Тема 12
Подбор и обучение руководящих кадров

1. Проблемы подготовки и переподготовки руководящих кадров

2. Подбор управленческих кадров

3. Типология карьеры руководителя

4. Развитие профессиональных знаний руководителя

Литература к теме

Проблемы подготовки и переподготовки руководящих кадров

Условия рыночной экономики требуют от руководителя новых знаний и особых подходов к управлению, что обусловливает необходимость формирования специальной системы их подготовки и переподготовки.

Сегодня обучение управляющих и их резерва ведется в 3-х направлениях:

  1. Начальная профессиональная подготовка в вузах и специализированных учебных заведениях по подготовке специалистов в области управления персоналом
  2. Переподготовка дипломированных специалистов на специализированных отделениях и факультетах при высших учебных заведениях.
  3. Постоянная квалификационная учеба в отраслевых и региональных системах повышения квалификации специалистов, а также непосредственно на производстве.

Работа в области создания новой действенной системы подготовки и переподготовки управляющих кадров только начинается. Существующая система не является достаточно эффективной в силу ряда обстоятельств: недостаточно внимания к этому вопросу, дефицита средств на обучение, знаний в этой области и т.п.

Опыт трудовых зарубежных фирм и корпораций показывает, что вложенные средства и потраченное на обучение время с лихвой оправдывают себя. Именно поэтому, например, в компании "Дженерал Моторз" вопросам подготовки и переподготовки управляющих уделяют около половины того времени, которое занимает решение вопросов производства.

В "Форде", как и многих других концернах, ежегодно для каждого управляющего разрабатывается специальный план повышения квалификации.

В настоящее время в западных странах практикуется ансамблевая система подготовки руководителей, которая заключается в том, что в одной группе могут заниматься управленцы разных уровней управления.

Во многих зарубежных фирмах для каждого ответственного руководителя всегда готовится для замены как минимум два человека: один - готовый немедленно приступить к работе, если этого потребуют обстоятельства и другой, который будет подготовлен в течение ближайших двух лет.

В Японии уделяет большое внимание вопросам переподготовки руководящих кадров. Во многих школах переподготовки менеджеру прикалывают на пиджак “ленточки позора” (их может быть до 17 - по количеству экзаменов, которые предстоит сдать. Ленточки откалывают по мере сдачи экзаменов.

Весьма перспективным направлением в последнее время стало создание собственных учебных центров на предприятиях и в крупных фирмах. Так программа корпорации “Крайслер” предусматривает три года обучения в вузе и два - в учебном центре.

Не ослабевает внимание к проблемам подготовки управленческих кадров в Германии, Великобритании, США, Швеции и других странах с высокоразвитой рыночной экономикой.

В Западной Европе в настоящее время функционирует более 200 Центров обучения специалистов по управлению.

Интересный опыт подготовки кадров имеет ЗАО “НКМЗ”, на котором была создана и в настоящий период активно функционирует постоянно действующая система производственно-экономического обучения кадров. Общее руководство этой работой осуществляет правление акционерного общества. Участвуют в этом процессе ученые и преподаватели вузов. С целью ускоренной адаптации к работе в рыночных условиях системой обучения охвачены все первые руководители цехов, цеховой персонал, а также руководители профсоюзных комитетов производственных структурных подразделений. Это обеспечило единый подход и адекватное понимание проблем перехода к новым условиям хозяйствования в рыночных отношениях и дала возможность методически подготовить руководителей и специалистов к проведению занятий непосредственно в коллективах.

С 1994 г. в ЗАО “НКМЗ” ежегодно проводится обучение и проверка знаний руководителей и их резерва по вопросам стратегического планирования и управления.

Использование передового зарубежного и отечественного опыта с учетом специфических условий хозяйствования Украины будет способствовать созданию действенной системы подготовки и переподготовки управленческих кадров.

Подбор управленческих кадров

Грамотный подбор управленческих кадров во многом определяет эффективность деятельности организации. Поэтому этой проблеме следует уделять особое внимание.

Что такое профессиональный подбор кадров?

С одной стороны, имеется должность руководителя, для которой характерны такие составляющие как права, обязанности, ответственность, требования к уровню знаний, умений кандидата, его стажу, полу, возрасту. Все это называют описанием должности или профессиограммой. Описание психологических особенностей человека, необходимых для выполнения данной работы, составляет часть профессиограммы и называется психологическим профилем работника.

