Предыдущая страница                     Оглавление               Следующая страница

5.3. Национализация как антипод приватизации

 

Национализация означает отчуждение имущества у частных лиц в собственность государства, осуществляемое на основе специального акта компетентного государственного органа. Некоторые экономисты называют приватизацию денационализацией, и поэтому можно посмотреть на этот процесс со следующей стороны: если приватизация проведена неудачно и государству, правительству не удалось добиться поставленных вначале целей, то какой может быть выход из создавшейся ситуации?

В 70-е гг. в Чили А. Пиночет после прихода к власти осуществил быструю передачу национализированных социалистами предприятий в частные руки, что вызвало резкое снижение объемов производства и уровня жизни. Именно тогда в качестве консультантов им были привлечены сторонники монетаризма, и по их рекомендациям Пиночет провел новую национализацию предприятий. В то же время передача госсобственности в частные руки стала осуществляться постепенно, выборочно, с учетом государственных интересов. Так, в настоящее время базовые отрасли в Чили, и, прежде всего, горнодобывающая (медная), принадлежат стране, и доля госсектора в промышленности составляет около 40%. Сейчас в Чили наиболее высокие темпы роста ВВП в Латинской Америке, стабильная валюта, постоянный рост уровня жизни и т.д.

Во многих странах Западной Европы в послевоенный период после кризиса перепроизводства крупные предприятия промышленности (авиа-, автомобилестроения, угольной и др.) были национализированы, но после внедрения новых эффективных технологий, наращивания производства они передавались в частные руки. Однако если эта приватизация проходила неудачно, правительство с помощью финансовых рычагов, прежде всего выкупа акций, приобретало контроль над отдельными предприятиями. Все это говорит о том, что приватизация, как любой процесс реформирования, не всегда может заканчиваться только положительно. Могут быть ошибки, которые надо исправлять, и самым простым способом, по-видимому, является обратный переход имущества государству. На наш взгляд, процесс приватизации должен обязательно дополняться процессом национализации как методом преодоления допущенных при приватизации ошибок и злоупотреблений. В нормативный пакет документов о приватизации обязательно должен входить закон о национализации.

Население нашей страны национализацию в основном воспринимает в той форме, в какой она осуществлялась в революционный период перехода от капитализма к социализму – массовое насилие, часто с использованием смертных казней, лишение бывших владельцев всех гражданских прав и другие жестокие методы. Национализация как антипод приватизации должна, прежде всего, подразумевать переход предприятия государству за счет массового выпуска акций реформируемого общества. Никаких насильственных методов без доказательства судом нарушения закона не должно применяться.

Осенью 1999 г. в российской юридической действительности был зафиксирован прецедент, который мог бы иметь большие последствия для процесса приватизации и национализации. В Санкт-Петербурге Ломоносовский фарфоровый завод, ранее приватизированный, решением суда снова был объявлен государственной собственностью. Почти треть акций этого предприятия к тому времени перешла во владение иностранных лиц, что противоречило требованиям государственного заключения переходе завода в частные руки. В связи с этим суд расторгнул договор, и фарфоровый завод вновь был объявлен государственной собственностью. После наведения порядка фарфоровый завод снова выставлен на приватизацию. К сожалению, в суде более высокой инстанции данное судебное решение было отменено, и исполнительная власть не допустила вмешательства третьих лиц в приватизацию.

Тем не менее, нарушение условий приватизации может послужить причиной деприватизации. По данным Минимущества и Российского федерального фонда имущества, почти у 40% предприятий промышленности в процессе приватизации были нарушения установленных законодательных норм, что, по мнению специалистов, может стать поводом для массовой национализации.

Отдельные субъекты Российской Федерации приняли региональные законы о национализации, в частности, это относится к Татарстану. На наш взгляд, необходимо изучать и распространять данный опыт на всей территории России, и исправлять допущенные ошибки в процессе приватизации с учетом опыта развитых стран, государств Восточной и Центральной Европы. Но к концу 2003 г. федеральный закон о национализации в РФ, по-прежнему, не прошел все необходимые стадии в Госдуме.

 

Предыдущая страница                     Оглавление               Следующая страница