
компаний в области использования метода оценки
персонала при формировании действенного механизма трудовой мотивации.
Характеристика личностных качеств предпринимателей.
Активизация механизмов индивидуального и коллективного предпринимательства.
Типы мотивов предпринимателей. Ценности предпринимательской деятельности.
Модели предпринимательского поведения. Мотивация развития модели бизнеса в
Украине. Факторы, препятствующие развитию предпринимательства в Украине.
Новые подходы к управлению мотивацией персонала на основе использования
«коучинга». Формирование высокой корпоративной
культуры предприятия как элемент трудовой мотивации (опыт отечественных
предприятий – ЗАО «НКМЗ», ОАО «Концерн «Стирол»).
Процессы реформирования современного корпоративного менеджмента и
общемировые тенденций его развития. Приоритетные задачи, предопределяющие выход
из кризиса управления на уровне предприятий, вытекающие из зарубежного опыта и
оценки современной ситуации в Украине.
Системный подход к формированию механизма управления трудовой
мотивацией в условиях развитой экономики (опыт США, Швеции, Японии,
Великобритании и др. развитых стран).
Новые направления создания механизма трудовой мотивации. Опыт функционирования американской модели
акционерной рабочей собственности – Программы ассоциации “ЭСОП”. Обогащение
содержания труда, участие в управлении повышения качества трудовой жизни.
Использование зарубежного опыта управления трудовой мотивацией на
отечественных предприятиях.
![]()
Тема 1. Мотивация персонала как
составляющая рыночных отношений: эволюция и современные проблемы
1. Проблемы трудовой мотивации на современном этапе.
2. Труд как основа экономических явлений. Трудовая
мотивация и трудовой потенциал работников.
3. Мотивирование инновационных подходов к трудовой
деятельности в условиях рынка.
Тема 2. Теория и системы мотивации
1. Потребности и
побуждения. Упрощенная модель мотивации через потребности.
2. Мотивационные характеристики личности.
3. Побудительные мотивы и стимулирование трудовой
деятельности.
4. Теории мотивации:
а) ранние мотивационные теории;
б) содержательные теории;
в) процессуальные теории;
г) современные отечественные теории мотивации.
Тема 3.
Комплексный подход к управлению трудовой мотивацией
1. Законы поведения, определяющие трудовую активность
работников.
2. Теоретические и прикладные разработки по созданию
эффективного мотивационного механизма.
3. Мотивационный мониторинг.
Тема 4.
Реформа отношений собственности в контексте трудовой мотивации
1. Особенности трансформации государственной
собственности в Украине.
2. Мотивационная составляющая процесса приватизации.
Концепция «партисипативного управления».
3. Опыт усиления трудовой мотивации работников передовых
зарубежных и отечественных приватизированных предприятий.
Тема 5. Материальное стимулирование
персонала
1. Оплата труда в условиях рыночных преобразований.
2. Концепция дальнейшего реформирования оплаты труда в
Украине.
3. Опыт совершенствования системы оплаты труда на
отечественных предприятиях (на примере ЗАО «НКМЗ»).
Тема 6.
Методы нематериальной мотивации трудовой деятельности работника
1. Общая характеристика нематериальных методов усиления
трудовой мотивации.
2. Обучение, переподготовка кадров и карьерный рост как
методы воздействия на мотивацию персонала.
3. Корпоративная культура в
системе трудовой мотивации персонала.
Тема 7. Социально-психологические аспекты
усиления трудовой мотивации
1. Мотивирование персонала с учетом мотивационных типов
работников.
2. Мотивация субнормативных и
ненормативных работников.
3. Социально-психологические методы мотивации
коллективов.
Тема 8. Контроль и оценка эффективной
деятельности в системе мотивации труда
1. Сущность, виды и принципы организации контроля.
2. Оценка результатов деятельности работников в контексте
трудовой мотивации.
3. Аттестация и соревнование в контексте оценки
персонала.
4. Методика рейтинговой оценки работников (на примере ЗАО
«НКМЗ»).
Тема 9. Мотивация развития
предпринимательской деятельности работников
1. Социальный облик предпринимателя.
2. Мотивы и ценности предпринимателя.
3. Модели предпринимательского поведения.
Тема 10. Зарубежный опыт управления мотивацией
персонала
1. Общемировые тенденции развития современного корпоративного
менеджмента.
2. Американский опыт мотивации персонала.
3. Тенденции развития японской системы управления трудовой мотивацией.
4. Системы мотивации персонала в странах Западной Европы.
![]()
5. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ
ЗАНЯТИЙ (для специалистов)
Тема 1. Мотивация персонала как
составляющая рыночных отношений: эволюция и современные проблемы
1. Проблемы мотивации персонала отечественных предприятий в условиях
рынка.
2. Труд как основа экономических явлений.
3. Трудовая мотивация и трудовой потенциал работников.
4. Мотивирование творческого труда и инновационной деятельности
работников.
Тема 2. Теория и системы мотивации
1. Основные мотивационные категории: потребности, побуждения, интересы,
цели, ценности.
2. Мотивы и стимулы трудовой деятельности.
3. Ранние мотивационные теории.
4. Содержательные теории мотивации.
5. Процессуальные мотивационные теории.
6. Современные отечественные теории мотивирования персонала.
Тема 3.
Комплексный подход к управлению трудовой мотивацией
1. Законы, регулирующие поведение и трудовую активность работников:
а) общие законы поведения;
б) законы, регулирующие
взаимосвязь с внешней средой;
в) социально-психологические
законы;
г) биопсихические законы.
2. Отечественные разработки в области создания эффективного
мотивационного механизма.
3. Мотивационный мониторинг.
Тема 4. Материальное стимулирование
персонала
1. Проблемы оплаты и стимулирования труда
работников отечественных предприятий.
2. Сущность, функции, формы, системы и
структура заработной платы.
3. Премирование как метод стимулирования
персонала.
4. Концепция дальнейшего реформирования
оплаты труда в Украине.
Тема 5.
Методы нематериальной мотивации трудовой деятельности работника
1. Общая характеристика организационных и
социально-психологических методов мотивации.
2. Развитие персонала как метод
нематериальной мотивации.
3. Карьерный рост и мотивация персонала.
4. Корпоративная культура в контексте
трудовой мотивации.
Тема 6. Социально-психологические
аспекты усиления трудовой мотивации
1. Мотивационные типы работников и формы их
трудового поведения.
2. Мотивация творческих и талантливых
работников.
3. Особенности работы с субнормативными
и ненормативными работниками.
4. Социально-психологические методы
мотивации коллективов.
Тема 7. Контроль и оценка эффективной
деятельности в системе мотивации труда
1. Оценка персонала: сущность, виды,
принципы организации.
2. Законы, связанные с оценочной
деятельностью.
3. Аттестация как метод оценки персонала.
4. Опыт использования рейтинговой оценки на
отечественных предприятиях (на примере ЗАО «НКМЗ»).
Тема 8. Зарубежный опыт управления
мотивацией персонала
1. Американский опыт мотивации персонала.
2. Японская система управления трудовой
мотивацией.
3. Трудовая мотивация в странах Западной
Европы.
![]()
6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа студентов над курсом включает проработку
прослушанного лекционного материала, подготовку к выступлениям на семинарских
занятиях (специалисты), изучение рекомендуемой литературы с конспектированием
необходимых разделов книг и журналов (в том числе, иностранных), написание
рефератов, выполнение индивидуальных заданий.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Мотивация труда как составляющая рыночных отношений.
2. Роль мотивации труда в менеджменте персонала.
3. Становление и развитие теории и практики мотивации
труда.
4. Содержательные теории мотивации и их роль в
менеджменте персонала.
5. Трудовая мотивация в системе корпоративного
менеджмента: проблемы и пути
совершенствования.
6. Процессуальные теории мотивации и их роль в
менеджменте персонала.
7. Организация оплаты труда в условиях рыночной
экономики.
8. Инвестиции в развитие персонала предприятия:
мотивационные аспекты.
9. Формы и системы заработной платы и их роль в мотивации
труда.
10. Тарифная система и ее место в мотивационном механизме.
11. Оптимизация структуры заработной платы.
12. Выбор и обоснование показателей и нормативов
премирования.
13. Выбор форм и системе оплаты труда работников.
14. Особенности оплаты и мотивации труда на акционерных
предприятиях.
15. Контрактная форма найма и оплаты труда и ее
мотивирующая роль.
16. Нетрадиционные методы материального стимулирования.
17. Гуманизация труда и ее роль в мотивации.
18. Зарубежный опыт усиления трудовой мотивации.
19. Демократизация управления и привлечение работников к
управлению производством.
20. Оценка персонала как элемент мотивации труда.
21. Особенности оценки специалистов.
22. Реформирование системы обучения и переподготовки
кадров в Украине.
23. Зарубежный опыт создания корпоративной культуры.
24. Опыт создания корпоративной культуры на отечественных
предприятиях (на примере ЗАО “НКМЗ”).
25. Значение коллективного договора в усилении трудовой
мотивации.
26. Развитие технического творчества работников как фактор
усиления мотивации труда.
27. Предпринимательская деятельность в Украине в контексте
трудовой мотивации.
28. Коучинг как новый стиль менеджмента.
29. Самомотивация в системе коучинга.
30. Система мотивации работников в торговых компаниях.
31. Стратегия всеобщего контроля качества внутрифирменного
обучения в японских фирмах.
Индивидуальные задания оформляются в соответствии с требованиями (набираются
на компьютере) и защищаются в индивидуальном порядке.
Задание 1. Разработать
структуру развернутой анкеты по изучению трудовой мотивации работников крупного
промышленного предприятия с указанием названий блоков вопросов и расшифровкой
их содержания.
Задание 2. Разработать анкету
по изучению трудовой мотивации персонала предприятия.
Задание 3. Провести исследование мотивационной
сферы учащихся вашей группы в соответствии с Методикой измерения мотивации
достижения успехов и избегания неудач (см. Р.С.Немов
«Психология». – М.: Владос, 1995. – Т.3. – С.370-375).
Задание 4. Разработать анкету
по изучению потребностей работников промышленного предприятия в социальной
защите.
Задание 5. Изучить систему внутренних мотивов и
потребностей учащихся вашей группы в соответствии с методикой «Потребности
человека» (К.Бордунос, Т.Дзгоев. Материалы бизнес-тренинга
«Технологии увеличения продаж»).
Задание 6. Исследовать соционические подходы к мотивации труда. Разработать
основные мотиваторы в соответствии с соционическими типами личности. Для выполнения задания
рекомендуется использовать следующие источники:
1. Беляев С. Что мотивирует украинских
менеджеров// Управление персоналом: Украина. – 2005. - №11(146) – С. 63 – 64.
2. Варданян И.С. Исследование системы управления
мотивацией персонала // Управление персоналом. – 2005. - №15(121) – С.58-63.
3. Дон Фуллер. Управляй или подчиняйся.
Проверенная техника эффективного менеджмента. Пособие для школ бизнеса. – Фонд
«За экономическую грамотность». – М., 1998. – 287 с.
4. Иванов И.В. Соционика и мотивация труда //
Управление персоналом. – 2005. - №18(124) – С.44-47.
5. Практическая психодиагностика. Методика и тесты /
Под ред. Д.Я. Райгородского. Изд.дом «Бархат»,
1998. – 672 с.
6. Синько О.
Ключ к сердцу – соционика. – К.: Доверие,
1991. – 79 с.
Задание 7. Вы приняты в бизнес-структуру, где до этого не
было специалиста, занимающегося проблемами трудовой мотивации. Предложите
основные направления работы, связанные с исследованием и усилением мотивации к труду работников данной
структуры (тип бизнес-структуры выбрать
самостоятельно).
Задание 8. Разработать
краткие варианты анкеты для мониторинговых исследований трудовой мотивации
персонала крупного промышленного предприятия (5-6 анкет).
