ЧАСТЬ II

ПРАКТИКУМ ПО КУРСУ "ПСИХОЛОГИЯ (ОБЩАЯ, ЮРИДИЧЕСКАЯ)

ЗАНЯТИЯ ПО РАЗДЕЛУ I

Занятие 1. Методика составления психологического портрета преступника

1. Рекомендации по разработке психологического портрета преступника

Разработка психологического портрета преступника представляет собой психолого-криминалистический метод, ориентированный на выявление комплекса сведений об индивидуальных признаках и особенностях личности неизвестного субъекта преступления, проявившихся в совокупности обстоятельств преступления и следов преступной деятельности. Наиболее часто метод психологического портрета составляется при раскрытии: убийств на сексуальной почве с признаками садистского истязания жертвы (эвисцерации или потрошения, посмертных колотых и резаных ран, манипуляций преступника с телом жертвы, причинения увечий жертве и т.п.), в том числе серийных убийств; безмотивных поджогов и взрывов; изнасилований; ритуальных убийств и других тяжких преступлений.

Рекомендации НИИ МВД РФ, согласованные с Генеральной прокуратурой РФ, в зависимости от характера информации, содержащейся в уголовных и оперативно-поисковых делах предлагают в психологический портрет преступника включать следующие характеристики:

а) общее описание особенностей личности и доминирующей мотивации преступления;

б) индивидуальные особые признаки личности (привычки, склонности, навыки, стереотипы и т.п.);

в) возраст;

г) район места жительства;

д) район места работы, службы, учебы;

е) описание иных мест вероятного обитания;

ж) уровень образования и профессиональной квалификации;

з) род занятий;

и) особенности происхождения, родительской семьи и личной истории жизни;

к) семейное положение;

л) наличие детей;

м) отношение к различным видам деятельности (труду, службе в армии, к спорту, медицине, к работе с людьми и т.п.);

н) наличие прошлой судимости и вида прежде совершенных преступлений;

о) наличие психической или физической патологии, уродства;

п) антропологические и функциональные особенности преступника (внешность, телосложение, мимика, пантомимика, особенности речи и т.п.). Помимо указанных, могут быть сформулированы и иные характеристики подозреваемого лица.

Конкретизируя индивидуально-психологические признаки разыскиваемого преступника, можно говорить о следующих параметрах его личности:

Для составления обоснованного психологического портрета неизвестного преступника необходимо собрать информацию о:

1) дате совершения преступления, времени и дне недели;

2) дате обнаружения трупа жертвы;

3) месте обнаружения трупа с подробным его описанием, а также подробным описанием и фотографированием всей обстановки места происшествия;

4) погодных условиях на момент совершения преступления;

5) потерпевших (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, возраст, адрес места жительства, адрес места работы или учебы, род занятий, чем занимался потерпевший непосредственно перед нападением, рост, вес, телосложение, выраженность вторичных половых признаков, семейное положение, наличие судимости, особенности ношения одежды и т.п.);

6) содержании судебно-психологической экспертизы (причина и время смерти, число и характер нанесенных телесных повреждений, прижизненность или посмертность нанесения повреждений, использованное орудие для нанесения повреждений и др.);

7) характере действий предполагаемого преступника в отношении жертвы (наличие признаков использования в преступлении автомототранспорта, наличие признаков того, что жертва была доставлена к месту обнаружения на автомобиле, мотоцикле или велосипеде, тип и марка предполагаемого автотранспотного средства, наличие признаков того, что жертва была доставлена к месту обнаружения трупа живой, наличие признаков того, что жертва была выброшена из автомобиля, наличие признаков паркования автомобиля и следования преступника вместе с жертвой до места обнаружения трупа пешком, наличие следов волочения трупа, использование связывания жертвы, наличие орудия преступления на месте происшествия, совершение с жертвой сексуальных актов, совершение с жертвой прижизненно жестоких сексуальных актов, совершение различных по форме сексуальных актов - в естественной позе, оральный или анальный половые акты, придание телу жертвы определенного положения, совершение сексуальных действий после смерти жертвы, совершение с телом каких-либо посмертных действий, введение в анус или другие естественные отверстия тела каких-либо предметов, наличие признаков вампиризма, отсечение частей лица и головы, гениталий, грудных желез, ягодиц, рук, ног, пальцев, головы, обнажение тела - прижизненное, посмертное, частичное, верхней части тела, нижней части тела, наличие признаков полного обезличивания трупа жертвы, наличие разрезания или разрывания одежды, изъятие преступником каких-либо предметов или деталей одежды жертвы, наличие признаков удушения жертвы, способ удушения жертвы, расстояние от места обнаружения трупа до места жительства и работы, расстояние до ближайшего населенного пункта и транспортной магистрали, характерные предметы, метки, надписи, оставленные преступником на месте преступления и теле жертвы.

Исследование нескольких десятков убийств позволило установить следующие зависимости:

В психологии имеются попытки составления обобщенного условного портрета маньяка, совершающего серийные убийства на сексуальной почве. Один из таких подходов (профессор А. Бухановский) утверждает, что "это мужчина, либо родившийся в местности с плохой экологией, либо получивший родовую травму, патолигическую наследственность. Он - интроверт, своим миром живет больше, чем внешним. Не отличается буйным темпераментом и гибкостью мышления. Он родился в неполной семье, либо отец присутствовал формально. Зато мать его - жесткая, деспотичная женщина. Ребенок раздражал ее, но она не могла в этом признаться, и воспитание вышло скорее ханжеским, внимание уделялось лишь внешним приличиям. А поскольку сын видел от нее одну только жестокость, агрессия по отношению к слабому стала его способом существования". (См.Салина Е.Маленькие чикатилки. - Московский комсомолец,28.09.98г.).

Алгоритм метода составления психологического портрета включает в себя четыре последовательных этапа анализа преступления, отражающих возможности реконструкции субъективного поведения по следам и совокупности обстоятельств криминальной ситуации.

1. Составление криминалистической информационной модели события преступления. На этом этапе для получения объективной информации используются все сведения о способе преступления (орудиях и средствах преступления), объекте преступления и жертве как носителю возможных виктимных качеств, о механизме преступления, способах взаимодействия лиц в процессе преступления, об обстановке преступления (пространственно-временных характеристиках), о лицах, косвенно связанных с событием преступления, о результатах криминалистических и судебно-медицинских экспертиз и т.д.

2. Ситуационное психологическое моделирование. Этот этап представляет собой мысленное моделирование психологической структуры преступной деятельности, поведения личности жертвы и преступника, их взаимодействия и взаимоотношений. Данный этап, по существу, имеет своей целью реконструкцию поведенческих и личностных характеристик участников преступного события.

3. Интерпретация и объяснение поведения преступника посредством анализа особенностей его личностных черт и свойств.

4. Оформление итоговой информации о свойствах личности преступника в виде завершенного психологического портрета.

2. Обстоятельства совершения нераскрытых преступлений

В Н-ской области в г. Знаменске за небольшой промежуток времени было совершено несколько убийств и попыток изнасилования. Анализ обстоятельств преступлений и способов их совершения позволили выдвинуть версию о том, что возможно все эти противоправные деяния совершены одним человеком.

22.04.1997 г. было совершено убийство гражданки Петровой. Предварительным следствием установлено, что в указанный день около 22 часов 30 минут гражданка Петрова возвращалась домой с электрички. На пути ее следования, недалеко от дома, в гаражном массиве ее встретил неизвестный, задушил руками без оказания сопротивления (следы борьбы отсутствуют), затем два раза бросил на тело жертвы двутавровую балку (длина - 0,85 м; ширина - 0,30 м; высота полки двутавра - 0,14 м; вес двутавра - 40 кг). Первый бросок был сделан на лицо (при этом жертва лежала лицом вверх), второй - на грудную клетку. После чего, оставив в таком положении тело жертвы и двутавр, преступник удалился. Судебно-медицинская экспертиза определила время наступления смерти - 23 часа, причину смерти - "от асфиксии и последующего падения на тело жертвы двутавра". Труп был обнаружен только утром. Составлен подробный протокол осмотра места происшествия с соответствующим фотодокументированием. При осмотре трупа установлено: вся одежда потерпевшей без повреждений, плащ, кофта, рубашка, майка, бюстгальтер - все застегнуто на пуговицы, брюки застегнуты в поясе, ширинка застегнута на молнию, "трусы на месте". Установлено, что у потерпевшей ничего не похищено. Заключение судебно-медицинской экспертизы гласит: признаки изнасилования отсутствуют, в крови потерпевшей алкоголя не обнаружено. В процессе следствия установлено, что двутавр более 5 лет стоял в том месте, прислоненный к одному из гаражей. Уголовным розыском была проанализирована личность жертвы, ее образ жизни, характер работы, ближайшее окружение. Были отработаны версии о возможной причастности к смерти гражданки Петровой какого-либо из установленных лиц, которые могли быть заинтересованы в ее смерти по тем или иным мотивам. Однако результаты проверок не подтвердили их как в силу зыбкости оснований, так и в силу установленных неопровержимых алиби. Проведенный анализ материалов уголовного дела привел следователя к предположению, что преступником является, вероятно, человек, не знакомый с Петровой, а само событие преступления детерминировано пространственно-временным пересечением.

