В предыдущей главе отмечалось, что социологическая наука
имеет много методов выработки научной информации и реализующих их методик. Их характеристике
будет посвящены следующие главы. Сейчас отметим лишь следующее.
Каждый метод имеет свое предназначение и ограничение. Выбор
методов исследования зависит не от желания исследователя, не от его прихоти или
произвола, а от решаемых им задач и содержания проверяемых гипотез. Например,
выше мы установили, что для выяснения отношения работников к перспективе
забастовки целесообразен метод опроса. Но у этого метода есть много
разновидностей. Опрос может производиться в форме анкетирования, визуального
интервьюирования, телефонного интервью, пресс-опроса, почтового опроса и др.
Какой опросный метод будет нами применен? Ответ на этот вопрос нужно отразить в
данном пункте программы исследования.
Но если мы ограничимся указанием на использование только какой-то
формы опроса (в нашем примере более уместно стандартизированное
интервью – лицом к лицу), то покажем свою социологическую
некомпетентность. Решение всего набора исследовательских задач, встающих перед
нами в связи с целью предотвращения забастовки, требует не только указанного,
но и других методов, таких, как:
В характеризуемом пункте программы должны быть названы все
методы сбора информации и указано, какие исследовательские задачи и гипотезы
ими будут проверены. При этом не должно получиться так, что какая-то гипотеза
оказалась без проверочного метода. Для исключения возможности данного просчета
здесь, как правило, помещается таблица-матрица, в левой колонке которой дается
нумерация задач исследования (в той последовательности, которую они получили в
пункте 3.2.1.4), в средней – нумерация соответствующих этим задачам
рабочих гипотез (в последовательности, определенной в пункте 3.2.1.9), а в
правой – обозначение проверяющих гипотезы методов (см. схему).
№ задачи |
№ эксперимента |
Методы сбора информации |
1 |
1 |
АНАЛИЗ
ДОКУМЕНТОВ |
2 |
2 |
НАБЛЮДЕНИЕ |
3 |
НАБЛЮДЕНИЕ |
|
3 |
4 |
СТАНДАРТИЗИРОВАННОЕ
ИНТЕРВЬЮ |
5 |
СВОБОДНОЕ
ИНТЕРВЬЮ |
|
6 |
ЭКСПЕРТНЫЙ
ОПРОС |
|
4 |
7 |
АНКЕТИРОВАНИЕ |
5 |
8 |
БОУ |
6 |
9 |
ФОКУС-ГРУППА |
10 |
ПРОБЛЕМНОЕ
КОЛЕСО |
|
7 |
11 |
ЭКСПЕРИМЕНТ |
8 |
12 |
ФОКУСИРОВАННОЕ
ИНТЕРВЬЮ |
13 |
АНКЕТИРОВАНИЕ |
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая
страница