![]()
7.
ИНДИВИДУАЛЬНО-КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА
|
Виды
индивидуально-консультативной работы |
Сроки |
|
Индивидуальные занятия |
1 раз в неделю |
|
Консультации |
1 раз в 2 недели |
|
Проверка выполнения индивидуальных заданий |
В течение семестра |
![]()
8.
МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Для активизации учебно-познавательной деятельности
студентов при изучении дисциплины используются проблемные лекции,
семинары-дискуссии, работа в малых группах, мозговые атаки, кейсы, ролевые
игры.
Кейс-технологии активного обучения (метод
анализа ситуации)
Ситуационное упражнение по теории
мотивации:
Цели:
·
оценить достижения различных теорий
мотивации;
·
выяснить решения, которые могут быть
приняты менеджерами для мотивации персонала;
·
применить принципы мотивации при
выработке конкретных решений.
Что нужно знать для выполнения задания. Для того, чтобы
менеджер принял удачное решение необходимо правильно проанализировать ситуацию
с учетом основных характеристик и ключевых положений содержательных теорий
мотивации.
А.Маслоу: мотивация включает в себя
удовлетворение потребностей в иерархическом порядке.
Ф.Герцберг: некоторые факторы работы по своей
сути способны вызывать внутреннее удовлетворение и мотивировать индивидов.
Внешние условия в контексте работы:
·
вознаграждение (зарплата);
·
гарантии рабочего места;
·
условия труда;
·
статус;
·
деятельность компании;
·
качество руководства;
·
качество взаимоотношений с
коллегами, начальством, подчиненными.
Внутренние условия, связанные с содержанием
трудового процесса:
·
достижение;
·
признание;
·
ответственность;
·
продвижение по службе;
·
собственно работа, ее сложность;
·
творческий потенциал;
·
возможность роста.
Д.Макклеланд: стимулы приобретаются из окружающей
индивида культуры (потребности власти, успеха и причастности).
К.Альдерфер: в дополнение к прогрессивному
процессу удовлетворения потребностей, предложенному А.Маслоу,
действует регрессивный процесс, связанный с разочарованием (неудовлетворением
потребностей), а также для человека важны: рост (личный, творческий или
производственный вклад индивида), родственность (значимые общественные и
межличностные отношения), существование (еда, воздух, зарплата, условия
работы).
Ситуация
На основе ознакомления с четырьмя теориями
мотивации проанализируйте ситуацию, в которую попала Александра Николаевна,
начальник проектного отдела в большой строительной компании. Она отвечает за
разработку проектов, адекватных требованиям заказчиков, за контроль затрат и развитие
своих подчиненных. Ей подчиняются 20 мужчин и 8 женщин. Все они имеют, по
крайней мере, 8 лет производственного стажа и дипломы о среднем техническом
образовании. У Александры Николаевны есть диплом о высшем образовании, но она
всего 1 год работает по специальности.
Основная проблема Александры Николаевны –
отсутствие уважения и поддержки подчиненных и снижение, в связи с этим, ее
собственной трудовой мотивации. Она обдумывает возможные действия, которые
побудили бы ее подчиненных оказывать ей большее уважение и своевременно
откликаться на ее требования и распоряжения.
Задание: каждая подгруппа студентов должна разработать
мотивационный план для Александры Николаевны.
При разработке плана необходимо использовать
принципы содержательных теорий мотивации. После 30 минут работы лидер каждой
подгруппы должен представить разработанный план, который обсуждается в ходе
дискуссии.
Кейс-стадии для традиционного анализа
ситуации
Учебные цели:
·
научить студентов всестороннему
анализу управленческих и социально-психологических ситуаций;
·
добиться понимания того, каким
образом теоретические знания работают на практике;
·
научить студентов принимать решения
с учетом человеческого фактора;
·
развить коммуникативный потенциал
участников анализа ситуации.
Ситуация 1
В практике бизнеса все чаще используют для
мотивации персонала «гибкие» графики и льготный рабочий режим.
