Метод фокус-группы в последние годы получил широкое
распространение как один из наиболее оперативных и эффективных способов сбора и
анализа социальной информации. Заметим, что он применяется, как правило, в
сочетании с количественными методами, может играть при этом как дополнительную,
так и ключевую роль. Кроме того, он включает в себя элементы количественных
методов (включенное наблюдение, правило репрезентативной выборки и др.).
Реализация данного метода предполагает формирование
нескольких дискуссионных групп (чаще – по 10-12 чел.) и проведение в
них обсуждения исследуемой проблемы с целью ее более глубокого понимания и
поиска оптимальных путей решения. Фокус внимания участников групповых
дискуссий при этом сосредоточивается на каком-то одном, естественно, важном
аспекте проблемы, а внимание исследователей фокусируется на выяснении
мнений участников по поставленному вопросу, на значении различных точек зрения
представителей разных социальных категорий, а также на поиске возможных путей
достижения консенсуса.
Фокус-групповое обсуждение исследуемой проблемы гораздо
продуктивнее, нежели выяснение мнений о ней методами анкетирования и
индивидуального интервьюирования. Оно предпочтительнее в силу следующих
факторов:
Но все эти достоинства характеризуемого метода проявляются
при условии соблюдения определенных требований к организации работы
фокус-групп. Речь идет о требованиях, предъявляемых к исследователям при
решении ими вопросов, связанных с:
При определении необходимого количества групп
решающее значение имеет учет следующих обстоятельств:
Состав участников групп
устанавливается с учетом их следующих характеристик:
Продолжительность
заседания фокус-группы. Как правило, фокус-группа длится не более, чем 1,5-2
часа. Иногда целесообразно проводить короткие заседания групп (30-40 мин).
В исключительных случаях, когда метод фокус-групп играет роль основного
способа интеграции новых идей, продолжительность группового обсуждения
достигает 6-8 часов.
Количество участников.
Как уже отмечалось, обычно в одном заседании фокус-группы участвуют 10-12
человек. Вместе с тем существует довольно распространенная практика проведения
заседаний групп в составе 5-6 человек. Целесообразность сокращения численности
фокус-групп объясняется некоторыми проблемами, возникающими в больших группах.
В главном эти проблемы сводятся к следующему:
Главным фактором, определяющим размер группы, является цель
ее проведения, характер обсуждающейся проблемы. Если цель фокус-группы
состоит в получении возможно большего количества новых идей, то
предпочтительнее крупная группа. Если же мы хотим выявить максимально глубокие
и развернутые мнения каждого респондента, то желательно формировать
малочисленные группы.
Выбор места проведения и его оснащение. Для проведения фокус-групп необходимо следующее, как
минимум, стандартное оборудование: ауди- и видеотехника, зеркало, дающее
возможность наблюдателям видеть происходящее и реакции на него всех участников,
оборудованная мебелью комната.
Помещение, в котором проходит заседание фокус-группы,
должно:
Размещение участников
желательно проводить по типу "круглого стола", чтобы способствовать
групповому общению, максимальной вовлеченности всех в дискуссию. В этой
связи полезно принять во внимание три рекомендации:
Сценарий фокус-групповых дискуссий обычно выстраивается по такой примерно схеме.
Во-первых, он предполагает краткую, но содержательную
вступительную речь модератора, в которой объясняется причина данного собрания,
тема дискуссии, ее основная цель и задачи, контекст ее желательного обсуждения,
т.е. тот аспект проблемы, на котором следует фокусировать внимание всем
участникам дискуссии. Кроме того, ведущий обязан во вступительном слове:
Затем начинается сама дискуссия – выявление
мнений по поставленному вопросу. После установления всего спектра этих мнений,
модератор подводит предварительный итог, благодарит всех выступивших, особенно,
высказавших оригинальные идеи, и ставит на обсуждение второй вопрос. Его
содержание определяется, как правило, "домашней заготовкой", если
обсуждение первого вопроса прошло так, как заранее предполагалось. Но порой
требуется вносить в эту заготовку те или иные коррективы (с учетом уже
прозвучавших в групповом обсуждении мыслей), что делается экспромтом.
Чаще всего бывает так, что обсуждение первого вопроса еще
не приводит к острой дискуссии. Поэтому второй вопрос следует формулировать с
целью обострения столкновения мнений, не нарушающего доверительной обстановки.
Его обсуждение тоже завершается подведением итогов, благодарностью всем
выступившим и выдвижением следующего вопроса. По такой схеме фокус-группа
работает до выявления основных разногласий группы, всех "за" и
"против" каждого из основных мнений.
Последующую дискуссию следует повернуть на путь
преодоления разногласий, стимулирования выработки консенсуса,
формулирования конструктивных рекомендаций. Этому служат как "домашние
заготовки" и экспромты модератора, так и применение им специальных методик
конструктивизации конфликтных взаимодействий людей (типа
"Стоп-техники", "Да-техники", "Чем-тем-техники",
"Пароля для друзей", "Упреждение критики самокритикой" и
т.п.).
Характеризуемая часть фокус-групповой
дискуссии – сложная в организационном отношении, но наиболее
информативная и ценная в научно-исследовательском плане. Здесь модератор должен
перевести свою деятельность в режим медиатора конфликтологических
переговоров, что требует от него специальных знаний и практических умений.
Часто на этом этапе ведущему приходится вводить дополнительные правила
дальнейшего дискутирования, аналогичные правилам конфликтологических
переговоров. На этот этап фокус-группового обсуждения выпадает наиболее
интенсивная и работа помощников ведущего (наблюдателей, операторов,
стенографистов).
После выяснения главных путей преодоления разногласий и их
четкой публичной фиксации ведущим, происходит их "утверждение"
участниками фокус-группы. Иногда это делается путем голосования, но чаще
обходятся без него. В последнем случае, однако, обязательно следует
зафиксировать меру принятия всеми (или большинством) наиболее популярного
варианта решения обсуждаемой проблемы. На этом заседание фокус-группы
завершается, но начинается итоговый этап работы по характеризуемому методу.
На завершающем этапе: а) обрабатываются стенограмма
(видеомагнитофонная запись) заседания и протоколы наблюдений, составленные
ассистентами ведущего; б) формулируются основные выводы о причинах и
характере разногласий по исследуемой проблеме, способах их преодоления, о
системе мер решения данной проблемы; в) полученные материалы и заключения
сопоставляются с итогами аналогичной дискуссии в других фокус-группах, на
основе чего определяются общие результаты проводимого исследования.
Завершая описание фокус-группового метода, отметим основное
ограничение его применения. На его основе можно изучать не все, а лишь те
проблемы социальной жизни, по которым мнения участников фокус-группы достаточно
компетентны и противоречивы. В еще большей мере эта особенность
свойственна тому качественному методу, характеристике которого посвятим
следующий параграф.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая
страница