Приватизация – это процесс передачи частному
сектору (физическим и негосударственным юридическим лицам) полностью или
частично имущества, находящегося в государственной или муниципальной
собственности. Разгосударствление экономики – более широкий процесс,
чем просто приватизация. Происходит разделение собственности на федеральную, муниципальную, местных самоуправлений и т.д.
В конце 80-х – начале 90-х гг. в процессе
выбора путей экономического развития России актуальной задачей стало
реформирование собственности. Свыше 90% предприятий в Советском Союзе
принадлежали государству, около 10% – колхозам. В силу того, что
темпы роста производственного потенциала, повышения уровня жизни населения с
60-х гг. неуклонно снижались, был взят курс на разгосударствление и
приватизацию. Формирование секторов малого бизнеса, предпринимательства, переход
крупных предприятий в частную сферу должны были, по замыслу реформаторов,
обеспечить повышение эффективности общественного производства, рост
производительности труда.
Подготовка к реальной приватизации в России началась с
распада Советского Союза. 29 декабря
Приватизация не оказала позитивного влияния на динамику
макроэкономических показателей, которые были отрицательны в нашей стране с
В настоящее время прогноз объемов приватизации
рассматривается ежегодно Государственной Думой РФ с учетом современной
конъюнктурной ситуации. Указанный выше закон расширяет методы приватизации,
стоимость объектов определяется с учетом размеров уставного капитала,
балансовой оценки и рыночной стоимости, проводятся коммерческие конкурсы с
инвестиционными (социальными) условиями, используется понятие "аренда с
выкупом по рыночной стоимости".
Динамика изменения государственной собственности показана в
таблице 1. За 1992-1997 гг. изменили форму собственности 129,5 тыс.
предприятий (организаций).
Таблица 1
|
Показатели |
|
|
|
|
|
|
Число
приватизированных предприятий (объектов) – всего |
42924 |
21905 |
10152 |
4997 |
2743 |
|
в том числе по
формам собственности (на дату приватизации) |
|
|
|
|
|
|
муниципальная |
26340 |
11108 |
6960 |
3354 |
1821 |
|
субъектов
Российской Федерации |
9521 |
5112 |
1317 |
715 |
548 |
|
федеральная |
7063 |
5685 |
1875 |
928 |
374 |
|
Структура
приватизированных предприятий (объектов) по способам приватизации, в % к итогу |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
акционирование |
31,1 |
44,8 |
27,7 |
22,5 |
18,1 |
|
продажа на
аукционе |
6,3 |
4,4 |
4,2 |
3,9 |
5,5 |
|
на коммерческом
конкурсе на социальные условия |
30,4 |
24,0 |
15,9 |
8,9 |
9,6 |
|
выкуп
арендованного имущества |
29,5 |
20,8 |
29,8 |
32,1 |
14,6 |
|
продажа
имущества ликвидируемых, ликвидированных и незавершенных строительством
объектов |
0,4 |
1,5 |
4,2 |
5,7 |
9,1 |
|
продажа
недвижимости |
- |
- |
15,4 |
22,9 |
38,5 |
|
продажа земли |
- |
- |
0,6 |
1,5 |
2,6 |
|
инвестиционные
конкурсы и прочие |
2,3 |
4,5 |
2,2 |
2,5 |
2,0 |
Прошло десять лет активного реформирования экономики. После
затянувшегося кризиса постепенное улучшение началось во второй половине
По завершении первого этапа приватизации фактически не были
обнародованы цифры о реальном количестве собственников в Российской Федерации.
До лета
Поступление средств от приватизации предприятий практически
не оказывает существенного влияния на российскую экономику. Это свидетельствует
о том, что при денежной приватизации спрос имеют высоколиквидные предприятия, а
у абсолютного большинства предприятий – номинальные ценные бумаги,
которые не находят места на фондовом рынке. Ситуация трудно разрешимая, и
сейчас никто не говорит о позитивных результатах распродажи государственного
имущества.
Сложно оценить влияние разгосударствления и приватизации на
формирование конкурентной среды. При реализации первоначальных целей
приватизации отказ от поддержки производства неконкурентной продукции должен
был содействовать выпуску лишь выгодных товаров. Хотя Россия обладает громадным
внутренним спросом, у нас снова (после небольшого перерыва 1999-2001 гг.)
происходит процесс вытеснения отечественной продукции и сокращается размер
внутреннего рынка. Наиболее ярко это проявляется в сельском хозяйстве, когда
импортные товары, дотируемые своими правительствами, в силу диспаритета
цен вытесняют российские, а частные организации во многом способствуют этому.
Наиболее плачевны результаты в получении иностранных инвестиций. За
1992-1997 гг. в Россию привлечено всего чуть больше 9 млрд. долл.
иностранных инвестиций в виде прямых вложений в производство. В Китай за
сопоставимый период – примерно 150 млрд. долл. Для нашей экономики
это болезненно в силу того, что многие программы перехода к рынку
предусматривали активное использование иностранного капитала как одно из
условий приватизации. Экономика не получила средства для модернизации
производства.
С
![]()
|
Россия в
цифрах: Крат. cтат. сб. /
Госкомстат России. М., 2001. С. 164. |
Предыдущая
страница Оглавление Следующая страница