Вопрос: если бы Вы были руководителем, то
каким образом организовали бы контроль за количеством и результатами труда
сотрудников, в также за количеством фактически отработанного времени?
Ситуация 2
Руководитель отдела кредитования одного из банков
Н.П. поняла, что за ежедневной «текучкой» начинает упускать из виду важные
проблемы. В связи с этим было принято решения о введении штатной единицы ее
заместителя.
Круг потенциальных кандидатов быстро сузился до
двух сотрудниц. Первой была давняя подруга Н.П., Светлана. Когда-то они вместе
учились в академии, жили в общежитии, делили и горе, и радость. До сих пор у
них сохранились прекрасные отношения, хотя Светлана работает
в подчинении Н.П. Она исполнительна, добросовестна, обладает достаточной
квалификацией. Однако творческой жилки ей явно не хватает.
Другой кандидатурой на должность заместителя
является молодая сотрудница Татьяна. Обладая острым умом и творческой жилкой,
будучи чрезвычайно динамичной, она быстро стала одним из наиболее
квалифицированных работников. неоднократно
Татьяна предлагала Н.П. оригинальные решения возникающих проблем. Однако ей
всегда не хватало усидчивости.
Вопрос: кому, по Вашему мнению, следует
отдать предпочтение? Объясните свое решение, «взвешивая» достоинства и
недостатки каждой кандидатуры и связывая последствия принятого решения с
воздействием на трудовую мотивацию каждой из работниц.
Ситуации-кейсы
Учебные цели:
·
научить студентов принимать решения
в условиях неполной информации;
·
научить их пониманию, что каждый
менеджер при принятии решений исходит из своих ценностных ориентаций и
руководствуется своими мотивами;
·
расширить прогностический потенциал
студентов, научить их анализировать последствия принимаемых решений.
Кейс 1
Однажды Вы оказались участником дискуссии
нескольких руководителей производства о том, как лучше общаться с подчиненными и
лучше их мотивировать. Было высказано несколько точек зрения:
·
чтобы подчиненный хорошо работал,
нужно подходить к нему индивидуально, учитывая особенности его личности;
·
все это мелочи. Главное в оценке
людей – это их деловые качества, исполнительность. Каждый должен делать то, что
ему положено;
·
я считаю, что успеха в руководстве
можно добиться лишь в том случае, если подчиненные доверяют своему
руководителю, уважают его;
·
это правильно, но все же лучшими
стимулами являются приличная зарплата, заслуженная премия.
Ваше мнение: Какая из этих точек зрения ближе
Вам?
Кейс 2
В самый напряженный период завершения
производственной программы один из сотрудников Вашего коллектива заболел.
Каждый из подчиненных занят выполнением своей работы. Работа отсутствующего
также должна быть выполнена в срок.
Вопрос: как мотивировать подчиненных к
выполнению дополнительной работы?
Выберите вариант Ваших возможных действий или
предложите свое решение:
·
посмотрите, кто из сотрудников менее
загружен и распорядитесь: «Возьмите эту работу и завершите ее»;
·
предложите коллективу: «Давайте
вместе подумаем, как выйти из положения»;
·
попросите членов актива высказать
свои предложения, затем обсудите их с членами коллектива и самостоятельно
примите окончательное решение;
·
вызовите к себе самого опытного и
надежного работника и попросите его выручить коллектив, выполнив работу
отсутствующего;
·
самостоятельно выполните работу отсутствующего.
СИТУАЦИОННО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Цели:
·
научить студентов дифференцировано
общаться с подчиненными, учитывая их индивидуально-психологические особенности;
·
развивать у студентов навыки
конструктивной беседы.
Ролевая игра «Аттестация»
Инструкция:
Вы – менеджер ведущего подразделения организации, а в данный момент -
председатель аттестационной комиссии. Накануне аттестации в неофициальной
беседе с руководителем организации, в которой Вы работаете, было высказано
пожелание «отрицательно аттестовать» старшего научного сотрудника из
консалтингового отдела Марию Семеновну Крюкову и одновременно было сказано, что
у вас, наконец, появилась возможность занять должность заместителя по
организационным вопросам.