15.06.1997 г. на гражданку Богданову было совершено нападение с целью изнасилования и возможно последующего убийства. Активное сопротивление потерпевшей и возникшая ситуация возможного вмешательства постороннего (появился прохожий) помешали нападавшему реализовать преступный умысел. Характеристика объективной стороны преступления (асфиксия шеи жертвы руками), поведенческие особенности преступника (напал из засады сзади), а также пространственно-временные составляющие деликтов совпадают (один и тот же район г. Знаменска, время нападения 22 часа 10 минут, в других схожих преступлениях - 22 часа 30 минут и 22 часа 00 минут). Потерпевшая не смогла ничего рассказать о чертах лица преступника, так как он нападал сзади. Она показала, что его рост, вероятно, около 176 см, телосложение среднее, а возраст от 33 до 4О лет. Из протоколов допросов потерпевшей можно сделать вывод о словесных угрозах, произнесенных преступником в момент нападения. В одном случае угроза звучала следующим образом: "Если вякнешь - прирежу", а в другом: "Пойдешь туда, куда я скажу и чтобы не пискнула". Обе угрозы имеют психологически идентичные по силе своей воздейственности ключевые слова: "вякнешь", "пискнешь". Оба эти слова - однопорядковые, не только в культурном смысле, но и психологическом, так как обращены к звуку, а не к действию (в последнем случае было бы сказано "дернешься", "рыпнешься" и т.п.), что отражает установку нападавшего человека. Оба ключевых слова одинаково односложны (например, "не будешь кричать", а просто "вякнешь", "пискнешь"). Психологически интересен еще один факт. Из протоколов допросов потерпевшей явствует, что угроза "если вякнешь прирежу" сопровождалась действиями преступника. Вот слова потерпевшей: "После угроз потащил с тропинки в сторону". Получается действие как бы дополняет недосказанную часть угрозы "пойдешь туда, куда я скажу".

28.06.1997 г. в 4 км от г. Знаменска, в 60 метрах от автотрассы, ведущей к трем населенным пунктам (А.,В.,Н.), обнаружен труп неизвестной женщины. Из протокола осмотра места происшествия: "брюки на трупе застегнуты в поясе и застегнут гульфик. Рубашка застегнута на пуговицы. Бюстгальтер без каких-либо повреждений". По заключению судебно-медицинской экспертизы "смерть наступила от асфиксии посредством удушения руками. Объективных следов насильственного полового акта не найдено". Здесь же эксперт отмечает "кровоизлияние в мягких тканях шеи слева и мелкие округлые кровоподтеки на передней поверхности грудной клетки". У потерпевшей ничего не похищено, 2 золотых кольца и цепочка находятся на теле жертвы, деньги в дамской сумочке.

Исходя из фактов преступления следователь сделал предположительный вывод: преступник привез жертву на машине, машину водит уверенно, обладает хорошей ориентировкой как водитель по проезжей части, возможно работает водителем автотранспорта, в заброшенные шахты, находящиеся недалеко от места преступления тело жертвы не повез, так как незнаком с данной местностью. Выбор направления привоза жертвы более всего совпадает с направлением передвижения к основному месту жительства преступника, что дало основание предположить местом проживания преступника один из населенных пунктов (А.,В.,Н.), расположенных по трассе дальше.

