Предыдущая страница                     Оглавление               Следующая страница

5.1. Сущность разгосударствления. Особенности и этапы осуществления приватизации в РФ

Приватизация – это процесс передачи частному сектору (физическим и негосударственным юридическим лицам) полностью или частично имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Разгосударствление экономики – более широкий процесс, чем просто приватизация. Происходит разделение собственности на федеральную, муниципальную, местных самоуправлений и т.д.

В конце 80-х – начале 90-х гг. в процессе выбора путей экономического развития России актуальной задачей стало реформирование собственности. Свыше 90% предприятий в Советском Союзе принадлежали государству, около 10% – колхозам. В силу того, что темпы роста производственного потенциала, повышения уровня жизни населения с 60-х гг. неуклонно снижались, был взят курс на разгосударствление и приватизацию. Формирование секторов малого бизнеса, предпринимательства, переход крупных предприятий в частную сферу должны были, по замыслу реформаторов, обеспечить повышение эффективности общественного производства, рост производительности труда.

Подготовка к реальной приватизации в России началась с распада Советского Союза. 29 декабря 1991 г. Б.Н. Ельцин подписал Указ "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий". В этот период начинается активное осуществление приватизации в соответствии с Государственной программой "Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 г.". В это время было принято решение о безвозмездной приватизации на основании ваучеров – государственных ценных бумаг целевого назначения, которые выдавались абсолютно всем гражданам России и оценивались в 10000 руб., как часть госсобственности, которая принадлежала отдельному человеку. Каждый житель РФ независимо от возраста, социального положения, уровня доходов получил ваучер, дававший право приобрести акции приватизированных предприятий. Держатель чека мог его использовать по своему усмотрению.

Приватизация не оказала позитивного влияния на динамику макроэкономических показателей, которые были отрицательны в нашей стране с 1989 г. Наоборот, сокращение объемов производства в промышленности, строительстве и других отраслях материального производства в первые годы разгосударствления приобрело более высокие темпы, чем раньше. После того, как закончился ваучерный процесс приватизации, во втором полугодии 1994 г. начался ее денежный этап. Его целью являлась продажа предприятий за денежные средства и максимизация бюджетных доходов. Для осуществления данного этапа в 1997 г. был принят Закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ".

В настоящее время прогноз объемов приватизации рассматривается ежегодно Государственной Думой РФ с учетом современной конъюнктурной ситуации. Указанный выше закон расширяет методы приватизации, стоимость объектов определяется с учетом размеров уставного капитала, балансовой оценки и рыночной стоимости, проводятся коммерческие конкурсы с инвестиционными (социальными) условиями, используется понятие "аренда с выкупом по рыночной стоимости".

Динамика изменения государственной собственности показана в таблице 1. За 1992-1997 гг. изменили форму собственности 129,5 тыс. предприятий (организаций).

Таблица 1

Структура приватизированных предприятий (объектов) по формам собственности и способам приватизации в 1993-1997 гг. 6>>>

Показатели

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

Число приватизированных предприятий (объектов) – всего

42924

21905

10152

4997

2743

в том числе по формам собственности (на дату приватизации)

 

 

 

 

 

муниципальная

26340

11108

6960

3354

1821

субъектов Российской Федерации

9521

5112

1317

715

548

федеральная

7063

5685

1875

928

374

Структура приватизированных предприятий (объектов) по способам приватизации, в % к итогу

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

в том числе:

 

 

 

 

 

акционирование

31,1

44,8

27,7

22,5

18,1

продажа на аукционе

6,3

4,4

4,2

3,9

5,5

на коммерческом конкурсе на социальные условия

30,4

24,0

15,9

8,9

9,6

выкуп арендованного имущества

29,5

20,8

29,8

32,1

14,6

продажа имущества ликвидируемых, ликвидированных и незавершенных строительством объектов

0,4

1,5

4,2

5,7

9,1

продажа недвижимости

-

-

15,4

22,9

38,5

продажа земли

-

-

0,6

1,5

2,6

инвестиционные конкурсы и прочие

2,3

4,5

2,2

2,5

2,0

Прошло десять лет активного реформирования экономики. После затянувшегося кризиса постепенное улучшение началось во второй половине 1999 г. за счет роста производства импортозамещающих товаров, благоприятной мировой конъюнктуры, а также военных действий в "горячих точках" страны. Одна из главных причин негативного результата приватизации – это ее завышенный, ускоренный темп, который опережал и формирование нормативно-правовой базы, и создание соответствующих федеральных и муниципальных структур по управлению процессом приватизации, а также госсектором, и формирование нового, рыночного менталитета граждан.

По завершении первого этапа приватизации фактически не были обнародованы цифры о реальном количестве собственников в Российской Федерации. До лета 1998 г. довольно интенсивно продолжалась концентрация акций у определенного круга лиц и, как результат, активно развивался процесс расслоения населения. В настоящее время, по некоторым оценочным данным, в стране насчитывается не более 10 млн. собственников.

Поступление средств от приватизации предприятий практически не оказывает существенного влияния на российскую экономику. Это свидетельствует о том, что при денежной приватизации спрос имеют высоколиквидные предприятия, а у абсолютного большинства предприятий – номинальные ценные бумаги, которые не находят места на фондовом рынке. Ситуация трудно разрешимая, и сейчас никто не говорит о позитивных результатах распродажи государственного имущества.

Сложно оценить влияние разгосударствления и приватизации на формирование конкурентной среды. При реализации первоначальных целей приватизации отказ от поддержки производства неконкурентной продукции должен был содействовать выпуску лишь выгодных товаров. Хотя Россия обладает громадным внутренним спросом, у нас снова (после небольшого перерыва 1999-2001 гг.) происходит процесс вытеснения отечественной продукции и сокращается размер внутреннего рынка. Наиболее ярко это проявляется в сельском хозяйстве, когда импортные товары, дотируемые своими правительствами, в силу диспаритета цен вытесняют российские, а частные организации во многом способствуют этому. Наиболее плачевны результаты в получении иностранных инвестиций. За 1992-1997 гг. в Россию привлечено всего чуть больше 9 млрд. долл. иностранных инвестиций в виде прямых вложений в производство. В Китай за сопоставимый период – примерно 150 млрд. долл. Для нашей экономики это болезненно в силу того, что многие программы перехода к рынку предусматривали активное использование иностранного капитала как одно из условий приватизации. Экономика не получила средства для модернизации производства.

С 1992 г. в стране действовал Комитет по управлению государственным имуществом, сейчас его заменило Министерство имущественных отношений, которое имеет свои структуры во всех субъектах РФ. Минимущество РФ вместе с Российским фондом федерального имущества должно осуществлять процессы дальнейшей приватизации, а с 1998 г. его главной целью стало управление собственностью государства.

<<<6

Россия в цифрах: Крат. cтат. сб. / Госкомстат России. М., 2001. С. 164.

 

Предыдущая страница                     Оглавление               Следующая страница