Вы давно знаете Крюкову как инициативного, творческого специалиста. Вы с
ней вместе учились в институте и у Вас с ней давние дружеские отношения.
Объективных претензий, позволяющих ее уволить, нет.
Ваши действия?
Задание. Разыграйте
варианты действий несколькими парами. Проанализируйте поведение участников и
принятое в каждой паре решение.
Ситуация для разыгрывания в ролях «Несостоявшееся награждение»
В канун праздника начальник отдела представил к поощрению нескольких лучших
сотрудников, в том числе, Васильева. Все они были предупреждены о необходимости
прийти на собрание, на котором им должны вручить грамоты и денежные премии.
Наградили всех, кроме Васильева. Его фамилия не прозвучала. Он встал и
ушел, не дожидаясь окончания собрания.
На следующее утро, не успев разобраться в причине недоразумения, Вы
сталкиваетесь с Васильевым в коридоре.
Задание: разыграйте
ситуацию, проанализируйте состоявшийся разговор. Каковы Ваши дальнейшие
действия?
Примечание: в данной ситуации недоразумение могло возникнуть из-за ошибки секретаря,
пропустившей фамилию Васильева при подготовке списка.
![]()
9. СИСТЕМА ТЕКУЩЕГО, МОДУЛЬНОГО
И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
|
Название модуля/недели учебного семестра |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
МК |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
МК |
|
Итоговый модуль 1 Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5 Форма контролю СРС |
|
|
|
|
Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговый модуль 2 Тема 6 Тема 7 Тема 8 Тема 9 Тема 10 Форма контролю СРС |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Х |
|
|
|
График проведение промежуточного контроля:
Модульный контроль № 1 - 10-я неделя
Модульный контроль № 2 - 19-я неделя
Структура интегральной оценки по курсу
|
Модуль 1 |
Модуль 2 |
Дополнительные формы |
Экзамен |
S |
||||||||
|
15% |
15% |
20% |
50% |
100% |
||||||||
|
Т1 |
Т2 |
Т3 |
Т4 |
Т5 |
Т6 |
Т7 |
Т8 |
Т9 |
Т10 |
|
|
|
|
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
|
|
![]()
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ,
ОХВАТЫВАЮЩИЙ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
МОДУЛЯ
1. Проблемы трудовой мотивации
персонала в условиях рыночных отношений.
2. Труд как основа экономических
явлений. Трудовая мотивация и трудовой потенциал работников.
3. Потребности и побуждения.
Упрощенная модель мотивации через потребности.
4. Мотивационные характеристики
личности (интересы, ценности, убеждения, идеалы, цели).
5. Ранние мотивационные теории.
6. Общая характеристика
содержательных и мотивационных теорий мотивации.
7. Теории иерархии
потребностей А.Маслоу и К.Альдерфера.
8. Теория мотивации Д.Макклеланда.
9. Мотивационно-гигиеническая модель
Ф.Герцберга.
10. Теория пяти ядерных факторов Хакмана и Олдхема.
11. Теории валентности-инструментальности
ожиданий.
12. Теория справедливости С.Адамса.
13. Комплексная теория мотивации
Л.Портера – Э.Лоулера.
14. Теория трудовой мотивации Д.Аткинсона.
15. Теория подкрепления Скиннера.
16. Законы поведения, определяющие
трудовую активность работников.
17. Современные подходы к созданию
модели эффективного мотивационного механизма.
18. Мотивационный мониторинг.
19. Особенности трансформации
государственной собственности в Украине. Понятия «разгосударствление» и
«приватизация».
20. Концепция «партисипативного
управления».
21. Модель формирования позитивного
мотивационного эффекта приватизации крупного промышленного предприятия.
22. Сущность, функции и организация
заработной платы на предприятиях. Компоненты тарифной системы.
23. Формы, системы и структура
заработной платы.
24. Премирование: сущность,
классификация, особенности стимулирования трудовой деятельности в современных
условиях.
25. Сущность нематериальных методов
мотивации персонала. Общая характеристика организационных и
социально-психологических методов трудовой мотивации.
26. Развитие персонала как элемент
работы в области нематериального стимулирования работников. Карьерный рост и
мотивация перспективой.
27. Развитие трудовой
состязательности в контексте усиления трудовой мотивации.
28. Разработка и внедрение принципов
корпоративной культуры как компонент системы трудовой мотивации.
29. Правила управления трудовой
мотивацией, связанные с нематериальными методами воздействия на персонал.
30. Особенности мотивационных типов
работников и их учет при использовании методов мотивации.
31. Социально-психологические методы
мотивации трудовых коллективов.
32. Сущность и виды контроля
персонала. Назначение контроля и принципы его организации.
33. Оценка результатов деятельности
работников в контексте трудовой мотивации.
34. Сущность, функции и виды оценки
персонала.
35. Особенности процедуры аттестации
персонала.
36. Методика рейтинговой оценки
персонала (на примере ЗАО «НКМЗ»).
37. Составляющие оценки персонала
(определение ее содержания, выбор методов оценки, процедуры оценки).
38. Социальная защита в контексте
проблем трудовой мотивации.
39. Особенности управления мотивацией
персонала в контексте инновационного развития предприятия.
40. Мотивация развития
предпринимательской деятельности работников.
41. Типы мотивов предпринимателей.
Ценности предпринимательской деятельности и модели предпринимательского
поведения.
42. Американский опыт управления
трудовой мотивацией персонала.
43. Опыт функционирования
американской модели акционерной рабочей собственности – Программы ассоциации
«ЭСОП».
44. Системы мотивации и
стимулирования труда, действующие в компании «IBM».
45. Характеристика традиционной
японской модели управления трудом и мотивацией персонала.
46. Традиционная японская модель
управления трудом и мотивации персонала. Мотивационный эффект функционирования
«кружков качества».
47. Системы мотивации персонала в
Великобритании.
48. Особенности мотивации персонала в
странах Западной Европы (Франции, Швеции, Германии).
49. Управление трудовой мотивацией в
Нидерландах.
50. Новые методы управления
мотивацией персонала на основе использования коучинга.
51. Новые формы управления трудом и
мотивацией персонала Японии.
![]()
Примеры типичных
заданий модульного и итогового контроля (с указанием веса структурных элементов
контрольных заданий).
Модульный контроль № 1
Пример задания:
1. Проблемы трудовой мотивации персонала в
условиях рыночных отношений – 30%.
2. Комплексная теория мотивации Л.Портера – Э.Лоулера – 40%.
3. Мотивационный мониторинг – 30%.
Итоговый контроль:
Пример задания:
1. Особенности процедуры аттестации персонала –
30%.
2. Характеристика традиционной японской модели
управления трудом и мотивацией персонала – 30%.
3. Современные подходы к созданию модели
эффективного мотивационного механизма – 40%.
Критерии оценки
знаний
90-100
баллов – «отлично» – студент дал правильный исчерпывающий ответ на поставленный
вопросы, при этом показал высокое знание понятийного аппарата и литературных
источников, умение анализировать фактический материал и статистическую
информацию, аргументировать свое отношение к соответствующим категориям,
зависимостям и явлениям, умеет креативно мыслить.
75-89 баллов –
«хорошо» – студент в целом ответил на поставленные вопросы, но не смог
убедительно аргументировать свой ответ, ошибся в использовании понятийного
материала. Задание выполнено, однако имеются незначительные замечания по логике
изложения материала.
50-74 баллов –
«удовлетворительно» – студент дал неполный ответ, уклонился от
аргументирования, показал неудовлетворительное знание понятийного аппарата и
литературных источников. Задание в целом выполнено, предоставлено своевременно,
однако имеют место отдельные замечания: часть информации отсутствует или она
противоречива, оформление задания
удовлетворительное.
