Прессовый опрос –
разновидность анкетирования, осуществляющаяся посредством периодической печати.
Основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность респондентов,
обусловленная добровольностью их участия в опросе.
Главные его недостатки: низкая репрезентативность,
невысокие показатели возврата заполненных анкет, усугубляемые большой их
выбраковкой, малочисленность вопросов, преобладание закрытых вопросов,
ограниченные возможности применения шкальных, табличных, диалоговых,
менюобразных, контрольных и фильтровочных вопросов, вероятность влияния на
респондента других лиц.
Обязательные требования к методу:
Поскольку каждая газета имеет своих постоянных читателей,
отличающихся от прочих людей рядом социальных характеристик (уровнем
материального достатка, местом жительства, идеологическими, политическими и
другими пристрастиями), постольку по результатам прессового опроса,
проведенного одной газетой, нельзя судить о состоянии общественного мнения,
присущего всему населению. Отсюда проистекает желательность и потребность
одновременности проведения прессовых опросов по одной и той же анкете в газетах
различных направлений. Нарушение этого принципа (к сожалению, оно в современных
российских условиях встречается не в порядке досадного исключения, а как правило)
ведет не к познанию истинного общественного мнения, а к разного рода
идейно-политическим спекуляциям.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая
страница