Возраст всех трех потерпевших находится в диапазоне от 28 до 32 лет, что свидетельствует о выборе преступником в качестве объекта нападения женщин в половозрелом возрасте. (При подготовке занятие использовались материалы диссертационного исследования А.И. Анфиногенова, выполненного под руководством профессора А.И. Папкина).

3. Задание

1. На основе тщательного анализа обстоятельств трех совершенных преступлений и использования предложенных рекомендаций составьте психологический портрет предполагаемого преступника. Содержание подготовленного вами психологического портрета преступника сравните с материалами, представленными в разделе пособия "Ответы к заданиям, упражнениям и тестам".

2. Найдите возможность посмотреть американский фильм "Молчание ягнят". Проанализируйте работу полицейских по составлению психологического портрета Баффало Билла. Составьте свой вариант психологического портрета этого преступника.

Занятие 2

Акцентуации характера и их диагностика

1. Задание

1. Ответьте самостоятельно на вопросы опросника К. Леонгарда и, используя "ключ", проведите обработку полученных данных.

2. Прочитайте предложенный учебный материал и уясните сущность каждого вида акцентуации характера.

3. Подумайте и ответьте на вопрос о том, какие факторы образа жизни правонарушителей влияют на развитие акцентуаций характера.

2. Инструкция и текст опросника

Вам предлагаются утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, то рядом с его номером поставьте знак "+" ("да"), если нет - знак "-" ("нет"). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет.

1. У вас чаще веселое и беззаботное настроение.

2. Вы чувствительны к оскорблениям.

3. Бывает ли так, что у вас навертываются слезы в кино, театре, в беседе и т.п.

4. Сделав что-то вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно.

5. В детстве вы были таким же смелым как все ваши сверстники.

6. Часто ли у вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе.

7. Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, компании.

8. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с вами лучше не разговаривать.

9. Вы серьезный человек.

10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь.

11. Предприимчивы ли вы.

12. Вы быстро забываете, если вас кто-нибудь обидит.

13. Мягкосердечны ли вы.

14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него.

15. Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучших работников.

16. Бывало ли вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь, в зрелом возрасте).

17. Стремитесь ли вы во всем и всюду соблюдать порядок.

18. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств.

19. Любят ли вас ваши знакомые.

20. Часто ли у вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности.

21. У вас часто несколько подавленное настроение.

22. Бывали ли у вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв. 23.Трудно ли вам долго усидеть на одном месте.

24. Если по отношению к вам несправедливо поступили, энергично ли вы отстаиваете свои интересы.

25. Можете ли вы зарезать курицу или овцу.

26. Раздражает ли вас, если дома занавес и скатерть висят неровно и вы сразу же стараетесь поправить их.

27. Вы в детстве боялись оставаться в одиночку дома.

28. Часто ли у вас бывают колебания настроения без причины.

29. Всегда ли вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии.

30. Быстро ли вы начинаете сердиться или впадать в гнев.

31. Можете ли вы быть абсолютно беззаботно веселым.

32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает вас.

33. Как вы думаете, получился бы из вас ведущий в юмористическом спектакле.

34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно.

35. Вам трудно переносить вид крови. Не вызывает ли это у вас неприятных ощущений.

36. Любите ли вы работу с высокой личной ответственностью.

37. Склонны ли вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступают.

38. В темный подвал вам трудно, страшно спускаться. 39.Предпочитаете ли вы работу такую, где надо действовать быстро, но требования к качеству выполнения невысоки.

40. Общительны ли вы.

41. В школе вы охотно декламировали стихи.

42. Убегали ли вы в детстве из дома.

43. Кажется ли вам жизнь трудной.

44. Бывает ли так, что после конфликта, обиды вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимым.

45. Можно ли сказать, что при неудаче вы не теряете чувство юмора. 46.Предприняли бы вы первые шаги к примирению, если вас кто-либо обидел.

47. Вы очень любите животных.

48. Возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случится.

49. Преследует ли вас иногда неясная мысль, что с вами и вашими близкими может случиться что-то страшное.

50. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво.

51. Трудно ли вам докладывать (или выступать на сцене) перед большим количеством людьми.

52. Вы можете ударить обидчика, если он вас оскорбит.

53. У вас очень велика потребность в общении с другими людьми.

