Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые
органами государственной власти с физических и юридических лиц и поступающие в федеральный и местные бюджеты. Налоговая система
ориентирована на решение фискально-перераспределительных
задач, на обеспечение финансовыми ресурсами доходной части бюджета путем
изъятия денег у предприятий, предпринимателей, населения. Также налоги должны
способствовать формированию стимулов в развитии и улучшении производственной
деятельности. Предприятия не должны испытывать налоговый пресс, который бы не
позволял производству нормально функционировать.
В странах со значительным периодом
функционирования рыночной экономики эмпирически определена верхняя граница
налога на прибыль в 50%. Налоги на этом уровне и выше ведут, по оценкам
западных специалистов, к свертыванию производства, и оптимальным может быть
размер в 30-35%. Поскольку этот прямой налог не способствует амортизационным
накоплениям, ведет к снижению инвестиций, инноваций, то во многих странах
Европы на практике величина данного
налога не превышает 10%. В различных государствах подоходному налогу отводится
разная роль в реализации вышеперечисленных требований к налоговой системе.
В США, где преобладает индивидуальное предпринимательство,
ставка подоходного налога в 70-е гг. достигала 70%, в
В последние годы во всех странах мира все большее
распространение получают косвенные налоги, поскольку изъятие денежных средств у
потребителя происходит добровольно и в соответствии с уровнем его потребностей.
НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины и другие косвенные налоги в
странах ЕС достигают 50-60%, а в США, Канаде, Японии – 20-30%,
поскольку там существует негативное отношение к уравнительным принципам в
хозяйственном механизме.
Налоги составляют преобладающую долю доходной части
государственного бюджета стран с рыночной экономикой. Удельный вес всех
налоговых поступлений в валовом национальном продукте составлял в
Современная налоговая система РФ начала формироваться в
В основном налоги обслуживают бюджетную систему, и
выбранная в России модель налогообложения во многом копирует системы,
действующие в развитых странах Европы, где большое значение придается косвенным
налогам, и, прежде всего налогу на добавленную стоимость. В конце 90-х годов
косвенные налоги в РФ превышали 68% от всех налоговых поступлений, а налоги на
доходы юридических лиц свыше 17%, подоходный налог с физических
лиц – 12,5%.
Действовавшая до
Формирование новой налоговой системы в настоящее время в
полном разгаре. До
Это обусловило принятие в
В России в 90-е гг. в налогообложении было много
льгот, направленных, в основном, на решение конъюнктурных задач. Предоставление
их редко отвечало функциональным потребностям экономики страны. Так, льготы по
налогообложению малых предприятий гораздо эффективнее были в конце
80-х – начале 90-х гг. НДС в отечественной экономике составляет
свыше четверти всех доходов бюджетной системы, а с учетом других косвенных
налогов они дают еще большую долю, ведущую к завышению цены. С
С 1998-1999 гг. правительство пытается поднять
значение акцизов на ликероводочную и табачную продукцию в формировании
госбюджета и бюджетов субъектов РФ. Введение с
До
Налоги в рыночной экономике наполняют бюджет и экономическими методами стимулируют развитие национального
хозяйства в заданном направлении. Недобор налогов в РФ на 30-35% от
потенциально возможной налогооблагаемой базы стал обычным явлением. Федеральные
органы управления после
Радикальным решением проблемы наполнения бюджета стала
новая налоговая система, формирование которой началось осенью
Для государственного регулирования национальной экономики
необходимо внедрение в практическую деятельность всех методов, форм и
инструментов денежной, финансовой, кредитной и налоговой систем, и только тогда
можно будет ожидать позитивных изменений в российской действительности.
![]()
|
Курс переходной
экономики: Учебник для вузов / Под ред.
Л.И. Абалкина. М.: Финстатинформ, 1997.
С. 367. |
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница