В XVII-XVIII вв. в Европе были заложены основы нового
видения человека и общества, становления и развития их жизненных сил. В этот
период возникли предпосылки социально-исторического и духовно-культурного
прозрения, осмысления происходящего с человеком и обществом.
Во время постепенного и длительного умирания феодализма, первых
буржуазных революций и раннего капитализма в Европе по-новому встали вопросы о
том, что же такое общество, по каким законам оно возникает и развивается.
Отвечая на них, мыслители той поры активно использовали идеи предшественников
об обществе как аналоге государства и создали учение об общественном договоре,
призванное раскрыть суть общества.
Первым теоретиком данного направления явился английский
философ-материалист Томас Гоббс (1588-1679). В книге
"Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и
гражданского" (
В связи с этим Т. Гоббс различает естественное, т.е.
догосударственное состояние людей и искусственное. В естественном
состоянии люди равны друг другу в физическом и умственном отношениях, имеют
равные желания, способности и права к захвату одних и тех же вещей. Поэтому
естественное состояние людей – это война "всех против
всех", право каждого делать все для самосохранения (вплоть до убийства
другого человека). Такое состояние никому не желательно, т.к. грозит
взаимоуничтожением. Ради установления всеобщего мира и порядка люди вынуждены
идти на взаимное ограничение своих естественных прав, т.е. заключение
своеобразного договора, гарантирующего взаимную безопасность, мир и порядок.
О реальности этого договора свидетельствуют нормы нравственности,
традиции, обычаи, а также право. Результатом этого общественного договора
является переход людей в искусственное состояние гражданства, превращение в
социальное существо, образование общества. Общественный договор, по словам
Т. Гоббса, "…больше, чем согласие или единодушие. Это реальное
единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым
человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал
каждому другому человеку: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и
передаю ему право управлять собой при условии, что ты таким же образом передашь
ему твое право и будешь санкционировать все его действия" 31>>>.
Не трудно заметить, что взаимосогласие (договор) людей об ограничении своих
естественных прав должно вести к созданию государства с монархическим
политическим устройством и именно монарх, по мнению Гоббса, имеющий
неограниченные права, может гарантировать права граждан.
Идеи "естественного права" и "общественного
договора" были подхвачены и развиты английским философом-просветителем Джоном
Локком (1632-1704), явившимся основоположником социально-политической
доктрины либерализма. В "Двух трактатах о государственном
правлении" он формулирует следующие положения:
Заметный вклад в концепцию "общественного
договора" внес нидерландский философ-материалист и атеист Барух
Спиноза (1632-1677). Он резко критиковал трактовки общества как божьего
установления, полагал, что цель его развития естественна и сводится к
совершенствованию человека, его знаний и завоеванию людьми господства над
природой. Поведение человека определяет не Бог, а стремление к самосохранению,
к продлению рода, к собственной выгоде и удовлетворению своих "вожделений"
(страстей). Совместная жизнь людей требует от них согласования своих интересов,
создания демократического правления и ограничения всевластия государства над
людьми. Спиноза призывал к созданию такого общества-государства, в котором бы
соблюдались права людей не только на жизнь, собственность, вероисповедание, но
и на многие другие гражданские свободы, в т.ч. и прежде всего на свободу мысли.
Начало XVIII в. ознаменовано появлением многочисленных
философско-морализаторских трактовок общества, развивавшихся по двум антиподным
направлениям.
Первое ярче всего представлено Антонии Шефтсбери
(1671-1713), который в трехтомнике "Характеристика людей, нравов, мнений,
времен" представил учение о самостоятельности морали, ее независимости от
социальных условий жизнедеятельности людей и ее решающем воздействии на
общество. По его мнению, нравственность свойственна людям от рождения и не
связана с их религиозными чувствами. Каждому человеку от природы присуще
стремление к разумному наслаждению, реализация которого побуждает его служить
высшим моральным ценностям, совершать добродетель. Это качество людей, а не
общественный договор, – залог их нормальной совместной жизни. Если
люди будут добиваться гармонического сочетания своих альтруистических и эгоистических
стремлений, то и личность, и общество будут совершенствоваться в направлении к
идеалу – социальной гармонии.
Противоположную позицию отстаивал Бернард Мандевиль
(1670-1733). В своей "Басне о пчелах" он изобразил жизнь улья,
каждый обитатель которого руководствовался лишь своим эгоистическим интересом,
в силу чего в нем царили разнообразные пороки. Желая облагородить улей, Бог
(Юпитер) делает всех пчел честными и добродетельными. Однако это приводит к
гибели всего улья. Согласно Мандевилю, общественная жизнь не может обойтись без
зла, пороков, социального неравенства, несправедливости, недовольства людей
друг другом и их противодействования. Более того, все это оказывается полезным
обществу, обеспечивая ему нормальную жизнь.
Характеризуемые идеи дали новый импульс разработке
утопических коммунистических теорий. Джерард Уинстенли (1609-1652)
внес новое в трактовку "естественных прав" людей. В его основном
сочинении "Закон свободы" утверждается, что одним из основных прав
"естественного человека" является право коллективной собственности на
землю и другие средства производства, обеспечивающие возможность коллективного
труда и коллективного распределения произведенной продукции, социального
равенства и справедливости. Он полагал, что в современной ему Англии можно и
должно перейти к такому справедливому устройству путем реформ, принятием и
реализацией законов, запрещающих частную и развивающих общественную
собственность, отменяющих деньги и вводящих прямой продуктообмен,
обеспечивающих демократическое республиканское государственное устройство.
