Термином "пилотаж" обычно обозначают искусство
управления летательными аппаратами. Но он имеет и другое значение –
безупречное выполнение любых сложных операций, требующее виртуозного
мастерства. В этом, более широком смысле оно используется, когда говорят о
пилотажном этапе социологических исследований.
Цель данного этапа – отработка,
усовершенствование исследовательского инструментария, доведение его до нужной
кондиции. Необходимость в нем возникает
потому, что в первом (макетном) варианте инструментов, конструируемом при
разработке исследовательской программы, возможны (и даже неизбежны)
погрешности, которые обязательно нужно устранить.
В анкетах, как правило, обнаруживаются вопросы, понимаемые
неоднозначно людьми с разным образованием, этническим происхождением и
социальным положением. В первичном сценарии телефонного опроса не удается
предусмотреть всех возможных поворотов беседы с абонентами, в силу чего и этот
инструмент нуждается в апробации и доработке. Кроме того, есть такие методы
сбора информации (типа БОУ, фокус-группы), инструментарий которых можно сделать
только опытным путем, т.е. проведя пробные вариативные дискуссии в группах с
разным составом.
Пилотажный этап исследования обязателен. Его следует
проводить даже в тех случаях, когда исследователи уверены в совершенстве
первого варианта своего инструментария. Социальная жизнь динамична, может
преподнести сюрпризы социологам даже экстра-класса. Чем меньше познано явление,
ставшее предметом исследования, тем, сильнее потребность в пилотировании
инструментария.
Технология пилотажного исследования предусматривает
последовательное выполнение следующих операций:
Каждая из этих операций складывается из ряда обязательных
процедур. Например, непосредственное апробирование, скажем, анкеты,
предполагает наблюдение за реакциями опрашиваемого и нахождение исследователем ответов
на следующие, как минимум, вопросы:
Пилотажный этап исследования – ответственное
дело. Если он проведен недостаточно качественно, то неизбежно снижение
валидности (обоснованности и достоверности) выводов социологов. Если, к
примеру, в анкете сохранится хотя бы один вопрос, по разному понимаемый людьми
с неодинаковым образовательным уровнем, то образуется ситуация несопоставимости
ответов на него лиц с высшим, средним и иным образованием. В такой
ситуации исчезает право на выводы, основанные на сравнении мнений людей с
неодинаковым образовательным цензом. Если же такие выводы делаются, то
возникает сомнение в их истинности.
Несмотря на важность пилотажа, он не может быть слишком
длительным. В противном случае сократится время на последующие этапы
исследования, которые более трудоемки и не менее ответственны. Длительность и
эффективность пилотажа определяется, прежде всего, квалификацией исследователя.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая
страница