С другой стороны, имеются кандидаты, каждый из которых имеет свой уровень знаний, умений и свои социально-демографические и социально-психологические характеристики. Уровень знаний и умений представляет собой квалификационную характеристику (КХ) потенциального руководителя, а из описания психологических особенностей данного кандидата складывается психологический профиль личности.

Главная проблема заключается в том, чтобы применительно к данной должности выявить КХ конкретного кандидата и его психологический профиль. Это производится с помощью различных форм, методов, процедур и называется подбором кадров. Другими словами, нужно соотнести описание должности с описанием кандидата.

При социально-психологическом исследовании личности кандидата в руководители целесообразно использовать следующие методы: наблюдение, анкетирование, биографический метод, групповую оценку личности, интервьюирование, беседы, тестирование.

Для выяснения профессиональных интересов и наклонностей человека используют дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова

При изучении кандидата в резерв управляющих применяются также такие практические методы как: стажировка, дублерство, замещение отсутствующего руководителя на время его болезни, командировки и т.п.).

Представляет интерес система подбора управляющих кадров в Японии.

Как правило, на руководящую должность с улицы на фирмах Японии людей не принимают, кадровые службы начинают работу со специалистами, когда они еще учатся в университетах, специалист выделяет молодых людей, проявляющих определенные способности, которые могут быть использованы в деле развития фирмы. Их приглашают на лекции по истории предприятия, динамике развития фирмы и др. (например, на день качества и т.п.)

Проблема подбора управленческих кадров в настоящий период в странах СНГ является весьма актуальной. Создание действующей системы грамотного отбора кадров обеспечит устойчивое развитие предприятий в условиях штатной конкуренции.

Типология карьеры руководителя

В последнее время возможности для профессионального роста расширились для всех, но особенно для руководителей, отличающихся активностью, приспособляемостью, способностью к обучению.

Классификация управленческих карьер во всем мире осуществляется по четырем показателям:

I. Скорость продвижения по “этажам” системы управления;

П. Последовательность занимаемых должностей. Скорость продвижения может быть обеспечена быстрым и успешным освоением управленческой деятельности на каждом из уровней или пропуском нескольких ступеней;

Ш. Перспективная ориентация, включающая ориентацию на:

вышестоящие должности;
сохранение занимаемой позиции;
борьбу за ее удержание.

IV. Личностный смысл должностного продвижения. Целями его могут быть самореализация, личное обогащение, самоутверждение, власть, решение сложных проблем в общечеловеческом масштабе.

Однако эта общепринятая классификация типов карьер оказалась весьма неполной в наших условиях.

Для стран СНГ можно выделить, по крайней мере, 8 типов карьеры, которые в значительной степени определяют организованное поведение руководителей.

I. Суперавантюрная карьера - предполагает очень высокую скорость должностного продвижения с пропуском значительного числа промежуточных ступеней, а иногда резкое изменение сферы деятельности.

Выделяют два типа суперавантюрных карьер: случайные и совместные.

Случайные - это те карьеры, в основе которых лежит удачное стечение обстоятельств.

Совместная карьера базируется на продвижении с более сильным лидером или обеспечение быстрого продвижения детям, членам семьи, друзьям.

Исторический опыт и статистические данные свидетельствуют о том, что суперавантюрная карьера часто заканчивается крахом.

В странах СНГ отмечается значительное увеличение числа карьер такого типа, что связано с кризисными явлениями в экономике и обществе.

П. Авантюрная карьера определяется пропуском двух должностных уровней при достаточно высокой скорости продвижения или существенных изменениях сфер деятельности.

Увеличение количества авантюрных карьер было связано с широкой компанией выборов руководителей, конкурсами на должности директоров предприятий. В настоящее время рост авантюрных карьер чаще всего обусловлен потребностью части руководителей и предпринимателей в подборе кадров по принципу личной преданности. Наличие в организации, на предприятии более 30% руководителей с авантюрным типом карьеры говорит о потенциальной его нестабильности.

III. Традиционная (линейная) карьера - это постепенное продвижение вверх, иногда с пропуском одной ступени, иногда с непродолжительным понижением в должности. В этом случае скорость продвижения определяется управленческими способностями конкретного человека, особенностями карьеры в отдельных отраслях производства, отчасти проекцией и связями. Традиционная карьера позволяет руководителю овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, накопить достаточный опыт взаимодействия с людьми и воздействия на них. Успешность карьеры во многом определяется особенностями планирования управленческого развития внутри организации.