1-49 баллов –
«неудовлетворительно» – студент дал неправильный ответ на вопрос или вообще
ничего не ответил, при проведении контроля использовал запрещенные источники, подсказки. Задание выполнено не в полном объеме, отсутствует основная
информация или она недостоверна, устаревшая, задание оформлено с существенными
нарушениями стандартов, предоставлено несвоевременно.
Оценка модуля состоит из оценок
по следующим видам работ:
позитивный состав двух итоговых модулей составляет 30% общей оценки модуля;
дополнительные формы – 20%
экзамен - 50%.
![]()
10. РЕКОМЕНДОВАННАЯ
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Афонин А.С. Основы мотивации труда:
Организационно-экономические аспекты: Учебн.пособие. – К.: МЗУУП, 1994. – 304 с.
2. Дмитренко Г.А., Шарапатова
Е.А., Максименко Т.М. Мотивация и оценка
персонала. – К.: МАУП, 2001.
3. Еськов А.Л., Бунтовская Л.Л. Мотивация труда в системе
корпоративного менеджмента. – К.: Наук. світ,
2003. – 73 с.
4. Еськов А.Л. Мотивационный механизм в системе корпоративного
менеджмента: проблемы и решения: Монография / НАН Украины. – Ин-т экон.пром-ти.
– Донецк, 2005. – 390 с.
5. Колот А.М. Мотивація персоналу: Підручник. – К.: КНЕУ, 2002. – 337
с.
6. Лукьянченко Н.Д., Бунтовская Л.Л.
Мотивация труда. – Донецк: ДонНУ, 2003. – 324 с.
7. Панков В.А. Управление стоимостью наукоемкого машиностроительного
предприятия: теория и практика. – К.: Наук.думка,
2003. – 424 с.
8. Панфилова А.Н., Громова Л.А.,
Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное
руководство по кейс-технологиям. – С-Пб: Питер, 2004.
– 240 с.
9. Скударь Г. М. Управление
конкурентоспособностью крупного акционерного общества: проблемы и решения. –
К.: Наук.думка, 1999. – 496
с.
10. Сладкевич В.П. Мотивационный менеджмент:
Курс лекций. – К.: МАУП, 2001. – 168 с.
11. Тимошенко И., Соснин А. Мотивация личности и человеческих ресурсов.
– К.: Изд. Европ. Ун-та, 2002. – 576 с.
12. Уткин Э.А.
Основы мотивационного менеджмента. – М.: Тандем, 2000. – 352 с.
Дополнительная
1. Вилюнас В.К. Психологические механизмы
мотивации человека. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. –
228 с.
2. Дмитренко Г.А. Стратегический менеджмент: целевое
управление персоналом организаций: Учебн. пособие. –
К.: МАУП, 2002. – 192 с.
3. Еськов А.Л, Гуманизация труда и
производства в постиндустриальном обществе. – К.: Наук. світ,
2003. – 55 с.
4. Еськов А.Л. Корпоративная культура: теория и практика. – К.: Наук. світ,
2004. – 66 с.
5. Мамутов
В.К., Скударь Г.М., Панков В.А. и др. Развитие
производственной и представительных форм экономической демократии: опыт и
проблемы. – Донецк: ИЭПИ НАН Украины, 1998. – 92 с.
6. Приватизационные процессы в Украине / Материалы Круглого стола, 21
апр.
7. Скударь Г.М., Панков В.А., Еськов А.Л.,
Орлова Н.А. и др. Мотивация к труду в условиях перехода к рынку. – К.: Техніка, 1995. – 116 с.
8. Скударь Г.М., Панков В.А., Еськов А.Л. и
др. Социальная стратегия акционерного общества в условиях становления рыночных
отношений. – К.: Техника, 1998. – 112 с.
9. Скударь Г.М., Панков В.А. Управление
инновационным развитием предприятия в XXI веке (на примере ЗАО «НКМЗ»). –
Краматорск: ЗАО «НКМЗ». – 34 с.
10. Хает Г.Л., Еськов А.Л., Хает Л.Г. и др. Корпоративная культура:
аспекты управления. – Донецк: Донбасс, 2003. – 400 с.