Предыдущая страница                     Оглавление               Следующая страница

4.3. Вопросы эффективной отдачи от госимущества в рамках акционерных предприятий

После приватизации государственной собственности у значительной части акционерных предприятий часть уставного капитала принадлежит государству. Всего Российской Федерации принадлежат акции примерно в 4 тыс. хозяйственных товариществ и обществ (т. е. в любом хозяйствующем субъекте, имеющем право юридического лица), и в около 500 акционерных обществах государство Российская Федерация использует специальное право по их управлению ("золотая акция").

В зависимости от степени участия государства в уставном капитале акционерные общества (АО) классифицированы следующим образом:

В зависимости от организационно-правовой формы хозяйствующие субъекты, в уставном капитале которых имеется доля государства, подразделяются следующим образом:

Федерация получила дивиденды от закрепленных акций в следующем размере:

Использованию федеральной собственности в деятельности коммерческих организаций на протяжении многих лет практически не уделялось адекватного внимания. Поскольку Правительство основные усилия направляло на разгосударствление и приватизацию, получилось так, что вновь образованными АО с долей государственной собственности практически управляли менеджеры как частными предприятиями. Только отдельные общества, которые функционируют в масштабах государства, постоянно находятся в ведении государственных и региональных управленческих структур. В настоящее время Правительство принимает решения о повышении значимости использования федеральной собственности.

Часть акций Российская Федерация передает в доверительное управление на конкурсной основе, однако при этом законодательством не полностью определен порядок учета и контроля деятельности доверительного управляющего.

В соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации целями управления в хозяйственных обществах являются:

  1. увеличение неналоговых доходов федерального бюджета;
  2. обеспечение выполнения АО общегосударственных функций (оборона, безопасность, социальные программы, регулирование естественных монополий);
  3. стимулирование развития производства, улучшения финансово-экономических показателей деятельности АО, а также привлечение инвестиций;
  4. сокращение количества хозяйственных товариществ и обществ, в уставных капиталах которых имеется доля государства, сокращение расходов, связанных с их управлением;
  5. реструктуризация предприятий, отраслей, создание вертикально интегрированных структур.

До сих пор в стране нет полного реестра государственной недвижимости, отсутствует рыночная система оценки объектов аренды, что ведет к постоянному занижению стоимости, недополучению платежей и является одной из материальных основ для распространения коррупции в стране.

Для повышения эффективности использования этой части государственного сектора необходимо ликвидировать вышеуказанные недостатки, и, прежде всего, следует сделать так, чтобы при управлении недвижимостью объект аренды включал, кроме зданий и сооружений, и земельный участок, на котором он расположен. Правительству необходимо расширять возмездные виды пользования и сделать исключением безвозмездные.

 

Предыдущая страница                     Оглавление               Следующая страница