3.2.2.3. Обозначение методов сбора информации

В предыдущей главе отмечалось, что социологическая наука имеет много методов выработки научной информации и реализующих их методик. Их характеристике будет посвящены следующие главы. Сейчас отметим лишь следующее.

Каждый метод имеет свое предназначение и ограничение. Выбор методов исследования зависит не от желания исследователя, не от его прихоти или произвола, а от решаемых им задач и содержания проверяемых гипотез. Например, выше мы установили, что для выяснения отношения работников к перспективе забастовки целесообразен метод опроса. Но у этого метода есть много разновидностей. Опрос может производиться в форме анкетирования, визуального интервьюирования, телефонного интервью, пресс-опроса, почтового опроса и др. Какой опросный метод будет нами применен? Ответ на этот вопрос нужно отразить в данном пункте программы исследования.

Но если мы ограничимся указанием на использование только какой-то формы опроса (в нашем примере более уместно стандартизированное интервью – лицом к лицу), то покажем свою социологическую некомпетентность. Решение всего набора исследовательских задач, встающих перед нами в связи с целью предотвращения забастовки, требует не только указанного, но и других методов, таких, как:

В характеризуемом пункте программы должны быть названы все методы сбора информации и указано, какие исследовательские задачи и гипотезы ими будут проверены. При этом не должно получиться так, что какая-то гипотеза оказалась без проверочного метода. Для исключения возможности данного просчета здесь, как правило, помещается таблица-матрица, в левой колонке которой дается нумерация задач исследования (в той последовательности, которую они получили в пункте 3.2.1.4), в средней – нумерация соответствующих этим задачам рабочих гипотез (в последовательности, определенной в пункте 3.2.1.9), а в правой – обозначение проверяющих гипотезы методов (см. схему).

Образец табличного соотнесения задач, гипотез и методов сбора информации

№ задачи

№ эксперимента

Методы сбора информации

1

1

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ

2

2

НАБЛЮДЕНИЕ

3

НАБЛЮДЕНИЕ

3

4

СТАНДАРТИЗИРОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ

5

СВОБОДНОЕ ИНТЕРВЬЮ

6

ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС

4

7

АНКЕТИРОВАНИЕ

5

8

БОУ

6

9

ФОКУС-ГРУППА

10

ПРОБЛЕМНОЕ КОЛЕСО

7

11

ЭКСПЕРИМЕНТ

8

12

ФОКУСИРОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ

13

АНКЕТИРОВАНИЕ

 

 

Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница