В современной российской социологии, в западной
социокультурной традиции обычно не принято включать в генезис мировой социологической
мысли то, что происходило и происходит в этой сфере социального знания в
азиатских странах – Китае, Индии, Японии, Вьетнаме, Корее,
Пакистане, Индонезии и др. Это – результат экспансии в
XIX-XX вв. западной индустриальной цивилизации, а также доминирования ее
идей и образа жизни на территории нашей страны большую часть текущего столетия.
Между тем история зарождения и эволюции социологического
мышления, выраставшего на Востоке также преимущественно из мифологических,
религиозных и философских учений, опыта социальной жизни и культурного
развития, взаимодействия человека с обществом и природой, также очень богата,
многогранна, во многом уникальна. В российских, как и в европейских,
американских учебниках по социологии этого материала нет не потому, что он в
принципе отсутствует. Его почти нет в силу многолетнего игнорирования роли
восточной социальной мысли и преувеличенного значения опыта западной
социокультурной традиции, ориентированной преимущественно на
технократически-универсалистское развитие, прогрессистское видение истории
общества и человека, мировой культуры в целом.
Переосмысление сложившейся в XX в. в социологии
ситуации происходит в Европе и Северной Америке на основе достижений социальной
мысли приверженцев Французской школы социологов, отечественной философии,
истории культурологии, прежде всего, конечно, Н.Я. Данилевского
(1822-1885) как автора концепции "культурно-исторических типов"
народов. На пороге XXI столетия стала очевидной ошибочность видеть историю
и современные достижения социологии только в контексте европейской, западной
социокультурной традиции. В этом нас убеждают, по крайней мере, следующие
сведения о вкладе и своеобразии развития социологического мышления на Востоке
как отдельных религиозно-философских, философско-этических учений, так и их
представителей.
Прежде всего нельзя не сказать о брахманизме –
одной из древних религий Востока, возникшей в Индии как развитие ведической 74>>> религиозной мысли и
практики в период становления раннего рабовладения. Брахманизм опирается на
священную литературу, куда входят Веды и обширные к ним комментарии (Упанишады,
брахманы, арньяки). В этой литературе дается религиозно-философское
обоснование делению общества на варны, особые слои, а также учения о
переселении душ.
Важнейшими добродетелями, нормами индивидуальной и
общественной жизни брахманизм считал беспрекословное подчинение брахманам,
проповедникам (учителям) брахманизма – "святым отцам",
обожествление царской власти государя, выполнение "дхармы своей
варны" 75>>>, соблюдение
предписываемых той или иной варне (слою, общине) обрядов, правил поведения,
норм жизни.
Соблюдение этих правил, согласно ведическим текстам,
создает благоприятную карму и ведет к новому, лучшему перерождению, а, в
конечном счете, к слиянию с высшим абсолютом – богом-творцом
Брахмой, так как все живые существа являются его частицами. Нарушение таких
требований ведет к несчастливым перерождениям, утрате жизненных сил
человека, ухудшению его положения, влияния в обществе.
В этом древневосточном религиозно-философском,
социально-этическом учении, со всей очевидностью, обнаруживают себя уже
достаточно развитые представления о человеке и социуме, единстве и различиях
общественного и природного, духовного и материального. Социальная мысль здесь
еще вплетена в общее религиозно-философское мышление, но она уже явно
обнаруживает социологические элементы. В ней сосуществуют идеи
взаимообусловленности судеб человека и общества, социальной дифференциации
населения, его прав и обязанностей, соподчинения в практике социальной жизни.
Еще более характерно в этом смысле возникновение и развитие
на Востоке буддизма – одной из мировых религий,
зародившейся также в Индии (середина I тысячелетия до н.э.) и
распространившейся в последствии в странах Юго-Восточной и Центральной Азии, а
также на Дальнем Востоке. Из множества религиозных течений, возникших на основе
брахманизма и отошедших от него, при энергичной поддержке светской власти
(императора Асиоки) в Индии сложились основы буддийской организации
духовно-религиозного развития, соответствующего этико-социального мышления.
Буддизм выступил против религии и философии,
этико-социальных представлений брахманизма. Он провозгласил возможность
спасения не только избранным, просветленным, но доступной для всех (кроме
рабов). Это духовно-религиозное равенство, провозглашенное буддизмом, создало
для него широкую социальную базу для распространения, стало очень
привлекательным среди бедных слоев населения в большинстве азиатских стран.
Вместе с тем, социальная философия и политика буддийской
церкви не предлагала какие-либо общественные преобразования и сводилась к
проблематике личного "спасения", непротивления злу, нравственному
самосовершенствованию. Главной целью человека буддизм считает выход из
фатального круга, цепи перерождений (смертей-рождений), в которой статус живого
существа при каждом следующем рождении определяется соотношением положительной
и отрицательной активности в предыдущем существовании – кармой.
Спасение при этом мыслится как погружение в нирвану – то состояние
Будды, которое характеризуется как абсолютный покой, освобождение от страстей и
желаний, от сопутствующих им страданий.
Нравственным идеалом буддизма выступает
"ахимса" – абсолютное непричинение вреда окружающему.
Философская проблематика буддизма сводится к анализу психики, психических сил
человека в связи с обоснованием путей "спасения", а религиозная
практика – к их осуществлению.
В I-II вв. до н.э. буддизм разделился на два основных
направления – хинаяну и махаяну. Хинаяна
нацеливает верующих, духовное развитие человека, его силы на
индивидуально-монастырский путь спасения, путь самоспасения через самопознание
и личное нравственно-религиозное самосовершенствование.
Широкое распространение, особенно в Китае, получили
различные школы второго направления буддизма – махаяны, предлагающей
возможность "спасения в миру" с помощью буддийских божеств (будд,
бодхисаттв). Махаяна содержит очень характерный для нее тезис, положения о
тождестве "проявленного" ("сансара") и "непроявленного"
("нирвана") бытия, что составляет основу учения о необходимости
положительной активности человека в общественной жизни как его деятельного
служения, а также учения о бодхисаттвах – потенциальных буддах,
отказывающихся от нирваны ради помощи другим людям, стремящимся к ее достижению.
Такого рода представления также содержали очевидно
выраженную социологическую компоненту, ориентируя людей на определенное их
взаимодействие друг с другом, отношение к среде обитания, к себе самим,
обществу и государству, их институтам. При этом буддизм традиционно
противостоял в Китае, как и на Востоке в целом, конфуцианству и даосизму.
Даосизм – традиционная китайская религия и одно
из главных направлений философской мысли, возникшее еще в IV-III вв. до
н.э. Принципы и основное содержание этого учения изложены в книге "Дао де
цзин", авторство которой приписывается полулегендарному мыслителю
древности Лао-цзы. Главное, исходное понятие в нем "дао", означающее
сущность и первопричину мира, источник его многообразия и жизнестойкости,
"матерь всех вещей". Понятие "дао" означает и некий
естественный "путь", по которому должен следовать окружающий человека
мир и все люди.
В религиозной интерпретации даосизма естественные процессы
в природе и обществе получают мистическое истолкование, определяется
божественный пантеон, возглавляемый Троицей – Шан ди (Яшмовый
владыка), Лао-цзы (творец духа) и Пань Чу (творец мира). При этом религиозная
организация строится по иерархическому принципу, где важную роль играют жрецы и
монахи.
В V в. н.э. даосизм становится в Китае государственной
религией, где четко регламентированы основы вероучения, догматы
религиозно-социальной жизни, ее взаимодействия со светской жизнью общества и
государства. При этом в рамках даосизма возникает много сект, течений,
отличающихся самостоятельной интерпретацией и теологических, и общественных
проблем, догматики, ритуалов, различными взглядами на обязанности верующих.
Для даосизма характерно сочетание элементов буддизма,
конфуцианства, бытовых суеверий, других мистических представлений. Даосские
жрецы, проповедуя идеи нравственного самосовершенствования личности, предлагают
верующим и определенную методику достижения долголетия, которая включает особую
диету, систему физических упражнений и др. В то же время они занимались
обычно изгнанием "злых духов", гаданиями и т.п.
Совершенно очевидно, что и это направление
религиозно-философского, бытового массового сознания содержало и содержит
элементы социального знания, определенного социологического мышления. Без
осмысления этого явления в социокультурной жизни стран Востока невозможно
понимание культуры социальной жизни азиатских обществ, специфики становления
здесь социологического мышления.
Этот вывод подтверждается и анализом конфуцианства,
особенно значимого для Китая. Основоположником конфуцианства считается
древнекитайский философ, педагог Кун-цзы (Кун-чжунни) (551-479 гг. до н.э.).
В центре его философско-этического учения находились проблемы человека,
его умственного, духовного развития, места и роли в обществе, в мире.
Конфуций полагал, что судьба человека, как и все в мире,
определяется Небом, а значит деление людей на "благородных" и
"низких", "вышестоящих" и "нижестоящих" не
является постоянным, оно изменчиво. При этом "государь всегда должен быть
государем, подданый – подданным, отец – отцом,
сын – сыном". Последнее, несомненно, отражало стремление
сохранить стабильность, устойчивость развития общества, жизни человека и
социума, сохранять существующий порядок общественной жизни.
