С.И.
Григорьев, Ю.Е. Растов
Данная книга – переиздание
измененного текста учебного пособия указанных авторов «Начала современной
социологии», опубликованного в московском издательстве
«Магистр» в 1999 г. и получившего благоприятные отзывы
научной общественности и студентов многих вузов России. Она адресована тем, кто
получает психологическое, экономическое, юридическое, политологическое, историческое,
культурологическое, филологическое и любое иное социогуманитарное образование,
а также основы социологического. Ее изучение способно оказать существенную
помощь выпускникам колледжей, лицеев и общеобразовательных школ, намеренным
поступать на социологические факультеты университетов.
Рассматриваются процесс становления
социологии, ее современный научный статус, главные теоретико-методологические и
методико-инструментальные основы. Особое внимание уделено раскрытию
возможностей и ограничений эмпирических социологических исследований, того
круга проблем их организации, подготовки, проведения и методического
обеспечения, по которым до сих пор нет ясности в сознании большинства
специалистов-несоциологов. Поэтому эта книга может заинтересовать всех реальных
и потенциальных заказчиков и потребителей социологической информации.
Публикуется по программе «Основы
качества национального социального образования в России XXI века»
(руководитель группы стратегического планирования – д.ф.н., проф.
В.И. Добреньков, директор программ – д.с.н., проф., чл.-корр.
РАО С.И. Григорьев).
Глава 1. Главные вехи
становления социологии
1.1.
Осмысление общества первобытными людьми
1.2.
Учение об обществе в Древней Греции
1.3.
Обществоведческие концепции в период средневековья и в эпоху Возрождения
1.4.
Обществоведение в XVII - начале XVIII вв.
1.5.
Непосредственные предшественники социологии
1.6.
Основоположники социологии
1.7.
Классики европейской социологии конца XIX - начала XX вв.
1.8.
Своеобразие русской дореволюционной социологии
Контрольно-обучающие
вопросы и задания
Глава 2. Научный
статус социологии в начале XXI в.
2.1.
Современные представления об объекте и предмете социологии
2.2.
Макросоциология и микросоциология: отличия и принципиальное единство
2.3.
Методология и методика современной социологии
2.3.1.
Смена научных картин мира и социология
2.3.2.
Полипарадигмальность социологии
2.3.3.
Методологические принципы социологического анализа
2.3.4.
Социологические методики
2.4.
Структура современной социологии
2.5.
Взаимосвязь социологии с другими науками
Контрольно-обучающие
вопросы и задания
Глава 3. Организация, подготовка
и проведение эмпирического социологического исследования
3.1. Формы
организации эмпирических социологических исследований в современной России
3.2.
Программа социологического исследования
3.2.1.
Теоретико-методологическая часть программы
3.2.1.1. Формулирование темы исследования
3.2.1.2.
Исходные представления о теме исследования
3.2.1.7.
Исходные теоретические понятия
3.2.1.8.
Операционализация понятий
3.2.1.9.
Гипотезы исследования
3.2.2. Процедурно-методический раздел программы
3.2.2.2.
Обоснование выборки и ее репрезентативность
3.2.2.3.
Обозначение методов сбора информации
3.2.2.4.
Инструментарий получения информации
3.2.2.5.
Указание на методы обработки и анализа полученной информации
3.2.2.6.
Рабочий план исследования
3.3.3.
Обработка первичной информации
3.3.4.
"Жесткий" анализ вторичных данных
3.3.5.
Формулирование выводов и рекомендаций
3.3.6. Подготовка
отчета о результатах исследования
Контрольно-обучающие
вопросы и задания
Глава 4. Количественные
методы сбора социологической информации
4.2.
Социологическое наблюдение
4.3.
Социологический эксперимент
4.4.6. Факсовый
(телетайпный, телеграфный) опрос
4.4.7.
Телевизионный экспресс-опрос
4.5.
Выявление экспертных оценок
4.6.
Социометрические методики
Контрольно-обучающие
вопросы и задания
Глава 5. Качественные
методы социологических исследований
5.1. Общая
характеристика качественного анализа социальных явлений
5.5.
Интеграция экспертных оценок
Контрольно-обучающие
вопросы и задания