Предыдущая страница                     Оглавление               Следующая страница

12.2. Рынок труда и проблемы безработицы

Рынок труда – сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу, или система рабочих отношений по поводу производительных способностей людей. Этот рынок имеет принципиальную особенность – его составляющими являются живые люди, которые выступают не только носителями рабочей силы, но и наделены специфическими чертами (психофизиологическими, социальными, культурными и другими), оказывающими существенное влияние на мотивацию и степень их трудовой активности.

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход).

Уровень занятости определяется как удельный вес численности занятого населения к численности экономически активного населения. Уровень безработицы рассчитывается как удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения. В Законе РФ "О занятости населения в Российской Федерации" приведены следующие виды деятельности, которые позволяют считать человека занятым:

  1. работа по трудовому договору (контракту), в том числе выполнение работы за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также сезонная, временная работа, за исключением общественных работ;
  2. предпринимательская деятельность;
  3. самостоятельное обеспечение себя работой;
  4. занятие в подсобных промыслах при условии реализации продукции по договорам;
  5. выполнение работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг;
  6. избрание, назначение или утверждение на оплачиваемую должность;
  7. прохождение военной службы, а также службы в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы;
  8. прохождение очного курса обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях;
  9. другие.

В России подход к признанию человека безработным более сложный, чем в развитых странах, требует обязательной регистрации в службе занятости. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту его жительства не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости документов (паспорта, трудовой книжки; для впервые ищущих работу – документа об образовании).

У правительственных подразделений есть немало мер, чтобы снизить уровень безработицы в стране. К ним относятся, например, досрочный уход граждан на пенсию в случае ликвидации или преобразования организации, а также различные методы определения статуса безработного (регистрация, опрос и др.). Существуют расхождения в определении численности безработных между общероссийской методикой и методикой МОТ. В соответствии с последней безработным считается любой человек, который не имеет дохода, занимается поиском работы, направляется в вынужденный отпуск по решению администрации предприятия, не получает денежных средств на протяжении определенного периода времени, готовый приступить к работе. Учащиеся, студенты, пенсионеры, инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и готовы приступить к ней.

С 1992 г. до 2001 г. сократилось число занятых всеми видами экономической деятельности с 72,1 млн человек до 64,7 млн. человек. Ежегодно до 1999 г. численность экономически активного населения в РФ уменьшалась на 0,5-0,4 млн. человек, а потом она стала расти. К началу 2003 г. занятых было около 91% экономически активного населения. В этот период около 7,2 млн. человек, или 9% экономически активного населения, не имели занятия, и по методике МОТ их можно считать безработными.

Руководствуясь подходами предыдущей экономической системы, правительственные структуры и предприятия в РФ часто идут на искусственное занижение данных по безработице, которые в результате не соответствуют действительности. Сохраняется и даже растет высокая степень дифференциации территорий России по уровню безработицы. Разрыв ее между максимальным и минимальным значениями в начале 2000 гг. был в 10-12 раз. Наибольший официальный уровень безработицы на Северном Кавказе (Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия – Алания) и в республиках Тыва, Бурятия, Сахалинской, Магаданской областях, наименьший – в Оренбургской области, Москве, на тюменском Севере. Почти 70% безработных в стране – женщины. Свыше трети безработных – молодежь от 16 до 29 лет, почти 10% – лица предпенсионного возраста (мужчины – 55-59 лет, женщины – 50-54 года).

Для решения проблемы занятости до недавнего времени существовала соответствующая федеральная служба. В 1998 г. в составе Министерства труда и социальных вопросов создан Департамент занятости, который призван заниматься вопросами занятости населения, безработицы как на уровне Федерации, так и в регионах. Для этого сохранены его подразделения в субъектах РФ, а также в городах и административных районах. Эти управленческие структуры, помимо регистрации безработных, назначения пособий, сбора информации о вакантных рабочих местах, должны также решать вопросы трудоустройства, способствовать снижению напряженности во всей социальной сфере. Кроме государственных институтов, появляются различные частные бюро и другие организации, которые занимаются проблемами занятости по отдельным направлениям, например, среди молодежи, среди женщин и т.п. На уровне Федерации до 2001 г. существовал специальный внебюджетный фонд занятости. Теперь оплата пособий безработным производится за счет бюджетных средств.

 

Предыдущая страница                     Оглавление               Следующая страница