Однако, характерно и то, что Конфуций разработал концепцию
идеального человека (Цзюнь-цзы), благородного мужа, которым становятся не
благодаря происхождению или общественному положению, а в результате достижений
высоких нравственных качеств: гуманности, справедливости, верности,
искренности, сыновней почтительности. Идеи Конфуция сыграли определенную роль в
развитии социального мышления, культуры Китая, оказали серьезное влияние на
соседние страны, мировое социально-нравственной развитие.
Таким образом, специфика древних религиозно-философских
учений во многом определяла и определяет контекст формирования и развития
социологического знания, становление социологии как науки, культуры социального
развития. Это в значительной степени обусловило особенности расцвета
тихоокеанского региона, смещение сюда центров на только экономического, но и
культурного развития 76>>> , что
признается и западными исследователями.
В этой связи вовсе не случаен и бум в развитии и
современной социологии стран Азии, прежде всего Японии, Южной Кореи, Сингапура,
Китая, Гонконга. В особенности, конечно, показателен опыт Японии,
составляющий при всем ее взаимовлиянии с Западом, уникальный пример сохранения
социокультурной идентичности, оригинального пути развития социального знания
вообще и социологии в особенности.
Об этом свидетельствуют не только специальные труды
российских авторов, исследующих современное социальное знание Японии
(Н.Р. Макиеляна, Е.А. Новичковой, Ю.Б. Козловского,
Е.Г. Штайлер и др.), но и немногие пока переводные труды японских
социологов (Вакио Хояси, Норио Тамара, Йохжи Ямомото и др.). Среди них
заслуживают внимания как теоретические разработки, так и прикладные
исследования, технологические, социоинженерные проекты.
Так, в философско-социологическом плане современную
японскую социологическую мысль волнует проблема личностного развития в новом
социокультурном контексте, взаимодействие традиций и новаций, взаимодействие
универсальных ценностей современного мира и национальных традиций,
национально-культурной идентичности. Японских социологов-исследователей
интересует проблема вестернизации азиатских обществ, основы сохранения их
национально-культурных корней.
В прикладном плане современные японские социологи активно
разрабатывают проблемы современного управления предприятиями и фирмами, вопросы
оптимизации социального контроля, управления персоналом, изучение общественного
мнения, динамики социальных ориентаций, жизненных планов японцев,
представителей различных слоев японского общества. Они – активные
участники разработки стратегии и тактики развития фирм, их трудовых коллективов,
жизненных стратегий деятельности работников персонала.
В японской социологии вполне определенно обозначены
отраслевой, среднеуровневый контекст, развития социального знания и
образовательной деятельности. Здесь вполне определенно характеризуются работы,
созданные в русле социологии культуры и образования, социологии управления и
общественного мнения, экономической социологии и социологии социальной сферы,
этносоциологии и социологии коммуникаций, социологии семьи и социологии
политики.
В области социального развития общественной мысли,
культурной эволюции азиатские страны переживают на рубеже XX-XXI вв.
масштабный подъем. И это признается на Западе. Так, например, директор
Лос-анжелесского фестиваля Питер Селларс, придерживающийся авангардистских
взглядов, подчеркивает: "Я думаю, что тихоокеанский регион в течение
ближайших двести лет станет очень важной силой в культуре, подобно тому как
европейское искусство переживало потрясающий период гегемонии, который сейчас
подходит к концу" 77>>>.
Для социального развития азиатских стран, их общественного
интеллекта характерна ориентация на непрерывное образование, образовательное
общество. Япония в этом плане – современный классический пример.
Здесь 94% учащихся остаются в учебных заведениях после достижения
совершеннолетия (в США – 86%). Как реальность стоит задача всеобщего
высшего образования, позволяющего человеку в новом веке жить достойной жизнью,
развивать свои жизненные силы, сохранять их и восстанавливать в кризисных
ситуациях.
При этом основой национального образования определяется не
только вхождение в единое информационное пространство современного мира, но и
освоение фундаментальных ценностей национальной культуры. Все это, конечно, в
полной мере актуально для современной России.
Ведическая
религия (ведизм)– религиозное верование в древней Индии Iтысячелетия до
н.э., получившее письменное закрепление в 4 книгах (сборниках молитв,
заклинаний, формул жертвенного поведения и др.)– Ведах (Ригведе,
Яджурведе, Самаведе и Атхарваведе). |
|
Предназначения
каждого представителя общины, данного слоя (класса) в обществе. |
|
Несбит Дж., Эбурдин
П. Что нас ждет в 1990-е годы. Мегатенденции. Год 2000/ Пер. с англ. М.,
1992. |
|
Там же. С. 208.
|
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая
страница