После приватизации государственной собственности у
значительной части акционерных предприятий часть уставного капитала принадлежит
государству. Всего Российской Федерации принадлежат акции примерно в 4 тыс.
хозяйственных товариществ и обществ (т. е. в любом хозяйствующем субъекте,
имеющем право юридического лица), и в около 500 акционерных обществах
государство Российская Федерация использует специальное право по их управлению
("золотая акция").
В зависимости от степени участия государства в уставном
капитале акционерные общества (АО) классифицированы следующим образом:
В зависимости от организационно-правовой формы
хозяйствующие субъекты, в уставном капитале которых имеется доля государства,
подразделяются следующим образом:
Федерация получила дивиденды от закрепленных акций в
следующем размере:
Использованию федеральной собственности в деятельности
коммерческих организаций на протяжении многих лет практически не уделялось
адекватного внимания. Поскольку Правительство основные усилия направляло на
разгосударствление и приватизацию, получилось так, что вновь образованными АО с
долей государственной собственности практически управляли менеджеры как
частными предприятиями. Только отдельные общества, которые функционируют в
масштабах государства, постоянно находятся в ведении государственных и
региональных управленческих структур. В настоящее время Правительство принимает
решения о повышении значимости использования федеральной собственности.
Часть акций Российская Федерация передает в доверительное
управление на конкурсной основе, однако при этом законодательством не полностью
определен порядок учета и контроля деятельности доверительного управляющего.
В соответствии с Концепцией управления государственным
имуществом и приватизации в Российской Федерации целями управления в
хозяйственных обществах являются:
До сих пор в стране нет полного реестра государственной
недвижимости, отсутствует рыночная система оценки объектов аренды, что ведет к
постоянному занижению стоимости, недополучению платежей и является одной из
материальных основ для распространения коррупции в стране.
Для повышения эффективности использования этой части
государственного сектора необходимо ликвидировать вышеуказанные недостатки, и,
прежде всего, следует сделать так, чтобы при управлении недвижимостью объект
аренды включал, кроме зданий и сооружений, и земельный участок, на котором он
расположен. Правительству необходимо расширять возмездные виды пользования и
сделать исключением безвозмездные.
Предыдущая
страница Оглавление Следующая страница