54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние.

55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности.

56. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий.

57. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что на глазах выступают слезы.

58. Часто ли бывает вам трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в ваших мыслях.

59. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать.

60. Потребуется ли вам большое напряжение воли, чтобы пройти одному через кладбище.

61. Тщательно ли вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была только на одном и том же месте.

62. Бывает ли так, что будучи перед сном в хорошем настроении, вы на следующий день встаете в подавленном, длящемся несколько часов.

63. Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям.

64. Бывают ли у вас головные боли.

65. Вы часто смеетесь.

66. Можете ли вы быть приветливым даже с тем, кого явно не цените, не любите, не уважаете.

67. Вы подвижный человек.

68. Вы очень переживаете из-за несправедливости.

69. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее другом.

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери.

71. Вы очень боязливы.

72. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя.

73. В молодости вы охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности.

74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости.

75. Часто ли вас тянет путешествовать.

76. Может ли ваше настроение измениться так резко, что ваше состояние радости вдруг сменится угрюмым и подавленным настроением.

77. Легко ли вам удается поднять настроение друзей в компании.

78. Долго ли вы переживаете обиду.

79. Переживаете ли вы долгое время горести других людей.

80. Часто ли, будучи школьником, вы переписывали страницу в вашей тетради, если случайно поставили в ней кляксу.

81. Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью.

82. Часто ли вы видите страшные сны.

83. Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда, или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из окна.

84. В веселой компании вы обычно веселы.

85. Способны ли вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения.

86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, приняв алкоголь.

87. В беседе вы скудны на слова.

88. Если вам бы необходимо было играть на сцене, вы смогли бы войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра.

Каждое совпадение ответа с "ключом" равно 1 баллу. Высокие показатели по каждой из шкал (18 баллов и более) свидетельствуют о наличии у человека соответствующих акцентуаций. При подсчете баллов на каждой шкале опросника Леонгарда для стандартизации результатов значение шкалы умножается на определенное число. Это указано в "ключе" к методике.

3.Ключ и краткое описание акцентуаций характера по К.Леонгарду.

1. Гипертимы (умножить значение шкалы на 3)

+ : 1,11,23,33,45,55,67,77

- : нет

2. Возбудимые (умножить значение шкалы на 2)

+ : 2,15,24,34,37,56,68,78,81

- : 12,46,59

3. Эмотивные (умножить значение шкалы на 3)

+ : 3,13,35,47,57,69,79

- : 25

4. Педантичные (умножить значение шкалы на 2)

+ : 4,14,17,26,39,48,58,61,70,80,83

- : 36

5. Тревожные (умножить значение шкалы на 3)

+ : 16,27,38,49,60,71,82

- : 5

6. Циклотимные (умножить значение шкалы на 3)

+ : 6,18,28,40,50,62,72,84

- : нет

7. Демонстративные (умножить значение шкалы на 2)

+ : 7,19,22,29,41,44,63,66,73,85,88

- : 51

8. Неуравновешенные (умножить значение шкалы на 3)

+ : 8,20,30,42,52,64,74,86

- : нет

9. Дистимные (умножить значение шкалы на 3)

+ : 9,21,43,75,87

- : 31,53,65

10.Экзальтированные (умножить значение шкалы на 6)

+ : 10,32,54,76

- : нет

1. Гипертимический тип. Высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью.

2. Возбудимый тип. Таким людям свойственна повышена импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.

3. Эмотивный тип. Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в духовной жизни человека.

4. Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий.

5. Тревожный тип. Основная черта - склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности.

6. Циклотимический тип. Людям с высокими оценками по этой шкале соответствует смена гипертимических и дистимных фаз поведения.

7. Демонстративный тип. Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстративности поведения.

8. Неуравновешенный тип. Основная черта этого типа - чрезмерная стойкость эмоций, сочетающаяся со склонностью к формированию сверхценных идей.

9. Дистимический тип. Этот тип является противоположным гипертимическому типу, характеризуется сниженным настроением, фиксацией мрачных сторонах жизни, заторможенностью.

10.Экзальтированный тип. Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных.

Акцентуированные личности не являются психопатологическими, они просто характеризуются выделением ярких черт характера.

Ключ