Французский священник Жан Мелье (1664-1729),
возмущенный социальной несправедливостью и религией, поддерживающей социальное
неравенство, полагал, что переход к справедливому обществу возможен только
путем народной революции. В своем "Завещании" он призывал народ
"к топору" и реализации своего проекта создания нового общества,
основанного на коллективной собственности и самоуправлении деревенских общин, в
котором не будет ни бездельников ("трутней"), ни изнуренных
тружеников ("пчел"), ни бедных, ни богатых, ни угнетателей, ни
угнетенных, ни сословного неравенства.
Вершиной развития обществознания в характеризуемый период
человеческой истории явилось учение Джамбаттисты Вико (1668-1744). Его
основной труд "Основания новой науки об общей природе наций" содержит
обилие идей, получивших дальнейшее развитие в антропологии,
сравнительно-историческом языкознании (герменевтике), истории, культурологии и
социологии. Некоторые его выводы имеют обобщающий социологический характер 33>>> . Речь идет, прежде всего, о
рассуждениях, касающихся сущности исторического бытия и закона цикличности
исторических изменений, приведших к созданию теории исторического круговорота.
Вико доказывал, что человеческое общество развивается в
силу внутренних, закономерных причин. Каждый народ проходит в своем развитии
"три типа времени": божественное (религиозное), героическое
(поэтическое) и гражданское (человеческое). Каждому типу времени свойственен
свой способ общения и мышления, нравы 34>>>,
право и форма правления.
Например, в первую эпоху нет государства, его заменяет
анархия. Во вторую эпоху государство возникает в виде монархии как
единственного средства положить конец всеобщим раздорам. Пороки монархического правления
и господства аристократии ведут к разложению всей социальной организации и
установлению демократии, присущей третьей эпохе. Но "народная
свобода" и "естественная справедливость" постепенно вырождаются
в анархию, что приводит к упадку и возврату к первоначальному состоянию (к
первому типу исторического времени). Затем общество продолжает развиваться по
замкнутому циклу. Такой исторический круговорот, согласно Вико, –
основной закон жизни общества.
Действенность этого закона Вико демонстрирует многими
примерами повторяемости исторических событий, абсолютизируя повторяемость и
недооценивая отличительные признаки различных исторических времен в жизни как
отдельного народа, так и всего человечества. Очевидна идейная перекличка между
Вико и Аристотелем (а также Полибием, Макиавелли и др.), их общее стремление
уловить естественные ритмы истории, придать смысл хаосу событий. Не менее
очевидна критическая направленность теории Вико в адрес линейных интерпретаций
истории, осмысления ее либо как постепенного удаления человечества от
первобытного коммунизма, либо как движения к светлому будущему (или грядущему
искуплению).
Теория исторического круговорота Дж. Вико весьма
значима для всего последующего обществоведения, но не потому, что она абсолютно
истинна, а потому, что приблизила обществоведов к созданию социологии.
Характеристика обществоведения в XVII – начале
XVIII вв. будет неполной, если не сказать о "политической
арифметике". Так стали называть исследования в форме переписи населения и
анализа других официальных данных в целях решения управленческих проблем. Джон
Граунт (1620-1674), Уильям Петти (1623-1687) и другие
представители этого нового направления изучения общества не только собирали
количественную информацию и применяли ее при описании общественных процессов,
но и, используя различные шкалы, таблицы и математические формулы,
устанавливали зависимости между различными социальными явлениями. Граунт,
например, зафиксировал постоянность пропорции рождающихся мальчиков и девочек
(в начале XVII в. на 14 первых приходилось 13 вторых), то, что мужчины
умирают раньше женщин и многое другое. Он построил первую таблицу смертности,
которой пользовались в социальном страховании и демографических подсчетах до
конца XIX в. Не менее интересные выводы частного характера сделаны
У. Петти, который положил начало сравнительному анализу различных стран на
основе экономических показателей. Политическая арифметика получит в дальнейшем
бурное развитие, что приведет к созданию статистики, социальной гигиены и
эмпирической социологии.
Все сказанное в этом и предыдущем параграфах
свидетельствует о том, что знания об обществе долгое время формировались в
недрах философии, которую не случайно называют матерью всех наук. Постепенно
обогащаясь, она дифференцировалась на натурфилософию (естествознание) и
социальную философию (обществознание). Последующее развитие знаний об обществе
происходит в рамках социальной философии, но характеризуется разнообразными
попытками использования методов естественных наук. Появление социологии как автономной
науки стало итогом определенного синтезирования достижений социальной философии
и естественнонаучных методов познания. Существенный шаг в этом направлении был
сделан в XVIII – начале XIX вв.
Гоббс Т.
Избранные произведения: В 2-х т. М., 1964. Т. 2. С. 127. |
|
Федеративной
Локк называет "природную власть", т.е. ту, "которой по природе
обладал каждый человек до того, как он вступил в сообщество… Таким
образом, принимая это во внимание, все сообщество представляет собой одно
целое, находящееся в естественном состоянии по отношения ко всем другим
государствам и лицам, не принадлежавших этому сообществу…
Следовательно, сюда относится право войны и мира, право участвовать в
коалициях и союзах, равно как и право вести все дела со всеми лицами и
сообществами вне данного государства; эту власть… можно назвать
федеративной… Две власти, исполнительная и федеративная, хотя они в
действительности отличаются друг от друга, так как одна из них включает в
себя исполнение муниципальных законов общества внутри его самого по отношению
ко всему, что является его частями, другая же включает в себя руководство
внешними безопасностью и интересами общества в отношениях со всеми теми, от
кого оно может получить выгоду или потерпеть ущерб, все же эти два вида
власти почти всегда объединены" (Локк Дж. Соч. М., 1988. Т. |
|
На этом
основании кое-кто считает Дж.Вико социологом (cм., например: Философский
словарь. М., |
|
Под
"нравами" Вико понимал не только мораль, но и экономику, политику,
а также "борьбу сословий". |
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая
страница