2.3.3. Методологические принципы

социологического анализа

Социология – одна из наук, поэтому на нее в полной мере распространяются общеобязательные для всякого научного анализа правила. К их числу следует отнести, прежде всего, принципы:

Поскольку социология относится к разряду наук об обществе и человеке, постольку ей присущи общие для всех этих наук принципы:

В силу того, что социология суть специфическая наука, имеющая свой особый предмет, отличающий ее от всех прочих отраслей знания, у нее есть свойственные только ей принципы. О главном из них – полипарадигмальности – уже говорилось. Сейчас отметим вытекающие из этого принципа требования, которые могут быть истолкованы как третья группа принципов социологического анализа.

Во-первых, как отмечалось выше, социолог должен четко определять и обозначить ту парадигму (или их совокупность), в рамках которой он проводит свое исследование. Нарушение этого правила порождает многообразные недоразумения, своего рода "разговор на разных языках", затрудняет сравнительный анализ итогов разнопарадигмальных исследований.

Во-вторых, выбор той или иной парадигмы обязывает исследователя определить свое отношение к тем теориям, которые созданы на ее основе. Дело в том, что эвристическую (поисково-исследовательскую) ценность имеют не только парадигмы, но и представляющие их теории.

Одна и та же парадигма может выражаться в нескольких далеко неоднозначных теоретических построениях. Например, в рамках парадигмы интеракционизма сложились не только разные теории символического истолкования межличностных взаимодействий (чикагская, айовская и другие школы), но и теории социального обмена. При этом теоретики последнего направления (Дж. Хоманс, П. Блау, Р. Эмерсон) неоднозначно преподносят идеи о взаимодействии людей как обмене услугами, деятельностью, затраченными ресурсами и вознаграждениями.

Излагая предыдущий подпараграф, мы специально сопроводили характеристику каждой парадигмы указанием (в скобках) фамилий тех наиболее видных ее представителей, теории которых отличаются друг от друга. Это освобождает нас от необходимости приведения других примеров, подтверждающих теоретическую вариабельность социологических парадигм.

В-третьих, принятие на вооружение определенной парадигмы и подходящей к исследуемой проблеме теории предполагает использование тех методов сбора и анализа социологической информации, которые им соответствуют. Если социолог, изучающий, скажем, социальный статус предпринимателей в современной России, решил опираться на марксистскую парадигму и теорию классов, то он обязан применить такие методы, которые позволят обнаружить классовые признаки изучаемой категории людей, прежде всего, показатели, характеризующие их собственность на средства производства и взаимоотношения с другими классами общества. Но если та же проблема будет изучаться на базе структурного функционализма и теории многомерной социальной стратификации, то потребуется более широкий набор методов, с помощью которых можно зафиксировать и обобщить информацию о всех реально исполняемых предпринимателями социальных функциях, характере их труда и образа жизни, уровне материального достатка, численности и внутренней сгруппированности, возможностях влияния на власть, их духовно-нравственных ценностях, по другим признакам, принятым за основания стратифицирования.

В-четвертых, работая в рамках определенных парадигм, теорий и методов, нужно постоянно помнить об ограниченности данного подхода, возможности иных вариантов методолого-теоретического осмысления изучаемой проблемы, исследовательской стратегии и тактики.

В-пятых, в силу всего ранее сказанного, исследования, проведенные в духе только одной парадигмы, даже если оно опиралось на несколько конкретизирующих ее теорий и солидный арсенал методов, не могут претендовать на раскрытие истины в последней инстанции. Выводы таких исследований могут иметь только вероятностный характер. Для повышения степени их истинности необходимы проверочные исследования, реализующие другие парадигмы, теории и методы.

Кроме названных принципов существуют строгие правила определенных действий социологов – разработки исследовательской программы, реализации каждого метода исследования, исследовательских процедур и т.п. О них будет рассказано позже.

 

Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница