Вспомним данное в первом параграфе определение объекта и
предмета социологии. Поскольку она изучает общество и выявляет закономерности
становления, функционирования и изменения социальных общностей, социальных
институтов, структур и систем, а также социальных действий людей, постольку она
тесно связана со всеми науками об обществе и человеке. Эти связи реализуются по
многим каналам, из которых четыре следующих играют особо важную роль.
Взаимообмен научной информацией. Сейчас трудно найти политологов и журналистов,
игнорирующих данные социологических исследований электорального поведения;
правоведов, равнодушных к установленному социологом общественному мнению о
проектах законов; психологов и педагогов, не знающих выводов социологии
личности, малых групп и коллективов; экономистов, не интересующихся наработками
в области социологии труда и производства. Активными потребителями
социологической информации стали философы, историки, теологи, культурологи,
криминологи, филологи, географы, финансисты, экологи, медики, социальные
работники, представители управленческих и всех других наук, изучающих человека
и разные формы общественной жизни людей.
Социология не только поставляет нужную разным наукам
информацию, но и жадно впитывает в себя выводы, к которым приходят ученые из
родственных областей знания. Основные заключения философии имеют для нее
теоретико-методологическое значение, выводы других наук учитываются при
разработке исследовательских программ, формулировании гипотез, прежде всего.
Обмен научной информации имеет не только взаимный, но взаимообогащающий смысл.
Интенсивное формирование и развитие отраслей социологии,
изучающих пограничные с другими науками проблемы. Речь идет о:
Эти и некоторые другие отрасли знания с одинаковым правом
можно относить и к социологии, и к той науке, которая отражена в названии
соответствующей отрасли. Межнаучный характер некоторых из указанных отраслей
имеет более сложный характер. Конфликтология, например, синтезирует выводы о
закономерностях возникновения, проистекания и преодоления социальных
конфликтов, сделанные социологией, философией, историей, менеджментом, общей и
социальной психологией, юридическими науками.
Социальная логотерапия – производное от
взаимодействия социологии, философии, логики, терапии, общей и социальной
педагогики, психологии, культурологии, теории и методики социальной работы.
Имиджеология – продукт взаимопроникновения социологии, психологии,
политологии, культурологии, филологии (журналистики), менеджмента и науки
рекламной деятельности.
Заметим, что среди выделенных отраслей есть и такие,
которые свидетельствуют о взаимосвязях социологии с науками, традиционно
относимыми к разряду естественных (астрономия, биология, география, статистика,
математика). Этот факт – один из доводов в пользу вывода, согласно
которому социология выполняет функцию интеграции общественных и естественных
наук.
Превращение ряда вышеозначенных отраслей знания в
автономные науки. Вторая половина
XX в. характеризуется бурным развитием дисциплин, имеющих межнаучный
характер. Первоначально они формируются в качестве отраслей смежных наук, но
после накопления определенной массы специфических знаний фактически становятся
самостоятельными науками, отпочковываются от своих "родителей",
занимая и раздвигая нишу, имеющуюся между ними. На сегодня такую
самостоятельность в полной мере завоевали социальная философия, социальная
антропология, социальная статистика, экономическая социология, конфликтология,
социальная психология, социальная педагогика, социогеография и социальная
экология. Остальные из вышеназванных отраслей ныне переживают процесс активного
поиска своего специфичного предмета и автономизации.
Обмен исследовательскими методиками. На заре своего существования социология заимствовала
методики исследования у естествоиспытателей (наблюдение за изучаемым объектом и
эксперимент, статистические и математические процедуры обработки информации),
историков (сравнительно-генетический фактуальный анализ), психологов и
антропологов (различные тесты, индивидуальные и групповые собеседования,
процедуры диагностики сознания и психики людей). Она и сейчас не отказывается
от возможности пополнить свой методический арсенал за счет наработок, прежде
всего, в области информатики и математического анализа информации. Но к
сегодняшнему дню отношение между социологией и другими науками об обществе и
человеке по поводу исследовательских методик принципиально изменились.
Социология превратилась в своеобразный полигон разработки,
апробации и корректировки многообразных методов сбора, анализа и интерпретации
научных данных, исследовательских инструментов, процедур, техник и технологий,
различных вариантов их сочетаний в методике эмпирических и теоретических
исследований. Сегодня социология одаривает другие науки накопленным и
трансформированным ею методическим богатством.
Современная психология и педагогика активно используют
социометрические методики и качественные методы анализа проблематики малых
групп. Экономисты, юристы, политологи, журналисты, экологи, валеологи, медики,
культурологи, представители многих других наук об обществе и человеке берут на
вооружение методики социологических опросов: анкетирования, интервьюирования,
экспертных, телефонных, прессовых, почтовых, факсовых и иных способов выяснения
общественного мнения. Историки, проводя научные исследования, не могут обойтись
без контент-анализа источников, а филологи – без методик
социолингвистики.
С сожалением констатируем печальный факт. Многие
обществоведы, начинающие исследовательскую работу либо не знают социологических
методик, либо имеют о них поверхностное представление. В лучшем случае,
они знают суть того или иного социологического метода. Но метод еще не
методика, его использование предполагает применение соответствующего ему набора
исследовательских инструментов, процедур, техник и технологий. Ликвидация
данного пробела – основная задача всех последующих глав настоящего
учебного пособия.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая
страница