В Советском Союзе были только государственные предприятия и
в сельском хозяйстве, как исключение, колхозно-кооперативные. С реформированием
экономики стало возможным функционирование предприятий различных форм
собственности. После
Переданные менее чем за десять лет в
частную собственность предприятия практически не имеют реальных владельцев,
подобно действующим в рыночной экономике других государств. В критической обстановке новые собственники, как правило,
во многом ориентируются на указания властных структур и в минимальной степени
учитывают интересы собственного предприятия. Но самая противоречивая ситуация
состоит в том, что владельцы частных предприятий стараются максимально извлечь
прибыль из приобретенных ими с минимальными затратами основных фондов. Это
ведет к тому, что новые хозяева не инвестируют производство и часто переводят
полученные прибыли за рубеж, что является одной из причин массового оттока
капитала из России на протяжении целого десятилетия.
В сентябре
Особым предметом государственной собственности являются
земля, недра, леса и другие природные ресурсы, а также объекты индивидуальной
собственности и права на эти объекты. Поскольку результаты их производства и
услуг наступают с момента создания предприятий и организаций, то при
рассмотрении функционирования государственного сектора экономики эта часть
государственной собственности, как правило, не рассматривается.
Государственные предприятия могут быть только унитарными,
т.е. юридическими лицами, не наделенными правом собственности на закрепленное
за ними имущество. Имущество такого предприятия является неделимым и не может
быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками
предприятия.
Для достижения поставленных в Концепции целей регулирования
необходимо соблюдение следующих принципов в управлении государственным
имуществом:
Ведущая роль в управлении госимуществом принадлежит
Министерству имущественных отношений Российской Федерации, которое наделяет
унитарные предприятия имуществом, относящимся к федеральной собственности,
согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом таких предприятий,
ведет их реестр, решает проблемы реорганизации унитарных предприятий,
осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарным предприятиям.
До сих пор в стране отсутствует полный реестр унитарных
предприятий. Поэтому ни Минимущество, ни региональные
органы власти не имеют исчерпывающей информации об активах унитарных
предприятий и основных показателях финансово-хозяйственной деятельности.
Не менее важную составляющую госсектора России образуют
учреждения, которые создаются для осуществления функций некоммерческого
характера. Их финансирование, как правило, полностью производится из средств соответствующего
бюджета. Учредитель (Федерация, субъект РФ, муниципалитет) в соответствии с
законодательством несет субсидиарную ответственность по их обязательствам.
Учреждения имеют возможность привлекать кредитные ресурсы для финансирования
своей деятельности без согласования с собственником, и это приводит к нанесению
прямого ущерба государству в случае невозврата
кредитных ресурсов. На 1 октября