IV. Последовательно-кризисный тип карьеры характерен для периода революционных преобразований, которые предполагают постоянную адаптацию руководителей к переменам.

Невозможность адаптации ориентирует на борьбу за сохранение занимаемой позиции и личные интересы.

V. Прагматичный (структурный) тип карьеры. Представители этого типа отдают предпочтение наиболее простым способам решения карьерных задач. Для них характерно изменение сферы деятельности в зависимости от социально-экономических, технологических и технических изменений. Перемещение осуществляется в рамках одного и этого же класса управления. Преимущество отдается личным интересам.

VI. Отбывающий тип карьеры. Для каких руководителей карьера завершена. Перемещение вниз маловероятно, а движение вверх невозможно. Основная задача руководителя - удержать занимаемую позицию. Преобладает ориентация на личные интересы.

VII. Преобладающий тип карьеры связывают с "завоеванием мира". Для этого типа карьеры, сходного с авантюрным, характерна высокая скорость должностного продвижения, которое может быть как постепенным, так и скачкообразным. В этом случае карьера строится либо в новой области или сфере производства, либо в ее основе лежит выдающаяся идея.

Это всегда новая позиция в обществе и устремленность в будущее.

VIII. Эволюционная карьера. Должностное продвижение осуществляется вместе с ростом организации. Руководители ориентированы на дальнейшее продвижение и совмещение общественных и личных интересов.

Типология карьер позволяет прогнозировать поведение руководителей.

В странах СНГ в настоящий период характерно сокращение количества отбывающих и стабилизировалось количество прагматичных карьер.

Развитие профессиональных знаний руководителя 

Современный руководитель - профессионал должен постоянно обновлять свои знания. Приобретение, обновление, пополнение и совершенствование знаний и есть их развитие. Что же является источником знаний? Это, прежде всего, образование (какое учебное заведение и когда человек окончил), практическая деятельность, коллеги по работе, различные формы кратковременной учебы - курсы, семинары, разовые программы и т.д.

Чтобы развивать свои знания, требуется, во-первых, преодолеть свою лень, во-вторых, отнестись к себе самокритично и заняться самообучением. Существуют специальные практические техники, способствующие развитию знаний руководителя.

Техника 1. Самооценка, самоанализ того, что:

а) я не знаю, то, что мне нужно знать;
б) я плохо знаю, а следует знать лучше.

Можно взять чистый лист бумаги, разделить его пополам, обозначить левый столбец буквой "А", а правый - "Б" и заполнить таблицу, которая станет основой для действий, направленных на развитие знаний.

Техника 2. Нахождение требуемого источника знаний. Это может быть коллега по работе, специальная литература и т.д.

Техника 3. Производство собственных знаний. По мере накопления знаний "в себе" наступает момент, когда человек начинает производить свои знания "вовне". В этом случае знания можно отдавать другим в роли преподавателя или консультанта.

При этом в силу вступает правило: "Когда учишь кого-то, учишься и сам" или "консультируя других, консультируешь прежде всего себя".

Использование данных техник руководителем является основой для развития им своих профессиональных знаний.

Литература
Крыжко И.Д., Лукьянченко Н.Д. Методика комплексной оценки способностей руководителей промышленных предприятий в предпринимательской деятельности. - Донецк: Мариуполь, 1995. - 70с.
Курс практической психологии / Автор-сост. Р.Р.Катапов. - Ижевск.: Изд-во Удм.ун-та, 1997. - 448с
Методические указания к изучению темы: "Подбор и оценка управленческих кадров" курса "Управление предприятием"/ Сост. Л.Е. Довгань, Л.Г. Зубенко, В.Н.Елтышев. - К.: КПИ, 1990. - 24с.
Нагорская М.Н. Деловые игры и эффективность управления производством. - К.: Наук. думка, 1992. - С-125-135.
Скударь Г.М. Управление конкурентоспособностью крупного акционерного общества. Проблемы и решения. - М.: Наук.думка, 1999. - С.354-414.
Станкин М.И. Психология управления. - М.: Бизнес-школа Интел-Синтез, 1999. - С.302.
Филиппов А.В. Работа с кадрами. - М.: Экономика, 1990. - С.17-29.
Щекин Г.В. Практическая психология менеджмента. - К.: Украина, 1994. - С. 71-75, 80-86, 123-142, 152-157, 170-188, 201-215.

Назад      Далее